Урок с приемами развития критического мышления по теме «Информация. Единицы изменения информации»

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Обучение. Получить на основании предыдущего опыта прочные знания по теме; совершенствовать умение поиска информации в сети Интернет и ее обработки.
  • Развитие. Прививать навыки самостоятельной работы; тренировать внимание, наблюдательность, память, критическое мышление, коммуникативные навыки.
  • Воспитание. Формировать культуру общения в группе со сверстниками, аккуратность и точность формирования отчетной документации.

Конспект урока

Организационный момент. Проверка готовности учеников к уроку, приведение в рабочее состояние оборудования (компьютеров учителя и учеников и интерактивной доски).

Стадия вызова.

Учитель: “В прошлом году вы изучали тему “Информация”. Давайте определим, что вы помните”.

Применяется прием “Кластер”.

На интерактивной доске заполняется кластер. В середине пишется слово “Информация”. Элементы кластера заполняются учащимися. Например,

  • По типу
  • По восприятию человеком
  • По форме организации
  • По стадиям обработки

Каждый элемент расшифровывается.

Учитель на интерактивной доске проявляет скрытый текст, и учащиеся сравнивают свои варианты и правильные ответы. Идет обсуждение.

  1. Пример скрытого текста:
  2. По типу: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видео, мультимедиа
  3. По восприятию человеком: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние
  4. По форме организации: таблицы, список, ряд, множество
  5. По стадиям обработки: получение, обработка, передача, хранение, предъявление.

Учитель: “Перед вами лежат флажки красного и зеленого цветов. Красный означает, что вы не согласны, зеленый – согласны. На интерактивной доске будут появляться утверждения, и вы должны показывать флажок того или иного цвета”.

Применяется прием “Верные-неверные утверждения”.

  1. А, Л, 9, 3, <, Н – это ряд (красный)
  2. Информация, полученная через слух, запоминается лучше всего (красный)
  3. Иванов, Сидоров, Кошкин, Мышкин – список (зеленый)
  4. 1, 3, 5, 7, 9 – это ряд (зеленый)
  5. Компьютер научился обрабатывать звуковую информацию раньше числовой (красный)
  6. Файл может содержать различные типы информации (зеленый)

Учитель проявляет ответы на интерактивной доске. Выполняется самопроверка, кто-то из учеников комментирует ответ.

Учитель: “Фильм, текст, рисунок…Они несут информацию. Интересно, какой объем занимает эта информация? Хотелось бы также ее сравнить. Что прежде надо для этого сделать? Подумаете, как может звучать тема урока?”

Учащиеся: “Информация, и как ее измерить”.

Учитель: “А что такое измерить? Как, например, измерить длину стола, время?”

Учащиеся высказывают предположения. Учитель, актуализируя предыдущий опыт, подводит к мысли, что измерение – сравнение с эталоном, и следует иметь эти эталоны (единицы измерения).

Стадия осмысления

Используется прием “Концептуальная таблица”

Учащиеся разбиваются на малые группы, ищут в Интернете информацию и заполняют таблицу. Таблицы заранее распечатаны для экономии времени и потом либо вклеиваются в тетради, либо прикрепляются степлером.

Единица измерения информации Краткое обозначение Что может измерять Коэффициент относительно предыдущей единицы
Бит    
Байт      
Килобайт      
Мегабайт      
ГигаБайт      

Учитель проявляет на интерактивной доске правильный ответ:

Единица измерения информации Краткое обозначение Что может измерять Коэффициент относительно предыдущей единицы
Бит бит Высказывания:

Да или Нет

Байт Б 1 символ в кодировке ASCII 8
Килобайт КБ Текст 1024
Мегабайт МБ Звук 1024
ГигаБайт МБ Видео 1024

Учитель: “А теперь будем командно отвечать на вопросы”.

Учащиеся разбиваются на команды и должны с помощью сети Интернет за ограниченное время ответить либо на вопросы, либо актуализировать имеющиеся знания. Применяется прием “Толстые и тонкие вопросы”. Вопросы высвечиваются на интерактивной доске.

Тонкий: Привести известные вам шкалы единиц измерения какой-то величины (например, единицы длины: мм, см, дм, м, км), вспомнить правила перевода одних единиц в другие. А потом по аналогии сформулировать правило, как переводить единицы измерения информации?

Толстый: Приведите пример, когда в одном файле используются различные типы информации.

Толстый: Почему компьютер не мог сразу работать со всеми типами информации?

Тонкий: С помощью какого устройства можно ввести в компьютер фотографию или рисунок?

Стадия рефлексии. Прием бортовой журнал.

Учитель: “А теперь давайте коллективно на интерактивной доске заполним таблицу:

“Что было известно”, “Что нового узнал”. А вот для заполнения третьей колонки “Что хочу узнать” каждый подумает и выскажет свои пожелания”.

Ученики выполняют задание и высказываются.

Домашнее задание.

1) Придумать синквейн на слова: информация, бит, мегабайт, измерение,

2) Переведите 2048 КБ в Б, 2048 Б в КБ, 80 Б в биты, 80 бит в Б.

3) Подготовить на выбор сообщение из Интернета, какие программы обрабатывают тот или иной тип информации.