Проектная деятельность в подготовительной группе на тему «Народная игрушка»

Разделы: Работа с дошкольниками


Чем больше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Цели проекта.

1) Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

2) Повысить стремление родителей, дать своим детям необходимые знания о русском народном творчестве.

Задачи проекта.

1) Развивать интерес у детей и их родителей к истории возникновения народной игрушки.

2) Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной игрушки.

3) Формировать желание и умение детей и их родителей изготавливать игрушки своими руками.

4) Продолжаем воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа.

5) Заинтересовать родителей необходимостью получения и расширения знания о народной игрушке.

6) Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.

7) Развивать декоративное творчество детей.

План по реализации проекта.

Вид проекта: творческий.

Возраст детей: 6–7 лет.

Состав участников: воспитатель, дети и родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

(С сентября 2014 г. по май 2015 г.)

Актуальность:

1) Тема - самообразование воспитателя.

2) Годовая задача ДОУ.

Обоснование темы проекта:

В результате индивидуальных бесед и создания различных игровых ситуаций для детей, по результатам анкетирования родителей группы, были выявлены значительные пробелы по данной теме. Был сделан вывод, что обе группы не владеют достаточной информацией о традиционной народной игрушке. На основании этого воспитателем группы было принято решение темой проектной деятельности на этот учебный год взять народную игрушку для продолжения знакомства детей и их родителей с народно-прикладным творчеством, с целью ознакомления с историей, культурой своего народа, с национальной культурой России.

Реализация проекта:

Через различные виды деятельности: Изобразительные, речевые, конструктивные, трудовые, познавательные, музыкальные.

Группы методов: Наглядные (рассматривание, наблюдение); словестные (слушание, разучивание, беседы); практические (проблемные и игровые ситуации).

Формы: Игры, занятия, экскурсии, инсценировки.

Этапы реализации проекта.

Предварительная работа.

1) Сбор информации воспитателем для проведения бесед с детьми на тему: “Виды народных игрушек”.

2) Чтение и изучение литературы о русской народной игрушке.

3) Подбор иллюстраций, открыток, фотографий, раскрасок и трафаретов народных игрушек.

4) Подбор видеофильмов, музыкальных произведений, народных песен о народных игрушках.

5) Разучивание с детьми: Стихов, потешек, пословиц и поговорок, историй о русской народной игрушке.

6) Подбор демонстрационного материала, разрезных и дидактических игр: “Составь узор”, “Найди пару”, “Домино”, “Составь целое”, “Часть и целое”, “Назови элемент узора”, “Лото”, “Народные узоры” и т.д.

7) Помощь родителей в предоставлении различных материалов для поделок.

Основной этап.

I часть – “Тряпичная красавица”.

1) Консультация с родителями на тему: “Проектная деятельность в детском саду”.

2) Презентация для детей и родителей на тему: “Народная игрушка”.

3) Проведение открытого занятия, с участием родителей, на тему: “Куколка Счастья – своими руками”.

4) Презентация от родителей группы на тему: “Обрядовые куклы”.

5) Проведение открытого занятия на тему: “Тряпичные забавы нашего детства”.

6) Презентация для детей и родителей на тему: “Игровая тряпичная кукла”.

7) Проведение открытого занятия с участием родителей: “Зайчик на пальчик”.

8) Проведение открытого занятия для педагогов ДОУ на тему: “Масленица – изготовление куклы для праздника”.

Сроки исполнения: Октябрь – Февраль.

II часть – “Славься, Россия, чудо – мастерами”

1) Презентация для детей на тему: “Виды народных игрушек”

2) Занятие по ИЗО деятельности на тему: “Дымковская игрушка, такая она разная”.

3) Занятие по лепке Филимоновской игрушки на тему: “Петушок и Курочка – любимые свистульки”.

4) Занятие по ручному труду (моделированию) на тему: “Мы мастера Богородской игрушки”.

5) Занятие по аппликации на тему: “В гости к нам пришли игрушки – все забавные зверушки”- Каргопольская игрушка.

Сроки исполнения: Декабрь – Февраль.

III часть “Наша любимая Матрешка”

1) Презентация для детей и родителей на тему: “Матрешка” - история возникновения и развития промысла.

2) Проведение открытого занятия с участием родителей на тему: “ Русская красавица - Матрешка” - аппликация из ткани.

3) Занятие по ИЗО деятельности на тему: “Укрась любимую Матрешку”.

4) Занятие по лепке на тему: “Какие они разные, но какие одинаковые”.

5) Роспись деревянных “Матрешек”- родители с детьми дома.

Сроки исполнения: Март – Апрель.

IV часть:

1) Посещение родителями с детьми различных музеев, выставок и ярмарок.

2) Разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о народных промыслах и игрушках.

3) Разучивание народных игр, народных танцев (хоровод Матрешек и Сударушка- парный танец), народных песен и частушек. Игра на народных инструментах.

4) Разработка сценария ярмарки: “Русские чудеса”.

Итоговый этап. Защита проекта.

1) Создание папки-передвижки с отчетом по проектной деятельности в группе.

2) Создание мини - музея в группе: “ Народная игрушка”.

3) Организация ярмарки с участием гостей на тему: “Русские чудеса”.

Работа с родителями:

1) Консультация на тему: “Методы и приемы ознакомления детей с народной игрушкой”.

2) Анкетирование родителей на тему: “Воспитание народных традиций в семье”.

3) Консультация на тему: “Проектная деятельность в детском саду”.

4) Индивидуальные беседы о значимости совместной творческой деятельности с детьми.

5) Наглядность в уголке для родителей: “История и виды народных игрушек”.

6) Показ презентаций для родителей по теме.

7) Проведение открытых занятий с участием родителей (совместная деятельность детей и родителей).

8) Участие родителей в развлечениях, праздниках, выставках.

Результат проекта:

1) Дети познакомились с историей “Тряпичной куклы” и способами ее изготовления.

2) Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов, тем самым формируем у детей уважение и любовь к РОДИНЕ, к истории своего народа.

3) Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.