Методическая разработка "Судебное разбирательство в гражданском процессе"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: повторить, обобщить, систематизировать.

Введение:

Цели:

Дидактические:
– закрепить изучение понятия и общей характеристики стадий судебного разбирательства (задачи, круг субъектов, сроки, итоговые акты).
– определение роли председательствующего в руководстве судебным разбирательством дела.
– определение и изучение составных частей судебного разбирательства: подготовительная часть, рассмотрение дела по существу, судебные прения, заключение прокурора, постановление и объявление решения, процессуальный порядок их осуществления.
– изучение оснований временной остановки судебного разбирательства: понятие и основания для перерыва;
– закрепление понятий доказывание и доказательства в гражданском процессе;
– закрепление знаний полученных при изучении стадии окончания производства по делу с вынесением решения: понятие, основание, процессуальный порядок и правовые последствия;
– закрепление знаний полученных по теме – протокол судебного заседания: понятие, содержание; ведение; ознакомление с протоколом и подача замечаний на протокол.
Развивающие: формировать навыки логического и образного мышления, умение сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы; умения чётко и  грамотно излагать свои мысли; аргументировано защищать собственную точку зрения; развивать навыки самостоятельной работы;
Воспитательные: содействовать формированию морально-нравственных качеств личности  студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию  гражданственности, ответственности.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Методы обучения: ролевая игра, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, дедуктивный, аналитический, элементы опережающего и проблемного обучения, самостоятельная работа, демонстрация.

Междисциплинарные связи: конституционные и административные отрасли права, материальные отрасли права, история, обществознание.

Подготовительная часть урока:

Подготовка к проведению урока в форме игры предполагает ряд последовательных действий:

1. Изучение информации по теме игры (происходит на лекционных и практических занятиях). Студент должен изучить такие понятия как:

  • Лица, участвующие в гражданском судопроизводстве (по данной теме студенты четко должны знать и уметь различать права и обязанности участников гражданского судопроизводства);
  • Судебные доказывания и доказательства (в данном разделе студенты должны четко определять виды доказательств, относимость и допустимость, достоверность доказательств);
  • Исковое производство (студенты должны изучить понятия и сущности искового производства; определение понятия искового производства, иска и его элементов, виды; определение лиц, имеющих право на иск и на предъявление иска; изучение права ответчика на защиту; рассмотрение случаев возражения против иска; определение понятия встречный иск);
  • Возбуждение гражданского дела в суде (Изучение понятия и общей характеристики стадий возбуждения гражданского дела (задачи, круг субъектов, сроки, итоговые акты), изучения понятия, формы и содержания искового заявления;  изучение процессуального порядка подачи искового заявления и последствий его несоблюдения; изучение оснований для отказа, возвращения, принятия в принятии искового заявления судьей.);
  • Подготовка гражданского дела к судебному разбирательству;
  • Судебное разбирательство (Изучить понятие и общую характеристику стадий судебного разбирательства (задачи, круг субъектов, сроки, итоговые акты). определять роль председательствующего в руководстве судебным разбирательством дела. определять и изучать составные части судебного разбирательства: подготовительная часть, рассмотрение дела по существу, судебные прения, заключение прокурора, постановление и объявление решения, процессуальный порядок их осуществления. изучение понятия и основания для отложения судебного разбирательства; понятие, обязательные и факультативные основания для приостановления производства по делу. изучить понятия, основания, процессуального порядка и правовых последствия оставления заявления без рассмотрения.

2. После изучения и закрепления вышеизложенных тем и закрепления на практических занятиях можно предложить группе, учитывая настрой и уровень полученных знаний, провести ролевую игру.

Для проведения данной игры можно предложить ряд исковых требований:

  1. Исковое заявление о расторжении брака и разделе имущества
  2. Исковое заявление об установлении отцовства и взыскании алиментов
  3. Исковое заявление о расторжении брака и взыскании алиментов на содержание ребенка
  4. Исковое заявление о снижении размера алиментов
  5. Исковое заявление о взыскании алиментов на нетрудоспособного нуждающегося в помощи родителя
  6. Исковое заявление о признании брака недействительным
  7. Исковое заявление о лишении родительских прав
  8. Исковое заявление о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут
  9. Исковое заявление о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула при незаконном увольнении по причине неудовлетворительного результата при приеме на работу
  10. Исковое заявление об обжаловании дисциплинарного взыскания

После выбора темы судебного разбирательства в соответствии с ГК РФ необходимо распределить участников гражданского судопроизводства.

  1. Судья
  2. Секретарь судебного заседания (приоритетнее всего чтобы секретарем выступал сам педагог, для более эффективной коррекции урока)
  3. Судебный пристав исполнитель (данному студенту целесообразно поручить ведение фото и видео съемки).
  4. Истец
  5. Ответчик
  6. Адвокат со стороны истца и ответчика
  7. Свидетели со стороны истца и со стороны ответчика
  8. Специалист
  9. Эксперт
  10. Переводчик
  11. Прокурор (в зависимости от вида иска)
  12. Третьи лица (в зависимости от вида иска)

Ролевая игра «Судебное разбирательство»

Судебное заседание проводиться в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса

Существует следующий порядок ведения судебного разбирательства:

  • открытие судебного заседания, проводиться со слов секретаря судебного заседания «встать – суд идет»;
  • проверка явки участников процесса (производится секретарем судебного заседания);
  • разъяснение переводчику, эксперту и специалисту их прав и обязанностей (оглашается судьёй);
  • удаление свидетелей из зала судебного заседания (на уроке выводить свидетелей из учебной аудитории не имеет смысла, их можно переместить на места зрителей);
  • объявление состава суда и разъяснение права самоотвода и отвода (оглашается судьей);
  • разъяснение прав и обязанностей участвующим в деле лицам (оглашается судьей);
  • разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле (оглашается судьей, ходатайства представляются истцом, ответчиком);
  • начало рассмотрения дела по существу (выслушивание сторон, предоставление доказательств);
  • окончание рассмотрения дела по существу;
  • судебные прения;
  • удаление суда для принятия решения (судья удаляется в соседний кабинет) На данной стадии целесообразно что бы преподаватель удалился в «совещательную комнату» вместе со студентом, выполняющим роль «судьи». Это необходимо для предотвращения ошибки студента в выборе квалифицированного решения и правильной постановки постановления судьи;
  • объявление решения суда (оглашается студентом, выполняющим роль «судьи», выслушивается стоя всеми участниками судебного разбирательства).

После оглашения приговора, студентам предлагается занять свои места, в том числе и студенту, выполняющего роль «судьи», для подведения итогов преподавателем.

Подведение итогов

На данной стадии преподаватель:

1. Подводит итоги учебного урока (анализируются успехи, недостатки и ошибки группы, произведенные ими в ходе ролевой игры; анализируется работа каждого участника ролевой игры; общекомандная работа стороны истца, стороны ответчика, судьи и его команды, общая работа группы на уроке)

2. Выставляет оценки участникам (целесообразно ставить оценки по активности участников судебного заседания, если в зале присутствовали зрители (целесообразно их оценивать по активности ответов в конце урока при подведении итогов, путем подачи им наводящих вопросов типа: «Кпкие ошибки были допущены участниками гражданского дела?», «Какие виды доказательств еще могли приобщить участники гражданского дела? Объективно ли постановление судьи? и т.п.)

Итоги урока

В Приложении 1 (рисунки 1-3) предоставлен небольшой фотоотчет о проведении данного урока на базе ГБПОУ РТ «Кызылский ТТ». Хочется отметить, что студенты с радостью провели данный урок, активно к нему готовились.