Материалы и оборудование «Леготеки» в работе с детьми со зрительной патологией

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


В настоящее время в педагогике широко используется вид дидактических материалов на базе “Лего”, “Спектра”, “Пертра” технологий. Использование в работе с детьми со зрительной патологией данных игровых пособий приобретает особую значимость. Практически все пособия - это многофункциональная развивающая система, совершенствующая все высшие психические функции дошкольников. Они обладают такими важнейшими качествами как: адаптивность, целостность, интегративность, позволяющими решать различные педагогические и коррекционные задачи и в ненавязчивой, игровой форме.

Яркое цветовое оформление всех пособий позволяет достичь положительной динамики в развитии зрительного восприятия цвета, формы, величины, а также формированию у детей навыков зрительно – моторной координации.

Целый ряд пособий Леготеки помогает выработать навыки балансировки, значительно улучшает координацию движений, способствует осознанию схемы собственного тела, совершенствует у детей развитие крупной и мелкой моторики, умение ориентироваться как в микро-пространстве, так и в макро-пространстве, что очень важно в работе с детьми с нарушениями зрения, часто сопровождаемыми двигательными расстройствами.

Особенно ценны пособия, направленные на многоканальное восприятие мира: дети естественно, через игру, активизируют тактильный, слуховой, обонятельный, кинестетический анализаторы, учатся ими пользоваться, развивая тем самым сенсорную чувствительность. За счет чего восприятие целостной картины мира становятся более полным, четким, конкретным, устойчивым, без проявления вербализма, свойственного детям с ограниченными зрительными возможностями.

Работа с многими пособиями “Лего”, “Спектра”, “Пертра” направлена на коррекцию поведенческих нарушений, на формирование навыков организованного поведения, которые являются основополагающим компонентом при обучении ребенка в школе. Практически все игровые пособия данного вида включают возможность осуществления интеллектуального переноса, являющегося важнейшим компонентом интеллектуального развития. Кроме того, у всех без исключения детей во время занятий и игр с данным материалом возрастет познавательная активность и совершенствуется эмоционально-волевая сфера.

В дошкольном отделении сложилась практика использования Лего - материалов для диагностики, организованной образовательной деятельности, а также для коррекционно-развивающей деятельности детей с учителями – дефектологами (тифлопедагогами и логопедами), другими педагогами ГБОУ (воспитателей, инструктора по ФИЗО, музыкального руководителя). Хорошо зарекомендовали себя занятия, носящие интегративный характер, которые проводятся одновременно несколькими педагогами различного профиля. Данная форма организации имеет ряд преимуществ: каждый из педагогов на одном содержании имеет возможность решать специфические задачи развития детей; педагоги оперативно оказывают необходимую коррекционную помощь каждому воспитаннику в ходе деятельности, что позволяет повысить не только качество усвоения их знаний, умений, навыков, но и способствует атмосфере эмоционального комфорта всех участников процесса. Кроме того, такая форма интеграции высвобождает время для свободной деятельности дошкольников, способствует профилактике их переутомления.