Урок на тему «Как ты воспринимаешь мир». Окружающий мир (УМК «Планета знаний»). 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель урока: познакомить с органами чувств и их значением в жизни человека.

 

Планируемые результаты:

 

Предметные: обучающиеся получают возможность исследовать органы чувств на основе практической деятельности;

 

Личностные: обучающиеся определяют значение органов чувств для жизни и здоровья человека;

 

Метапредметные (УУД):

 

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: обучающиеся практикуются в постановке цели на урок, в составлении плана деятельности;

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: обучающиеся проводят аналогию между изучаемым материалом и собственным жизненным опытом, на основе имеющихся знаний происходит приращение материала;

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ: обучающиеся строят простые рассуждения, приводят доказательства своей точки зрения.

 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная.

 

Оборудование: презентация “Как ты воспринимаешь мир”, видео “Природа”, набор для исследования №1 – по кол-ву учеников (листы бумаги), набор для исследования №2 – 3 комплекта (апельсин, духи, лук), набор для исследования №3 – 1 на парту (конфета, кружок лимона), буклеты “Береги органы чувств”.

Этап урока Цель Деятельность педагога Деятельность обучающихся Формируемые УУД (Результат)
Организационный этап Организация направленного внимания на начало урока Ученики, я рада приветствовать Вас на уроке окружающего мира. Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в необычный мир ... в какой именно узнаем чуть позже...

А пока, проверьте свою готовность к уроку

  Регулятивные УУД:

Формальная готовность к предстоящей деятельности;

Привлечение произвольного внимания:

Самостоятельная организация рабочего места

Постановка цели Сформировать представление детей о том, что нового они узнают, чему научатся на уроке. Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей.

- Кто такие исследователи?

- Мы сегодня будем учиться исследовать окружающий нас мир. Для этого нам необходимы некоторые органы человеческого тела. Их называют органами чувств.

- Какую цель урока мы с вами сформулируем?

Обучающиеся с помощью учителя формируют цель урока, предполагают содержание урока.

 

 

 

Цель: познакомиться с органами чувств; узнать их значение для жизни и здоровья человека.

Познавательные УУД:

Формулировка познавательной цели урока

Коммуникативные УУД:

Ответы на вопросы учителя

Регулятивные УУД:

Постановка учебной цели.

Освоение нового материала Познакомить обучающихся с органами чувств и их значением в жизни человека.

Сформировать бережное отношение к своему здоровью.

- Ребята, я предлагаю Вам на листочках красиво написать своё имя. Но выполнить это задание необходимо с закрытыми глазами.

- Удалось справиться с заданием?

Выполнение задания Познавательные УУД:

Приращение знаний – органы чувств и название процесса восприятия ими;

Сравнение (глаз) на предмет внешнего сходства и различия.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся строят речевые высказывания (ответы на вопросы, рассуждения)

Регулятивные УУД:

Способность действовать по заданному учителем алгоритму.

Личностные УУД:

Смыслообразование (осознание необходимости бережного отношение к своему здоровью)

- Почему возникла трудность?

- Глаза – это орган ЗРЕНИЯ. С помощью глаз мы видим всё, что происходит вокруг нас.

- Давайте объединимся в пары и рассмотрим глаза друг друга - сравним. Какие части глаза одинаковые? Какие различны?

- Очень важно, чтобы наши глазки всегда были здоровыми!

- Есть люди, которые плохо видят. Можно ли им как-то помочь? А так же сохранить своё зрение?

Обучающиеся сталкиваются с проблемой – с закрытыми глазами – сложно и неудобно.

Сравнение на предмет внешнего сходства и различия.

Сходства: + ресницы, + брови, + веки.

Различие: цвет глаз и т.д.

Функция: защита от внешних факторов (пот, пыль и т.д.)

- Я познакомлю Вас с комплексом простых упражнений, которые помогут нашим глазкам поменьше уставать и оставаться зоркими. Правила:

1. Не сидеть долго за компьютером, телевизором и телефоном!

2. Читать и писать сидя, при хорошем освещении!

3. Регулярно выполнять гимнастику для глаз!

Выполнение гимнастики для глаз.

- Продолжим знакомство со следующим органом чувств.

- Работаем в группах – по рядам. Мне необходимо по 1 помощнику от каждого ряда

Выдаю на группу несколько предметов: долька апельсина, четверть луковицы, пробник духов.

- Ученики, вам необходимо с закрытыми глазами, без помощи рук определить какие предметы мы для Вам приготовили.

