Воспитательное мероприятие, посвящено снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года, Современным детям, не видевшим войны всё сложнее осознать значение победы нашего народа над фашизмом. Именно школа может и должна рассказать, объяснить, помочь разобраться в событиях прошлого. Проектируя прошлое на настоящее, привести ребёнка к осознанию негативных последствий войны на судьбы людей.
Мероприятие организовано в рамках гражданско-патриотического воспитания, соответствует концепции современного воспитания школьника и отвечает целям деятельности школы.
Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.
Задачи.
1. Привлечь внимание к истории нашей Родины.
2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.
3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.
Мероприятие проходило в актовом зале школы. Использовались кадры военной кинохроники. Левая колонна сцены оформлена плакатом с изображением монумента “Мать-Родина”. Правая колонна сцены оформлена старыми фотографиями и детскими рисунками. Рядом стоит стол. На столе – свечи, фотоальбом, ваза с цветами и блюдце с хлебом (125 гр.).
1 сцена: Фонограмма. Л. Бетховен. “Лунная соната”.
Голос за кадром (на фоне музыки):
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут.
Что возвращает образы и множит...
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может.
(Д. Самойлов. “Я зарастаю памятью”.)
Выходят бабушка и внук. Подходят к “монументу ” и возлагают цветы и хлеб. Музыка смолкает.
Внук: Бабушка, а зачем ты положила к памятнику хлеб?
Бабушка: В память о тех, кому не хватило маленького кусочка хлеба, чтобы выжить.
Внук (читает надпись):
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не
сможем,
Так их много под вечной охраной гранита,
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто”.
Бабушка: Да, никто не забыт и ничто не забыто! Эти строки принадлежат поэтессе Ольге Берггольц. Её называли “совестью блокадного Ленинграда”. Каждый день мы слышали её голос по радио, это давало нам силы и помогало выжить в те тяжёлые для нашего города дни.
Бабушка и внук уходят. Фонограмма песни “Ленинградский метроном”. Выходят три девушки в чёрном с зажженными свечами в руках.
1-я:
На Ленинград
Обхватом с трёх сторон.
Шёл Гитлер силой 40 дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил ни на мгновение
Он сердца ленинградского биение.
2-я:
И, видя это, разъярённый враг,
Предполагавший город взять с набега,
Казалось бы, испытанных стратегов
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шёл за ними следом.
3-я:
И леели листовки с неба
На пороги замёрзших квартир:
“Будет хлеб! Вы хотите хлеба?”
“Будет мир! Вам не снится мир?”
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на чёрную ночь.
Может в мире и силы нету,
Чтобы всё это превозмочь?
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
(Елена Рывина “Ночь”)
Фонограмма песни “Ленинградский метроном”. Девушки гасят свечи и уходят.
2 сцена.
Голос за кадром:
Открыв семейный старенький альбом,
Я снова вижу дорогие лица.
И память тихо в двери постучится,
Войдет, и мы беседу с ней начнём.
Мы возвратимся в то лихое время,
Когда беда стояла у порога
И каждый жил мечтою о победе,
И каждый приближал её немного…
(О. Шелягина. “Семейный альбом”.)
Бабушка и внук сидят за столом в комнате и листают старый альбом с фотографиями. (Проекция фотографий на телевизионной панели.)
Внук: А кто эта маленькая девочка?
Бабушка: Это я. А это я с мамой, папой и братом. Это последняя фотография, на которой мы все вместе.
Внук (читает): Ленинград. Июнь. 1941 год.
Фонограмма колокола.
Внук: Что это? Ты слышишь?
Бабушка: Это колокола. Колокола памяти...
Внук: Памяти? А разве такие бывают?
Бабушка: Бывают, слушай!
Голос за кадром:
Июнь… Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь…Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Бабушка: 22 июня началась Великая Отечественная война. Все советские люди встали на защиту своей Родины. Мой отец ушёл на фронт.
Сцена 3. Полное затемнение в зале. Выходит юноша в военной форме с автоматом. Луч света направляется на чтеца. Слышатся звуки взрывов и выстрелов. Фонограмма “На безымянной высоте”.
Солдат:
На развороченные доты
Легли прожектора лучи,
И эти темные высоты
Вдруг стали светлыми в ночи…
А мы в снегу, на склонах голых,
Лежали молча, где легли,
Не подымали век тяжелых —
Высот увидеть не могли.
