Урок литературного чтения «С.Я. Маршак "Декабрь"»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28 МБ)


Цель: создать условия для обогащения читательского опыта учащихся; формировать навык выразительного чтения.

Задачи:

Личностные: 3.Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Регулятивные: 1.Самостоятельно организовать своё рабочее место. 3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. 6: Осуществлять само- и взаимопроверку работ. 7: Корректировать выполненные задания.

Познавательные: 1. познакомить с произведением С.Я. Маршака, с литературными приёмами (олицетворение, метафора) 5.Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием; 7. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

Коммуникативные: 3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых навыков; 2.Читать вслух и про себя тексты учебников, , понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку. 6: Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5: Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Оборудование: кроссворд-презентация, учебник “Литературное чтение” (Л.А.Ефросинина), рабочие тетради, книги С.Я. Маршака, репродукции картин Б.Я. Ряузова “Начало зимы”, А. А. Пластова “Первый снег”, М. М. Гермашева “Снег”.), портрет С.Я.Маршака, иллюстрации обложек книг Маршака, презентация с композицией П.И. Чайковского “Декабрь. Святки”.

Этапы урока Содержание урока Деятельность учащихся УУД
1. Орг.момент - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь . Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Проверяют готовность к уроку РУУД1
2  Актуализация по разделу Снова к нам пришел сегодня
Праздник елки и зимы
Этот праздник новогодний
С нетерпеньем ждали мы.
Слушают учителя, отвечают на вопросы. ПУУД1

КУУД5

Ребята, я не случайно начала урок этими словами. Вспомните, как называется наш раздел по литературному чтению, который мы с вами сейчас изучаем? “Здравствуй, праздник новогодний!”  
Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного автора. Я предлагаю вам расшифровать его фамилию

Портрет на доску!

Маршак. ЛУУД3
Слово об авторе Посмотрите на портрет Самуила Яковлевича. Что можно сказать об этом писателе?

- Какое у него выражение лица? О чем оно нам говорит?

- Молодцы!

- С.Я. Маршак - это знаменитый поэт, мастер стиха, человек высокой культуры. Всю жизнь он был верным товарищем и добрым другом детей.

С. Я. Маршак рос в большой и дружной семье. Родители писателя много работали и старались вырастить своих детей трудолюбивыми и образованными. Детство писатель провел в городе Острогожск, где работал мастером на заводе его отец.

Учась в гимназии он уже переводил произведения древне-римского поэта Горация.

С.Я. Маршак побывал в Петербурге, но вынужден был уехать на юг т.к климат был ему вреден.

В 1912 году Маршак уехал для продолжения образования в Лондон. Живя в Англии, он узнал и полюбил английскую поэзию, начал переводить произведения английских поэтов и народные песни.

Во время Первой мировой войны Маршак помогал детям беженцам и безпризорным.

В Краснодаре он организовал "Детский городок" - классы, мастерские, кружки, детские театры. Маршак любил детей и написал много стихов для них.

Он был награжден двумя орденами Ленина и др. наградами. Его книги отмечены Государственными премиями.

Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе. ПУУД1

 

 

КУУД3

3. Актуализация знаний и целеполагание Сегодня мы познакомимся с новым произведением С.Я. Маршака, а его название мы узнаем, когда разгадаем кроссворд по произведениям Самуила Яковлевича.(Презентация. Слайд №1)

(показываю обложку книги и открываю слово в презентации)

Дети вспоминают произведения и называют слова. ПУУД7

КУУД3

1.“Вот какой рассеянный”
Вместо шляпы на ходу
Он надел ...
СКОВОРОДУ  
2 “Тихая сказка”

Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо
Жили-были старый ёж
И его...

ЕЖИХА  
3. Из книги Круглый год “Апрель”

Апрель, апрель,
На дворе звенит ....

КАПЕЛЬ  
4. “Усатый-полосатый”

Не было в доме мышей
А было много карандашей
Лежали они на столе у папы
И попали котёнку в ...

ЛАПЫ  
5. Дама сдавала в ...
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
И маленькую собачонку.
Это “Багаж”
БАГАЖ  
  6. “Весёлая азбука”

Юнга - будущий матрос

Южных...

Нам привёз.

Какое ключевое слово у нас получилось?

РЫБОК  
Беседа о декабре. Итак, какая же тема нашего урока?

Какие цели вы хотели бы реализовать на уроке?

Что вы знаете о декабре? Декабрь- двенадцатый месяц календаря, которым мы пользуемся сейчас. А в давние времена год начинался с марта, и декабрь был десятым месяцем. Поэтому и получил название от латинского слова “ децем”, что значит “десять”. Календарь изменился, а название декабрь осталось тем же.

