Урок математики на тему «Деление на двузначное число (закрепление пройденного)»

Разделы: Начальная школа


Класс: 4

Цели: Закрепить письменный прием деления многозначного числа на двузначное; отработать навыки письменных вычислений; повторить письменные алгоритмы сложения и вычитания; закрепить умение решать составные задачи; развивать математическую смекалку, творческое мышление; формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: “Ромашка” для устного счета; книги В.Бианки, Г.Скребицкого, М.Пришвина; карточки с заданиями; карточки с ответами примеров; иллюстрации с изображениями редких животных и растений.

 I Организационный момент

II Тема урока

Сегодня на уроке мы закрепим письменный прием деления на двузначное число. Кроме того, вы узнаете много интересного.

III Устный счет

1) - Какое слово зашифровано?

  • 623 * 7
  • 103* 7
  • 220 * 4
  • 473 * 4
  • 771 * 2
  • 316 * 3
  • 508 * 7
  • 826 * 4 (Экология)

Как вы понимаете значение этого слова?

2) А теперь устно решим задачи.

а) В 1984 голу в нашей стране было143 заповедника. За последние 10 лет создано еще 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?

- Какие заповедники вы знаете?

б) Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200тонн сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?

в) Из 250000 видов растений земли 1\10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?

- Какие растения, занесенные в Красную книгу, вы знаете?

г) Самые трудолюбивые санитары леса- муравьи. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?

Для ознакомления с жизнью животных и растений нашей страны можно прочитать книги В.Бианки, Г.Скребицкого, М. Пришвина. (Выставка книг этих авторов)

Посмотрите на доску и решите примеры

  • 3234 - *=2484
  • * +263=613
  • * - 438=562

Но сначала назовите компоненты действия сложения и вычитания.

(Слагаемое, слагаемое, сумма)

(Уменьшаемое, вычитаемое, разность)

- Как найти неизвестное вычитаемое?

(Нужно из уменьшаемого вычесть разность)

- Как найти неизвестное уменьшаемое?

(Надо сложить вычитаемое и разность)

- Как найти неизвестное слагаемое?

(Нужно из суммы вычесть известное слагаемое)

(Дети решают примеры, учитель переворачивает карточки, сверяя ответы)

750 – столько жуков-короедов съедает за 1 день дятел

350 – столько лет живет сосна

1000 – столько полевых мышей уничтожает сова за 1 год

IV Физминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

V Закрепление письменного приема деления на двузначное число

(На доске примеры, 2 ученика у доски, остальные по вариантам в тетради)

840:24 2184:39
1836:27 1596:38
2451:43 663:13

Карточка 1

Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет. Во сколько раз меньше живет липа, чем дуб? На сколько лет дуб живет больше, чем липа?

Карточка 2

Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из - за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет требуется для восстановления этого слоя?

VI Анализ и решение задачи

(На доску вывешиваются иллюстрации с изображением поползня, дятла, скворца)

На территории Окского заповедника гнездятся сотни птиц. Пара поползней приносит своим птенцам в день 335 гусениц, пара дятлов – в 3 раза больше, чем пара поползней, а пара скворцов – в 5 раз больше. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов?

(краткая запись составляется у доски учеником)

Поползни – 335 гус.

Дятлы -?, в 3 раза больше, чем

Скворцы - ? , в 5 раз больше, чем

- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Нет.

- Почему?

- Мы не знаем, сколько гусениц приносит пара дятлов и пара скворцов

- Как это можно узнать? Каким действием?

Мы должны 335 * 3, получим 1005. Это число говорит о том, сколько гусениц приносит пара дятлов

А умножив 335 * 5, мы узнаем сколько гусениц приносит пара скворцов. Это равно 1675.

Повторите вопрос задачи.

На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов?

Измените вопрос задачи так, чтобы последним действием было сложение

(Сколько гусениц приносит пара дятлов и пара скворцов вместе?)

VII  Проверка вычислительных навыков

Решите примеры по вариантам

  • 7791: (10000-9979)+1285
  • (13968-9756):18+5082

1 вариант выберите из этих животных того, которое обитает в лесу

2 вариант выберите из этих животных того, которое обитает в пустыне

5316 1656  
варан лиса бобр

Если правильно выбрали, то на обратной стороне увидите ответ

VIII Геометрический материал

Площадь клумбы, имеющей прямоугольную форму, равна 184м в квадрате. Ее длина 23м. Чему равна ширина?

(взаимопроверка)

IX Итог урока

Чем необычным был сегодняшний урок?

Кроме знаний по математике мы говорили с вами о нашем общем доме – планете Земля. Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.