Программа «Адаптируемся вместе с мамой»

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками становятся для него источниками стрессовых ситуаций.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

  • от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
  • от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
  • от состояния здоровья;
  • от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находиться в дошкольном учреждении;
  • от разницы в методах воспитания.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

Упрямство (причины):

  • перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
  • стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
  • привычная форма поведения избалованного ребенка;
  • своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

  • отсутствие уважения взрослых к ребенку;
  • реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;
  • недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
  • утомление от однообразной деятельности.

Лживость (причины):

  • болезнь, страх наказания;
  • желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

Лень (причины):

  • неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от трудового усилия (бывает так, что у родителей нет терпения подождать, пока ребенок выполнит его просьбу, и они все делают за него);
  • воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.

Воспитатель создавая у ребенка положительное отношение к детскому саду, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослым и детьми, он обеспечивает решение воспитательно - образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет протекание адаптационного процесса.

Родители оказывают большое влияние на процесс адаптации ребенка. Т.к. решение отдать его в детский сад, “в чужие руки” может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т.п.

Дети в 1,5-2 года не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей.

Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств, происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, не доверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т.п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.

Если родители выбирают деструктивную стратегию адаптации:

  • игнорирование работников детского сада,
  • демонстрацию агрессии,
  • конфликтное поведение.

Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на годы.

Проблема адаптации очень актуальна и для нашего детского сада, так как ежегодно в образовательное учреждение поступает 30-45 малышей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Для того чтобы процесс адаптации ребенка к новым условиям проходил в щадящем режиме, нами была запущена программа “Адаптируемся вместе с мамой”.

Цель программы: адаптация родителей и детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задачи.

  • Сохранение, укрепление здоровья ребенка путем создания соответствующих условий (оптимальная организация педагогического процесса).
  • Создание условий для наиболее адекватного, почти безболезненного приспособления родителей и детей к дошкольному учреждению.
  • Формирование у родителей и детей положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной деятельности.
  • Передача социального опыта игры.
  • Создание единого воспитательно - образовательного пространства на основе формирования доверительных, партнерских отношений сотрудников детского сада с родителями.

Методы и приемы:

  • приемы арт-терапии (рисование, лепка, конструирование);
  • приемы музыкотерапии;
  • различные виды массажа.

Планируемый результат.

  • Родители установят контакт с собой, почувствуют свои желания, возможности и потребности.
  • Научатся лучше понимать своего ребенка, почувствуют его потребности, желания.
  • Испытают радость от взаимодействия с собой, со своим ребенком, со всеми окружающими.

Концепция программы. “Для того чтобы почувствовать своего ребенка, необходимо научится чувствовать себя. Невозможно не зная, не чувствуя себя, свое тело, подарить тепло другому человеку”.

Поэтому планируются занятия только с мамой и занятия мама+ребенок.

Правила группы.

  1. Говорить от первого лица. Каждый участник говорит за себя, от своего имени.
  2. Правило закрытой двери. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.
  3. Конфиденциальность (неразглашение обсуждаемых проблем за пределами группы).
  4. Право каждого члена группы сказать “стоп” - прекратить выполнять упражнение.
  5. Безопасность. Своя безопасность, других и окружающей среды.
  6. Выключать телефон. Коробочка для телефонов.
  7. Любое движение, которое мы делаем, должно быть комфортно и для мамы и для ребенка. В случае неготовности что-то повторить, мама находит творческий способ реализовать предложенное движение по-другому.
  8. Устанавливайте с ребенком контакт глаза в глаза. Это один из способов установления и поддержания контакта мамы и ребенка, а также понимания и считывания его сигналов на конкретное упражнение или движение.
  9. Правило открытой двери. Ведущие открыты для общения, ответов на вопросы по телефону или лично, если доработали до конца.

Программа “Адаптируемся вместе с мамой” состоит из 10 занятий, 2 раза в неделю: 1 – с “мамой”, 2 – “мама + ребенок”, длительность 1 час.