Формулируют тему урока под руководством учителя РУУД3

ЛУУД3

РУУД3

Как вы понимаете пословицу “Декабрь – зиме начало, году – конец”.

А ещё в народе говорят, что декабрь – хвостик года.

Древнерусское название месяца-лютень, а в народе-студенец. Как вы понимаете эти названия?

Вот как говорили о декабре в народе.

Но не только словами можно описать этот месяц. Великий русский композитор П.И. Чайковский в своём музыкальном альбоме “Времена года” посвятил декабрю вальс, который назвал “Декабрь. Святки”

2) Слушание музыки (Чайковский “Декабрь. Святки”), презентация “Зима в родном хуторе Савоськине”.(Презентация. Слайд № 2- 12)

за лютую морозную пору, за длительную стужу. ПУУД7
4. Работа по теме урока. 1. Введение в тему.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в произведении?

2. Чтение стихотворения.

- Откройте учебники на странице 166.

- Можете ли вы по структуре текста определить его жанр?

- Послушайте произведение.

- К какому жанру относится произведение? Почему?

В парах найдите рифмующиеся слова.

 

Называют

Высказывают предположения

Определяют

Слушают

 

Называют и доказывают

ПУУД5

КУУД3

ЛУУД3

 

КУУД2

ПУУД7

КУУД6

Физминутка 3. Моделирование обложки. В парах.

Один у доски.

- Смоделируйте обложку.

- Проверьте, сличив с эталоном

Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Да, да, да.
Ножки тоже мы погреем,
Мы попрыгаем скорее,
Да, да, да.
Ножки тоже мы погреем,
Мы попрыгаем скорее.
Прыг, прыг, прыг.
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились.
Так, так, так.

Самостоятельно моделируют обложку  

РУУД6

РУУД7

  4. Проверка первичного восприятия произведения.

 Словарная работа.

В этом стихотворении встретились слова, словосочетания. Они мне не понятны. Помогите. Объясните значение слов. Вымостил – покрыл поверхность льдом. Салазки - санки.

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе ПУУД5

КУУД3

  Смысловая работа.

- Давайте разделим стихотворение на смысловые части.

- Кто выделит 1 часть – О чём в ней говорится? (о зиме)

- 2 часть – об ёлке;

-  3 часть – об огоньках

- Прочитайте 1 часть

- Какие картины природы рисует поэт?

“Все деревья в серебре”... (прием – метамфора (от др.-греч.  — “перенос”, “переносное значение”)).

Найдите в стихотворении приём метафоры.

 

 

 

 

 

 

Блещут золотом хлопушки...

Серебром звезду зажёг...

 

 

 

 

 

 

РУУД7

КУУД2

  - А как вы понимаете выражение “речку вымостил мороз”, “обновил коньки, салазки”?

- Прочитайте 2 часть.

- Докажите, что о елке поэт говорит так же, как о человеке?

- Как называется этот прием в литературе? (олицетворение-перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые)

- Подумай почему ёлка “плакала сначала”. (Это простое природное явление – когда хвойное дерево заносишь в тепло, то из него начинает выделяться смола и идти резкий хвойный запах.)

Объясняют КУУД3

 

 

ПУУД1

  Меня заинтересовали строчки.

Как по лесенке, по ёлке
Огоньки взбегают ввысь.

- Какой корень у слова взбегают?

- Кто же бегает?

А огоньки живая часть природы?

Найдите в тексте примеры олицетворения.

 

Чуть дрожат её иголки...

Добежавший , смелый огонёк..

Отмечают

Работают в паре, затем обсуждается работа пары всем классом.

 

 

КУУД5

ПУУД7

 

КУУД3

  - Прочитайте описание уже нарядной ёлки.

Работа в тетради на стр.75

Какое возникает настроение?

обсуждение  
  5. Работа над выразительностью.

- Я предлагаю вам работу над выразительностью провести в паре. Каждая пара будет разбирать одну смысловую часть по таким критериям:

Выбор интонации

Темп чтения

Знаки препинания

(работают в паре, далее предлагают на суд детей свой вариант чтения)

Рассмотрите репродукции картин художников. (Б.Я. Ряузов “Начало зимы”, А. А. Пластов “Первый снег”, М. М. Гермашев “Снег”.) Скажите, имеют ли они отношение к нашей сегодняшней теме?

Какое настроение они у вас вызывают?

  КУУД2

 

 

ПУУД5

5 Итог урока и рефлексия - С какими произведениями мы познакомились?

- Достигли ли вы целей которые ставили в начале урока?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Украшаем ёлку шарами,

Если работал отлично – зелёный шар

Могу лучше - синий шар

Не доволен своей работой- красный.

 

 

 

 

 

Оценивание своей работы

КУУД3

 

РУУД6

 

 

РУУД7

Домашнее задание На выбор стр.166 - выраз. или наизусть