Классный час посвящен профилактике вредных привычек у подростков. В подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников. По мнению психологов, потребность в одобрении товарищей чаще всего и толкает подростков на эксперименты с табаком, алкоголем, токсическими веществами и т.п.
Профилактика вредных привычек у подростков направлена на то, чтобы вызвать интерес к собственной личности, а также научить сопротивляться давлению сверстников.
Главные задачи классного часа:
- Умение четко формулировать аргументы против курения.
- Умение противостоять давлению сверстников.
Цели:
- Вырабатывать у учащихся негативное отношение к курению; разъяснить, какой вред организму человека наносит табачный дым; информировать об уголовной и административной ответственности за употребление, распространение, изготовление и приобретение наркотических веществ.
- Дать детям необходимые поведенческие приемы, позволяющие уклониться от вредного воздействия сверстников;
- Способствовать формированию установки на здоровый образ жизни.
План классного часа:
- Видеоролик “Сигареты....”
- Информационный блок о вреде курения. Презентация “Курение – коварная ловушка”
- Выступление врачей “Что происходит при курении сигареты?”
- Интерактивная беседа “Причины курения”
- Дискуссия “Что дает курение?”
- Выработка общего мнения о том, что такое курение.
- Информационный блок “Правовые аспекты проблемы”
- Ролевая игра “Умей сказать “нет””
- Подведение итогов (рефлексия)
- Видеоролик. Мультфильм “Чистый воздух”. Завершение классного часа.
Мультимедийная презентации “Сигарета ...”
Информационный блок о вреде курения.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Табакокурение является настоящим злом нашего времени. Ведь из-за табака ежегодно умирают десятки тысяч людей. Сегодня мы поговорим о вреде курения.
По результатам анкеты в нашем классе:
- Пробовали курить ___.
- Большинство из ребят выкурили первую сигарету с другом или в компании ___.
- Курят, чтобы считать себя взрослым ___.
- Курят ради интереса ___.
А как вы думаете, ребята, много ли людей на земле курит?
Дети высказывают предположения.
По подсчетам ученых, каждый третий человек на земле курит. А это значит, что некурящих людей на земле значительно больше, чем курильщиков.
Посмотрите на доску. На ней я записала основные доказательства против курения.
(показ 2 слайда)
- Курение отнимает жизнь. Курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет.
- Курение добавляет болезни. Все органы человеческого тела страдают от табака.
- Курильщики в 10 – 30 раз чаще умирают от таких болезней, как инфаркт, рак, язва желудка.
Для детей курение в 2 раза опаснее, чем для взрослых. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков всего полпачки. Иногда дети умирают после 2-3 сигарет, выкуренных подряд, от остановки сердца.
- В табаке содержится 1200 ядовитых веществ. Самый страшный из них – никотин, который по своей ядовитости равен синильной кислоте – смертельному яду.
- Курильщики даже внешне отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы.
- Курение отнимает наши деньги, которые можно было бы потратить на что-то полезное. Каждый курильщик по подсчетам ученых тратит в среднем по 2000 рублей в год на сигареты.
- Курение мешает работе и бизнесу. Многие компании отказываются брать на работу курильщиков.
- Курение становится причиной пожаров, от которых гибнут люди, уничтожаются материальные ценности.
- Курение – это не модно. Сейчас в моде гладкая, ухоженная кожа, ослепительно белые зубы, спортивная фигура и крепкие мышцы. Европа и Америка отказываются от сигарет. Норвегия твердо решила стать некурящей нацией. На Западе молодежь занимается спортом, ведет здоровый образ жизни.
- От курения страдают некурящие люди. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками. (показ 3 слайда).
Выступление врачей “Что происходит при курении сигарет?”
В р а ч 1. На экране вы видите таблицу “Что происходит при курении сигареты?” Сколько процентов вредных веществ уходит в атмосферу?
Ответ детей: 50%
В р а ч 2. Анализ табачного дыма показал, что в той части, которая выделяется непосредственно в воздух при курении, содержание некоторых ядовитых веществ больше, чем в потоке курильщика. В ней в пять раз больше никотина. Люди, которые находятся рядом с курильщиком или в накуренном помещении и которые помимо своей воли вдыхают табачный дым, называются пассивными курильщиками.
В р а ч 1. Посмотрите на таблицу еще раз. Что происходит с остальными пятьюдесятью процентами вредных веществ?
Ответ детей: 20% - попадает в организм курильщика, 25 % - сгорает и разрушается, 5 % - остается в окурке.
Курение табака является одной из самых распространенных вредных привычек, представляющих серьезную опасность для здоровья не только курильщика, но и окружающих, то есть пассивных курильщиков.
Интерактивная беседа “Причины курения”.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь . И сто, и тысячу лет назад были люди, которые попадали в плен к вредным привычкам. Табак – это самый распространенный наркотик нашего времени. Ребята, факты, о которых мы здесь услышали, известны каждому курильщику. Что же заставляет их постоянно курить сигареты? Давайте попробуем заполнить колонку “За” в нашей таблице. Итак, почему же ваши сверстники курят? (Кто-то из детей закрепляет на доске таблички с предполагаемыми ответами магнитиками или пишет мелом ответы детей)
Примерные ответы детей:
- За компанию. Попадает в плохую компанию и втягивается. Просто слабохарактерность.
- Из любопытства, желание все попробовать и испытать.
- Хотят подражать героям боевиков, рекламы – там все курят и пьют.
- Для общения – если вся компания это делает, то и тебе не страшно.
- Чтобы казаться старше.
- Чтобы казаться современным, крутым, сильным.