Форма одежды.

  1. Футболка или майка.
  2. Спортивные брюки или бриджи.
  3. Балетки, чешки или носки.

Структура занятия

Рефлексия в начале и в конце занятия, помогает в осмыслении и принятии чувств, эмоций и переживаний, которые есть в начале занятия, возникают в процессе и остаются в конце. “Если мы называем эмоции, то мы ими управляем, если нет, то они управляют нами”

Приветствие и знакомство помогают установить контакт в начале взаимодействия, общения.

Коммуникативные игры направлены на формирование работоспособности, на создание групповой атмосферы. Эти упражнения позволяют создать уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности группы.

Музыкальные игры оказывают комплексное воздействие на организм ребенка, представляя собой синтез игры и физических упражнений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении. А музыка усиливает эмоциональную сторону игры, знакомит с народными традициями, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки. Музыкальные игры всегда вызывают большой интерес у детей и являются прекрасным средством для общего физического и психологического развития ребенка.

Продуктивная деятельность направлена на развитие и раскрытие внутреннего потенциала детей. Родители получают инструменты для правильного использования продуктивной деятельности дома. Родители и дети во время совместной работы получают положительные эмоции.

Танцевальная импровизация направлена на внутреннее раскрепощение, на развитие спонтанных движений, в которых человек выражает себя честно и точно. Она способствует психологической разгрузке, раскрытию творческого потенциала.

Массаж направлен, как на повышение собственной чувствительности, так и на обретение навыка чувствования другого человека.

Релаксация направлена на снятие эмоционального напряжения, расслабление.

Ритуал прощания направлен на завершение занятия и на позитивное настроение.

Примерный перечень упражнений и игр программы

Виды деятельности Мама
(1, 3, 5, 7, 9 занятия)
Мама и ребенок
(2, 4, 6, 8, 10 занятие)
Рефлексия “Волшебное дерево” правая половина дерева
Приветствие 1.За руку, плечики, ноги, коленки.

3. Придумай приветствие. (Движение)

5. Придумай приветствие. (Слова)

7. Придумай приветствие. (Движение и слова)

9. Здравствуй, уважаемый.

2, 4, 6, 8, 10. С мамой за руку, обняться.
Знакомство 1. Передаем мяч называем имя.

Первое творческое задание. Оформляем бейджик.

3. “Имя по кругу”

Имя и прилагательное про себя на первую букву.

5.“Имя по кругу”

Имя и движение все вместе повторяют.

2, 4, 6, 8, 10. Передаем мяч называем Имя.
Коммуникативные игры 1. “Чья рука”

3. “Шеренга”

5.“Поменяться местами”, “Путаница”

7.“Поза”, “Змея”

9.“Передай предмет”, “Поменяться местами”

2. “Чья рука”

6, 8, 10. “Передай мяч” (разными способами)

Музыкальные игры 1. “Пора начинать?”

1. “Где же наши ручки?”

2, 4, 6, 8, 10.“Пора начинать?”

2.“Где же наши ручки?”

4, 6. “Раздувайся, пузырь”

8, 10.“Карусель”

Продуктивная деятельность 1. Конструирование “Самая оригинальная башня” (из коробок) 1) каждый свою. 2) парой. 3) все вместе.

3. Аппликация из мятых салфеток “Цветочек”.

5. Нетрадиционное рисование с помощью поролоновой губки.

7. Лепка из соленого теста “Елочка”.

9. Конструирование с помощью макаронных изделий.

2. Конструирование “Самая оригинальная башня”. (Из коробок)

4. Собери пирамидку. (Маленькие 10 см и большие 80 см)

4. Аппликация из мятых салфеток “Пирамидка”.

6. Собери матрешку. (3, 5, 7 – сост.)

6. Нетрадиционное рисование с помощью поролоновой губки “Матрешка”.

8. Собери разрезанные картинки.

