Творческие конкурсы в школе

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Одной из наиболее популярных форм организации детского развивающего досуга являются конкурсные программы. Конкурсными программами называют специально организованные соревнования в каком-либо виде деятельности. Творческие конкурсы позволяют учащимся сравнить себя со сверстниками - это дает детям материал для самооценки и более глубокого понимания себя и окружающих. Цель конкурсного мероприятия не в том, чтобы определить победителя, а в том, чтобы ребята могли проявить свои способности, сравнить возможности. Участие в конкурсах создает особую соревновательную атмосферу, если победа в них позволяет участвовать в конкурсе более высокой ступени. Однако, очень важно, контролировать, чтобы в системе организации творческих конкурсов и мероприятий преобладали развивающие цели, а не соревновательные. В противном случае, интеллектуально-творческие мероприятия не станут праздником для детей, а будут представлять собой испытание для учащихся, нагруженных чувством ответственности и долга перед педагогами и образовательными учреждениями. Участие в конкурсах должно быть добровольным и привлекательным. Конкурсы надо организовывать так, чтобы они становились событием в школьной жизни и чтобы участвовать в них было престижно.

Грамотная и ответственная организация конкурсных программ позволяет реализовать их воспитательно-развивающие возможности. Подготовка конкурсных программ многоэтапный процесс, предусматривающий учёт многих деталей, проблем и вопросов. Организаторам творческих конкурсных программ необходимо овладеть приёмами творческого решения воспитательных задач – приёмами придумывания творческих конкурсов. Большой воспитательно – развивающий потенциал могут иметь конкурсы:

  • юных математиков, физиков, химиков, экологов;
  • “Защиты фантастических проектов”, “Игр – путешествий”, “Аукциона талантов”;
  • стихов, рисунков, экологических плакатов, презентаций, видеороликов.

После определения идеи, придумывается название конкурса, яркое, привлекающее, заинтересовывающее. Названию должны соответствовать содержание и конкурсные задания. Соответствие названия, формы, содержания, идеи и организационных усилий позволит сделать творческие конкурсы яркими и запоминающимися, раскрыть их уникальный развивающий и воспитательный потенциал.

Условия конкурса обязательно должны быть зафиксированы в “Положении о конкурсе”. Положение о конкурсе - основной документ, регламентирующий условия соревнования. От содержания Положения будут зависеть желание ребенка стать участником конкурса, вера в справедливую оценку конкурсантов, результаты конкурса. В Положении о конкурсе необходимо отразить следующие сведения:

  • название конкурса;
  • время и место поведения конкурса;
  • номинации;
  • состав участников по возрастным группам;
  • требования к оформлению работ и их представлению;
  • рекомендации по используемым материалам, содержащие определенные ограничения или, наоборот, дающие возможность использования любого материала;
  • критерии оценки, которыми будет руководствоваться жюри.

В конкурсной программе демонстрация конечных продуктов деятельности наиболее удачно проходит в виде выставки работ. Если организаторы отказываются от выставки, то результаты детской деятельности видят только члены жюри, которые и подводят итоги. При таком подходе воспитательный потенциал конкурсов многократно снижается. Чтобы этого не произошло, организатор на финальном этапе должен решить организационно - содержательные вопросы, касающиеся приглашения зрителей, состава жюри, награждения и другие.

Результаты конкурса во многом зависят от работы жюри. Чтобы обеспечить объективность оценки, важно, чтобы жюри состояло из подготовленных педагогов, знающих особенности детского творчества, работающих с детьми в школе и внешкольных учреждениях; члены жюри не должны участвовать в подготовке участников конкурса. Оценивать конкурс могут студенты специальных учебных заведений. Из практики замечено, что наиболее объективны оценки, которые члены жюри выставляют сразу после выступления участника, без предварительного совещания.

Чтобы конкурс достиг своих целей, к участию в конкурсе надо подготовить зрителей. Необходимо пригласить ребят увлекающихся, способных оценить и понять работы. Чтобы зрители реагировали компетентно, доброжелательно и был заинтересованы, можно предложить им участвовать в работе зрительского жюри. С учетом мнения зрителей вручается приз зрительских симпатий. При такой организации зрители будут увлеченными и активными. Необходимо продумать, как организовать голосование при подведении итогов. Очень важно отметить победителей и призеров в разных номинациях.

Конкурсы технического творчества

Конкурсы по моделированию и конструированию с использованием клея и бумаги проводятся часто, их организация не представляет сложности в начальной школе. Проведение конкурсов технического творчества для обучающихся старших возрастов сопряжено с определенными трудностями. Многие говорят, что только некоторые старшеклассники по-настоящему увлекаются техническим творчеством и получают результаты в виде поделок, изобретений. Сторонники данной точки зрения считают, что по этой причине конкурс технического мастерства не может быть массовым и интересным для школы. С этим нельзя согласиться. Для проведения конкурса технических изобретений и уникальных поделок не нужно много моделей и участников. Десять - пятнадцать поделок обеспечат проведение интереснейшего конкурса. При этом конкурс лучше ориентировать не на участников, а на зрителя. Участники - изготовители моделей - нуждаются в поощрении и общественном признании, которое может быть обеспечено лишь в ходе обсуждения их творений в широком кругу зрителей. Заинтересовавшись, зрители, возможно, сами захотят принять участие в следующем конкурсе. В школе можно проводить соревнования по техническим видам спорта, конкурсы технических знаний, умений и навыков. Такие конкурсы должны привлекать ребят к получению технических знаний и навыков.

Огромный воспитательный, развивающий потенциал имеют конкурсы по привлечению учащихся к деятельности по использованию природного или синтетического материала, из которого создаются необыкновенные поделки, разнообразные вещи, предметы, произведения искусства. Хочется особо отметить конкурсы- выставки поделок из синтетических материалов: “Удивительный пластик”, “Альтернативная новогодняя ель” и “Лес чудес”, которые не только позволяют проявить фантазию, изготовить неповторимые авторские работы – шедевры, но и воспитывают экологическую культуру.

Чтобы система интеллектуально-творческих конкурсов и мероприятий отвечала цели создания условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, конкурсы и турниры должны быть организованы на основе следующих принципов:

  • создание праздничной атмосферы;
  • обеспечение ситуации успеха;
  • активное участие всех субъектов образовательного процесса;
  • соответствие возрастным особенностям;
  • эффективная организация конкурса.

Применение творческих конкурсов во внеучебной деятельности учащихся позволяет расширить и закрепить знания, полученные во время обучения. Такая деятельность помогает ближе узнать учащихся, изучить их интересы и потребности, выявить возможности и способности каждого. Принцип добровольности участия в различных формах внеучебной работы становится основой организации деятельности учащихся по интересам, а интересы и потребности личности составляют то звено в цепи творческих реакций, воздействуя на которые можно управлять процессом воспитания и развития творчества в целом.