Чем больше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Цели проекта.
1) Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
2) Повысить стремление родителей, дать своим детям необходимые знания о русском народном творчестве.
Задачи проекта.
1) Развивать интерес у детей и их родителей к истории возникновения народной игрушки.
2) Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной игрушки.
3) Формировать желание и умение детей и их родителей изготавливать игрушки своими руками.
4) Продолжаем воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа.
5) Заинтересовать родителей необходимостью получения и расширения знания о народной игрушке.
6) Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.
7) Развивать декоративное творчество детей.
План по реализации проекта.
Вид проекта: творческий.
Возраст детей: 6–7 лет.
Состав участников: воспитатель, дети и родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
(С сентября 2014 г. по май 2015 г.)
Актуальность:
1) Тема - самообразование воспитателя.
2) Годовая задача ДОУ.
Обоснование темы проекта:
В результате индивидуальных бесед и создания различных игровых ситуаций для детей, по результатам анкетирования родителей группы, были выявлены значительные пробелы по данной теме. Был сделан вывод, что обе группы не владеют достаточной информацией о традиционной народной игрушке. На основании этого воспитателем группы было принято решение темой проектной деятельности на этот учебный год взять народную игрушку для продолжения знакомства детей и их родителей с народно-прикладным творчеством, с целью ознакомления с историей, культурой своего народа, с национальной культурой России.
Реализация проекта:
Через различные виды деятельности: Изобразительные, речевые, конструктивные, трудовые, познавательные, музыкальные.
Группы методов: Наглядные (рассматривание, наблюдение); словестные (слушание, разучивание, беседы); практические (проблемные и игровые ситуации).
Формы: Игры, занятия, экскурсии, инсценировки.
Этапы реализации проекта.
Предварительная работа.
1) Сбор информации воспитателем для проведения бесед с детьми на тему: “Виды народных игрушек”.
2) Чтение и изучение литературы о русской народной игрушке.
3) Подбор иллюстраций, открыток, фотографий, раскрасок и трафаретов народных игрушек.
4) Подбор видеофильмов, музыкальных произведений, народных песен о народных игрушках.
5) Разучивание с детьми: Стихов, потешек, пословиц и поговорок, историй о русской народной игрушке.
6) Подбор демонстрационного материала, разрезных и дидактических игр: “Составь узор”, “Найди пару”, “Домино”, “Составь целое”, “Часть и целое”, “Назови элемент узора”, “Лото”, “Народные узоры” и т.д.
7) Помощь родителей в предоставлении различных материалов для поделок.
Основной этап.
I часть – “Тряпичная красавица”.
1) Консультация с родителями на тему: “Проектная деятельность в детском саду”.
2) Презентация для детей и родителей на тему: “Народная игрушка”.
3) Проведение открытого занятия, с участием родителей, на тему: “Куколка Счастья – своими руками”.
4) Презентация от родителей группы на тему: “Обрядовые куклы”.
5) Проведение открытого занятия на тему: “Тряпичные забавы нашего детства”.
6) Презентация для детей и родителей на тему: “Игровая тряпичная кукла”.
7) Проведение открытого занятия с участием родителей: “Зайчик на пальчик”.
8) Проведение открытого занятия для педагогов ДОУ на тему: “Масленица – изготовление куклы для праздника”.
Сроки исполнения: Октябрь – Февраль.
II часть – “Славься, Россия, чудо – мастерами”
1) Презентация для детей на тему: “Виды народных игрушек”
2) Занятие по ИЗО деятельности на тему: “Дымковская игрушка, такая она разная”.
3) Занятие по лепке Филимоновской игрушки на тему: “Петушок и Курочка – любимые свистульки”.
4) Занятие по ручному труду (моделированию) на тему: “Мы мастера Богородской игрушки”.
5) Занятие по аппликации на тему: “В гости к нам пришли игрушки – все забавные зверушки”- Каргопольская игрушка.
Сроки исполнения: Декабрь – Февраль.
III часть “Наша любимая Матрешка”
1) Презентация для детей и родителей на тему: “Матрешка” - история возникновения и развития промысла.
2) Проведение открытого занятия с участием родителей на тему: “ Русская красавица - Матрешка” - аппликация из ткани.
3) Занятие по ИЗО деятельности на тему: “Укрась любимую Матрешку”.
4) Занятие по лепке на тему: “Какие они разные, но какие одинаковые”.
5) Роспись деревянных “Матрешек”- родители с детьми дома.
Сроки исполнения: Март – Апрель.
IV часть:
1) Посещение родителями с детьми различных музеев, выставок и ярмарок.
2) Разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о народных промыслах и игрушках.
3) Разучивание народных игр, народных танцев (хоровод Матрешек и Сударушка- парный танец), народных песен и частушек. Игра на народных инструментах.
4) Разработка сценария ярмарки: “Русские чудеса”.
Итоговый этап. Защита проекта.
1) Создание папки-передвижки с отчетом по проектной деятельности в группе.
2) Создание мини - музея в группе: “ Народная игрушка”.
3) Организация ярмарки с участием гостей на тему: “Русские чудеса”.
Работа с родителями:
1) Консультация на тему: “Методы и приемы ознакомления детей с народной игрушкой”.
2) Анкетирование родителей на тему: “Воспитание народных традиций в семье”.
3) Консультация на тему: “Проектная деятельность в детском саду”.
4) Индивидуальные беседы о значимости совместной творческой деятельности с детьми.
5) Наглядность в уголке для родителей: “История и виды народных игрушек”.
6) Показ презентаций для родителей по теме.
7) Проведение открытых занятий с участием родителей (совместная деятельность детей и родителей).
8) Участие родителей в развлечениях, праздниках, выставках.
Результат проекта:
1) Дети познакомились с историей “Тряпичной куклы” и способами ее изготовления.
2) Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов, тем самым формируем у детей уважение и любовь к РОДИНЕ, к истории своего народа.
3) Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.