Работа с одаренными детьми как ключевое направление национальной образовательной программы «Наша новая школа»

Разделы: Начальная школа


Одарённость человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос
и дал обильный плод.

В.А.Сухомлинский

Одарённость ребёнка многие века привлекала внимание философов и педагогов.

Один из первых философов в истории человечества, который размышлял и об особо одарённых детях и предлагал отбирать их и интенсивно развивать был Конфуций.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления одарённых детей. “…Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования”.

Так же в основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Однако в последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно являющееся основным, не решает проблемы поддержки и развития одарённости детей.

Всё выше сказанное позволило сформулировать цель моей работы с одарёнными детьми: создать условия для выявления и развития одарённых учащихся через различные формы и методы работы в урочное и внеурочное время.

Для решения данной цели ставлю перед собой задачи:

  • Создание системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки.
  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества на уроках.
  • Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми мы должны знать: Что такое одарённость? Кто такой одарённый ребёнок? Посмотрим в толковый словарь. Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Я, как учитель начальных классов, начинаю эту работу с предшкольной подготовки.

Свою работу с одарёнными детьми условно делю на 4 этапа:

1-й этап – организационный

Основным направлением данного этапа является изучение концепций, методик, научных работ психологов, педагогов, повышение уровня компетентности в области психологии одарённых детей и методов работы с ними.

Рассмотрела взгляды на понятие “одарённости” таких известных ученых, как Б. М. Теплова, Л. С. Выготского, Дж. Гилфорда и др.

С точки зрения психологии выделила следующие категории одарённых детей:

  • Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
  • Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.
  • Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  • Дети со спортивными способностями.
  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

2-й этап - этап предварительного поиска

На этом этапе собираю предварительную информацию о ребёнке, поступающем в 1 класс. Эту работу я начинаю уже на курсах предшкольной подготовки. В подборе информации мне помогают воспитатели, родители и сами дети.

С этой целью для родителей на первых порах используются методики: "карта одаренности", "интеллектуальный портрет" и др.

К концу первой четверти первого учебного года определяю склонности ребёнка и составляю карту интересов младших школьников. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это, прежде всего, тесты Д.Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – адаптированные варианты "краткого теста творческого мышления (фигурная форма)" Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Участие детей в диагностике собственной одарённости на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием. Также обращаю внимание на область физического развития детей.

Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребёнке.

3-й этап - оценочно-коррекционный

Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одарённых детей.

На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности. С начала сентября провожу родительские собрания, на которых ориентирую родителей на секционную и кружковую деятельность. Начиная со второго полугодия, провожу классные олимпиады по предметам.

На практике в системе применяю информационно-коммуникативные технологии. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете.

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Учебно-методический комплект “Школа 2100”, который я реализую, даёт возможность каждому ученику проявить себя в проектной деятельности по любому предмету начиная с 1-го класса.

На уроках также использую следующие приёмы:

Приём “Пресс-конференция” основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.

Например, урок окружающего мира по теме: “Форма Земли”

-Известно, что Земля имеет форму шара. Существует много научных доказательств этого факта. (Вопросы детей: Какие доказательства шарообразности Земли существуют? Какие доказательства были получены из космоса? Каким образом Магеллан доказал, что Земля имеет форму шара?)

Приём “Привлекательная цель” или “Удивляй” основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Например, урок технологии по теме: “Оригами”.

-Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать?

Приём “Диалог с текстом” используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки.

Приём “Две шляпы критического мышления”, который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Игра “Да - нет”, которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.

4-й этап – заключительный

Сейчас мои дети выпускники 4-го класса. Обязательно выпуская детей из 4 класса, составлю характеристику на каждого ученика, отмечу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволит спланировать работу классного руководителя в 5-м классе.

Проводимая мною работа в данной области приносит результаты. Так, начиная с 1 класса, дети принимают активное участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях.

Мои ученики начиная со 2 класса постоянные победители интеллектуальных игр и конкурсов “Кенгуру”, “Русский медвежонок”, “Золотое руно”, “Пегас”, “Старт”.

В системе провожу предметные недели. Мои дети принимают участие в олимпиадах на различном уровне. В этом учебном году мои четвероклассники показали хорошие результаты в районной олимпиаде младших школьников.

Во внеурочной деятельности свою одарённость показывают учащиеся, занимающиеся в различных кружках и секциях.

 С данной проблемой я неоднократно выступала на методических объединениях. Свой опыт обобщала во всероссийском фестивале педагогических идей “Первое сентября”. Мой материал опубликован в сборнике материалов участников III межрайонного педагогического форума (г. Куйбышев), а также в информационно-методическом вестнике учителей татарского района. Тема по самообразованию непосредственно связана с работой в области одарённых детей. (“Развитие познавательной активности обучающихся через использование развивающих технологий как необходимое условие эффективной и качественной работы”).

Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приёмов работы с одарёнными детьми. Безусловно, работа с одарёнными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей.

У маленьких учеников
Спросил художников Токмаков:
“А кто умеет рисовать?”
Рук поднялось - не сосчитать
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
“Ну. Кто умеет рисовать?”
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
“Так кто ж умеет рисовать?”
Рук поднятых и не видать.
А ведь ребята в самом деле,
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда все это подевалось?

Валентин Дмитриевич Берестов

Список литературы

  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.
  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.
  3. Савенков А.И. Одаренные дети: методики диагностики и стратегия обучения.
  4. Панютина Н.И. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми.
  5. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
  6. Материалы интернет ресурсов.