- Какой орган чувств вам сейчас помог?

Работа в группах. Помощники организуют работу внутри группы (следят за дисциплиной, контролируют правильность выполнения заданий, поочередно предлагают всем ребятам поработать с приготовленными учителем предметами)

По запаху ученики определяют объект

- Нос – орган, с помощью которого мы различаем запахи. Восприятие запахов называется – ОБОНЯНИЕ.

- А бывают ли какие-то проблемы с этим органом? (Плохо воспринимаем запахи?)

- Чем опасны эти ситуации?

- Нос нужно беречь!

Проблемы: насморк, грипп, заложенность носа

 

 

Сложно распознать несвежую пищу, определить вредный запах в помещении и т.д.

- Для знакомства со следующим органом чувств нам нужно снова объединиться в пары.

- Сначала 1 вариант будет исследователями, затем вы поменяетесь ролями.

- Исследователям, я предлагаю на вкус распознать предметы.

- Теперь поменяйтесь ролями

- Какой орган чувств Вам помог в выполнении задания?

- Язык – орган восприятия ВКУСА.

- Какие на вкус были продукты?

- Молодцы!

 

Распознают сладкое – конфета

 

 

 

 

Распознают кислое – лимон

Картинка “Строение языка”

- Каждый участок языка чувствует только один какой-то вкус. Кончик – сладкое, задняя часть – горькое, боковые части кончика – соленое, дальние боковые – кислое.

- Иногда возникают ситуации, когда язычок теряет свою чувствительность – плохо воспринимает вкусы. Как мы можем себя и своих родителей уберечь от этого?

Рассматривают слайд (изображение языка)

 

 

 

Не употреблять слишком горячие или холодные напитки, продукты.

- Посмотрите на экран, закройте ушки и расскажите мне, что вы слышите?

- А если “ушки навострить”?

- Уши – орган СЛУХА.

- С возрастом многие люди начинают плохо слышать, но и у молодых иногда возникает такая же проблема. Потому что слух нужно беречь!

- От чего он портится? Как его можно сохранить?

Видят картинку, но не слышат звук. Плохо без звука!

Слышат звуки природы

 

- Нельзя громко слушать музыку (особенно в наушниках)!

- В холодное время года нужно одевать шапку!

- Регулярно чистить уши специальными ватными палочками!

- Ребята, Вам хочется, чтобы кто-то на вашей спине что-то нарисовал или написал?

- Тогда я предлагаю снова объединиться в пары. Один из вас будет что-то писать, а другой воспринимать.

- Пальчиком напишите на спинке соседа свою любимую букву

Работа в парах

Один ученик пишет букву пальчиком, второй – узнает по ощущениям.

Затем смена ролей.

- С помощью какого органа вы смогли определить?

- Вам помогла кожа – это орган ОСЯЗАНИЯ.

- самая чувствительная кожа на кончиках пальцев, так как именно здесь собрались множество чувствительных точек – рецепторов.

- Наша кожа так же требует бережного отношения к себе. Как мы можем её беречь?

- Нужно беречь от ожогов, обморожений.
Рефлексия Оценить практическую значимость изученного материала

Сформировать личную ответственность за своё здоровье

- Давайте вспомним начало урока... Какую цель мы ставили перед собой?

- Смогли ли мы достичь её?

- Наш урок подходит к концу и мне хотелось бы, что бы каждый из Вас ушёл домой с какими-то новыми знаниями и умениями.

Цель: познакомиться с органами чувств и определить их значение в жизни человека. Личностные УУД:

Смыслообразование содержания (ценность сохранения здоровья)

Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли.

- Скажите, что полезного вы сможете рассказать своим родителям, младшим братьям или сестрёнкам?

Прием “Незавершенные предложения” (можно)

- А я на сегодняшнем уроке узнала названия всех органов чувств (их 5), название процесса восприятия мира. Я поняла, что за своё здоровье несу ответственность только я. Я узнала важные правила сохранения здоровья. И обязательно стану применять их в своей жизни.

- Мне на сегодняшнем уроке очень понравилась ваша работа! Молодцы, ребята!

Правила бережного отношения к своим органах чувств.

Приемы и упражнения для тренировки и сохранения органов чувств здоровыми.

Сегодня на уроке я узнал ...

Сегодня на уроке я научился ...

Сегодня на уроке я понял ...

Сегодня на уроке я смог ...

Домашнее задание   - Посмотреть в учебнике стр. 34-37