Но, утверждая наше право,
За нами вслед на горы те
Всходила воинская слава
И нас искала в темноте.
(В. Занадворнов “На высоте Н”.)
Луч гаснет. Солдат уходит.
Сцена 4. Освещение на комнату. Слайды.
Бабушка: Враг наступал. В первых числах июля уже гремели бои на подступах к Ленинграду. 8 сентября 1941 года началась блокада. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Запасы продовольствия в городе заканчивались.
Внук: Бабушка, а как же вы?
Бабушка: Мы остались в Ленинграде. Зима 1941-1942 года была очень суровая. Многие умирали. Но осажденный город, погруженный во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбежкам и артобстрелам, жил, работал, боролся. Вместе со взрослыми к станкам встали подростки.
Мой дед работал на заводе, где ремонтировались самолеты, защищающие небо Ленинграда. Завод этот находится на острове Декабристов недалеко от Смоленского кладбища. Раньше этот остров назывался Голодай.
Сцена 5. На сцене токарный станок. Выходит чтец в ватнике, шапке-ушанке, сапогах. Подходит к станку. Луч света направляется на чтеца. Фонограмма “Орфей и Эвридика”. Глюк.
Рабочий:
Холод, блокада. Над Ленинградом –
Небо балтийское полк стережёт.
Кладбище. Остров. Возле погоста
Чинит для них самолеты завод.
Вьёт непогода; путь до завода
В это военное время далек.
Тяжки потери. Как же теперь мы?
Что же нам делать сейчас, паренёк?
“Поголодаю, поголодаю
– и на Смоленское…”?
Что ты, родной!
– По Голодаю, по Голодаю,
через Смоленское… до проходной! –
Парень смеётся,
– Фриц не дождётся,
Хоть схоронить меня был бы и рад.
Наша забота – дать самолеты,
Чтоб не прорвался фашист в Ленинград.
(В. Репин. “Блокада. Путь до завода”.)
Луч гаснет. Рабочий уходит.
Сцена 6. Освещение на комнату.
Внук: Бабушка, а это твой брат? Он был моряком?
Бабушка: Да. Он был моряком. Он ушёл на фронт вслед за отцом.
Сцена 7. Фонограмма “Прощайте, скалистые горы”. Выходит чтец в форме моряка с автоматом. Звуки взрывов, стрельбы. Луч света на чтеца.
Моряк:
Морская пехота, морская пехота…
Либава. Жара. Искупаться охота;
Но дробь неприятельского пулемета
Вжимает в окопы морскую пехоту.
Либавская база отрезана сразу.
Снаряды и бомбы ворочают базу.
Винтовки, ненужные противогазы –
И нет до сих пор к отступленью приказа.
Еще не мертвы, но уже и не живы,
Они прикрывают колонны прорыва:
“Пробейтесь, ребята! Живите счастливо!” –
И нет для фашистов пути вдоль залива.
Им только по двадцать. Мальчишки, салаги.
От них не останется даже бумаги;
Той самой, последней и скорбной бумаги:
“Ваш сын… смертью храбрых… согласно
присяге…”.
(В. Репин “Морской пехоте”.)
Луч гаснет. Моряк уходит.
Сцена 8. Освещение на комнату.
Внук: А кто на этой фотографии? Такая молодая и красивая!
Бабушка: Это невеста брата. Они дружили со школы, хотели осенью сыграть свадьбу, да не успели…
Сцена 9. Фонограмма А. Розенбаум. “Дорога жизни”. Выходит девушка в военной форме, с флажком в руке. Луч света на девушку.
Регулировщица:
“Ах, как нам было холодно, ребятки,
На ладожском декабрьском ветру!
Вмерзали в лед армейские палатки,
И выли “мессершмитты” поутру...
А нам, девчонкам, восемнадцать – двадцать,
Дорогу Жизни строит батальон;
Костров не жечь, на льду не выделяться –
Открыты мы огню со всех сторон.
От “юнкерса” не выроешь окопчик,
От бомб вода фонтаном темным льет;
Как рады были, что фашистский летчик,
Ломая крылья, уходил под лед.
А мимо шли машины – без бензина,
На газогенераторном ходу…
Не знала я тогда, что до Берлина
Каких-то километров не дойду”.