8. Лепка из соленого теста “Лесные звери”. (Вырезание формочкой)

10. Разбери по цвету.

10. Конструирование с помощью макаронных изделий. Бусы для мамы.

Танцевальная импровизация 3. Игра-танец с лентами.

5. Игра-танец с тканью.

9. Упражнение “Алфавит - джаз”

4. Игра-танец с лентами.

6. Игра-танец с тканью.

10. Упражнение “Алфавит - джаз”.

Массаж 1. Bodiwork (стоя, оформляем границы тела).

3. Кисточковый массаж. Массаж лица.

5. Bodiwork (растяжка).

7. “Массаж 4 стихий”

Четыре типа прикосновений.

Земля – плотные, длительные.

Вода – плавные, спокойные, тягучие.

Огонь – быстрые, меняющиеся, не продолжительные.

Воздух – легкие, нежные, спокойные.

2. Bodiwork (стоя, оформляем границы тела)

4. Кисточковый массаж. Массаж лица. Мама ребенку.

6. Bodiwork (растяжка).

8. “Массаж 4 стихий”

Четыре типа прикосновений.

Земля – плотные, длительные.

Вода – плавные, спокойные, тягучие.

Огонь – быстрые, меняющиеся, не продолжительные.

Воздух – легкие, нежные, спокойные.

Релаксация 1. “Бубенчик”

3, 5. “Песочный домик”.

7, 9. “Звуки прибоя”

2. “Бубенчик”

4, 6. “Песочный домик”.

8, 10. “Звуки прибоя”

Рефлексия “Волшебное дерево” левая половина дерева
Ритуал прощания Хлоп! Раз, еще раз (хлопаем то в ладоши, то по коленкам)

Мы похлопаем сейчас.

А потом скорей-скорей

Шлепай-шлепай веселей! (Ладошками по полу)

Пальчик о пальчик тук да тук,

Хлопай, хлопай, хлопай тут!

Пальчик о пальчик тук да тук,

Топай, топай, топай тут!

Литература

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт. – сост. Белкина Л.В. – Воронеж “Учитель”, 2004. – 236 с.
  2. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. – Фев. – С. 59-60.
  3. Баданина Л. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. – С.100-102.
  4. Дорохина Н. “В детский сад идти пора” / Дошкольное воспитание, 2007, №5.
  5. Зотова Ольга “О важности объятий и телесного контакта”.
  6. Каплунова И. и Новоскольцева И. "Ясельки" (библиотека программы "Ладушки") - можешь ее писать, а можешь и нет...
  7. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад
  8. Лукина Т. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей // Ребенок в детском саду. - 2008. - №3. – С. 46-49.
  9. Маслова Т. Дети учатся понимать мир и себя // Дошкольное воспитание. - 2007. - №8. – С. 93-101.
  10. Мочалова О.Л. Адаптация детей к ДОУ // Ребенок в детском саду. - 2006. - №4. – С. 57-59.
  11. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: “Речь”, Институт Тренинга, 2004. – 256 с.
  12. Рахманова А.Р. Группы танцевальной импровизации Baby Contact для мам и малышей от 3 месяцев до 3 лет – взгляд глазами психолога. Статья для сборника материалов научно-практической конференции “Современный танцевально-двигательный психотерапевт:: традиции и инновации в развитии Российской школы ТДТ”, 24-27 июня 2010 года.
  13. Серия "Музыка с мамой" Екатерина и Сергей Железновы "Забавные уроки. Коммуникативные игры от 1 до 5" (аудиодиск) - Наташа, здесь я нашла музыкальную игру "Надувайся пузырь" и "Где же ручки?"
  14. Серия "Музыка с мамой" Екатерина и Сергей Железновы "Лимпопо. Подвижные игры-песенки для детей" (аудиодиск) - Здесь "Пора начинать", а также и "пузырь" и "Где же ручки?".
  15. Чуричков А., Снигирев В. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.

Презентация