(В Репин. “Ладога”.)
Луч гаснет. Девушка уходит.
Сцена 10. Освещение на комнату.
Бабушка: Дорога жизни. Ладога. Тоненькая ниточка, которая связывала осаждённый город с Большой Землёй. По льду Ладожского озера доставляли продовольствие и боеприпасы в город, вывозили людей на Большую землю. Мы с мамой тоже уезжали по этой дороге. Грузовики шли по льду озера под постоянными бомбёжками, но движение не прекращалось ни днём, ни ночью.
Кадры хроники.
Голос (параллельно с кадрами хроники):
О да - иначе не могли.
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
Снега сияют исступленно,
И со стеклянной вышины
Врагу отчетливо видны.
Внизу идущие колонны.
И воет, воет небосвод,
И свищет воздух, и скрежещет,
Под бомбами ломаясь, лед,
И озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбежки хуже,
Еще мучительней и злей —
Сорокаградусная стужа,
Владычащая на земле.
Казалось, солнце не взойдет.
Навеки ночь в застывших звездах,
Навеки лунный свет, и лед,
И голубой свистящий воздух.
Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету.
На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочной стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут,
Прислушиваются тревожно:
- К заре, сказали, привезут...
- Гражданочки, держаться можно...
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам. (О. Берггольц.)
Сцена 11. Освещение на комнату.
Бабушка: Блокада Ленинграда была прорвана в 1943 году, но город ещё оставался прифронтовым. А 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от фашистской блокады.
Сцена 12. Фонограмма. Марш “Прощание славянки”. На сцене девушки – чтецы с цветами в руках. Свет на чтецов. Слайды.
1-я:
За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость.
Слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
2-я:
Их радость велика,
Но боль.
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют.
С тобой Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе
Салют! Сегодня ленинградцы плачут.
(Ю. Воронов. 27 января 1944 года.)
Девушки кладут цветы к “монументу” и уходят.
Сцена 13. Освещение на комнату.
Внук: Бабушка, почему ты замолчала? Ты плачешь?
Бабушка: Я думаю о тех, кто не вернулся. И сегодня опять достала старые карточки своих родных. И когда совсем догорит закат, я не включу свет. Зажгу белые свечи в память о них: и рядом со мной сядут мои отец, брат с невестой, мой дед...
Фонограмма Я. Френкель "Журавли". Зажигаются свечи (4). По одному выходят солдат, рабочий, матрос, регулировщица и встают на сцене.
Бабушка: Мы не будем говорить про войну, разве совсем немножко. Я доскажу им, когда и чем кончилась она. И буду сидеть, пока не догорят белые свечи.
Фонограмма колокола.
Голос за кадром:
Безгранична наша скорбь о погибших в войну. Но силу, а не слабость рождает она. Силу, восхищённую подвигом людей. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей родины.
Минута молчания.
Герои не умирают. Они сегодня зовут вперёд. Они живут в нашей памяти, в наших делах.
Фонограмма Я. Френкель "Журавли". Солдат, матрос, рабочий и регулировщица по одному подходят, забирают по свече и уходят в двери. Бабушка и внук уходят за сцену.
Ведущий 1:
Чтобы снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
Ведущий 2:
Нам наше прошлое свято и дорого.
Гордость победами - горечь утрат...
Вечная память защитникам города,
Вечная слава защитникам города,
Вечная слава тебе, Ленинград!
Ведущий 3: Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей мирной жизни.
Слайд 43
Ведущий 4: Наш долг – любить Родину так, как они, сделать для Родины всё, что они не успели.
Ведущий 1: Герои не умирают. Они и сегодня зовут вперёд.
Ведущий 2: Спасибо тем, кто сражался за нас. Они вечно будут жить в нашей памяти, в наших делах!
Ведущий 3: Люди! Через века, через года
Помните о тех, кто уже не придёт никогда!
Ведущий 4: Люди! Пока сердца стучатся!
Помните, какою ценой завоевано счастье!
Ведущий 1: Люди! Заклинаю вас!
Все: Помните!
Ведущий 5: Ребята давайте помнить и не забывать, какою ценой завоёвано наше счастье. Счастье жить без войны.
Все вместе:
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете.
Никогда! Никогда! Никогда!
Приложение (в ограниченном размере)