- Потому что ничем не интересуются, ни к чему не стремятся.
5. Дискуссия “Что дает курение?”.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Как вы думаете, ребята, неужели курение обладает такой магической силой, что может сделать человека взрослым, современным, уравновешенным?
Примерные аргументы детей:
- Нет, курящий ребенок все равно выглядит ребенком. Взрослый человек – тот, кто умеет отвечать за свои поступки.
- Сигарета не делает человека современным. Курили люди и сто лет назад. А девушка с сигаретой выглядит не современно, а вульгарно.
- И нервы табачный дым не успокаивает, наоборот, делает человека более раздражительным.
- От курения голова работает хуже, ухудшается память.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Значит, люди скрывают от себя истинную причину курения. Давайте все-таки выясним, в чем же она состоит?
Я прочитаю цитату из книги английского врача Аллена Карра “Легкий способ бросить курить”.
“Никотин – бесцветное, маслянистое вещество, содержащееся в табаке и вызывающее у курильщика зависимость. Этот наркотик вызывает самое быстрое привыкание из всех известных человечеству веществ: чтобы пристраститься к нему, может потребоваться лишь одна сигарета.
Каждая затяжка сигаретой поставляет через легкие в мозг небольшую дозу никотина.
Если, куря сигарету, вы делаете 20 затяжек, вы получаете 20 доз наркотика.”
Итак, истинная причина курения – это никотиновая зависимость.
6. Выработка общего мнения о том, что такое курение
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Итак, ребята, давайте сделаем вывод о том, что такое курение и запишем его.
Ответы детей.
Курение – это вредная и опасная привычка, коварная ловушка, никотиновая зависимость.
(показ слайда 4)
7. Информационный блок “Правовые аспекты проблемы”
Курение – это не только вредная привычка, но и в некоторых случаях административное правонарушение. С правовыми аспектами проблемы нас познакомит психолог ОГУСО Наталья Владимировна Максимова.
Согласно ст.18.1 Кодекса об административной ответственности – курение табака в общественных местах (в городском и пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях. Организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением
специально отведенных для этого мест) влечет за собой предупреждение или штраф в размере от 1/10 до 1/3 минимального размера оплаты труда.
Следующая ст. 18.2 Кодекса об административной ответственности гласит: “Продажа табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет на территории какой-либо области влечет за собой предупреждение или штраф от 1/10 до 1 минимального размера труда”.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях статья20.20 часть 2 “Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах – влечет наложение штрафа от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда”.
8. Ролевая игра “Умей сказать “нет””
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Многие дети начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться.
Сейчас мы с вами проверим ваши актерские способности и поиграем в игру “Умей сказать “нет””. В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать.
Приглашаю к доске ребят, которые разыграют роли МИШИ и САШИ.Они разыграют сценку предложения закурить. (Учитель дает детям текст, предлагая разыграть диалоги).
Диалог 1. “Давай закурим”.
М и ш а. Давай закурим
С а ш а. Я не могу.
М и ш а. Почему?
С а ш а. Родители увидят.
М и ш а. А мы отойдем за угол.
С а ш а. Мне нельзя, у меня сердце болит.
М и ш а. Ну ты же не умрешь от одной сигареты.
С а ш а. А я сигареты без фильтра не курю.
М и ш а. У меня с двойным фильтром.
С а ш а. Да я спички забыл.
М и ш а. У меня есть зажигалка
С а ш а. Соседи нас из окон увидят.
М и ш а. А мы пойдем в подвал.
Саша молчит, не зная, что ответить.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?
Дети считают, что это Миша.
Как это ни странно, Саша ни разу не сказал: “Я не хочу”. А ведь этого было бы достаточно, чтобы Миша от него отстал.
А теперь другой диалог: Сережи и Димы.
Диалог 2.
С е р е ж а. У меня есть сигареты. Давай покурим.
Д и м а. Ой, нет, я не могу!
С е р е ж а. Почему?
Д и м а. От меня будет пахнуть табаком.
С е р е ж а. Ну и что?
Д и м а. Родители узнают.
С е р е ж а. А ты к ним не подходи.
Д и м а. Моя собака учует. Она не выносит запаха табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала. Потому, что я курил.
С е р е ж а. Ну, а ты жвачку пожуй.
Д и м а. Тогда родители точно обо всем догадаются, потому что я не пользуюсь ею.
Сережа не знает, что еще предложить.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. В этом диалоге Дима настаивает на одной версии, что родители его разоблачат в любом случае. Если бы, Сережа продолжал настаивать, это было бы неуважительно к семье Димы. Поэтому диалог прекратился.
Теперь послушаем третий диалог Кати и Вали.
Диалог 3. “Сигарета – не конфета”.
К а т я. Я сегодня пачку “Мальборо” на спор выиграла. Курить будешь?
В а л я. Нет, я не курю.
К а т я. Сейчас же все курят! Ты что, не крутая?
В а л я. Значит, не крутая.
К а т я. А-а, ты здоровье бережешь, хочешь, чтобы все вокруг были больные. А ты одна здоровая. Да?
В а л я. Не кури и ты, тоже будешь здоровой.
К а т я. А если мне нравится курить!
В а л я. Ну, а мне не нравится курить. Сигарета – не конфета.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Вот сейчас Валя явно оказалась сильнее в этом диалоге. Но так может вести себя человек, уверенный в себе. Человек, которого уважают в группе. Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают. А за что могут уважать?
Примерные ответы детей:
- За спортивные достижения.
- За силу.
- За смелость.
- За то, что хорошо разбирается в чем-то.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Что же делать. Если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей? Психологи дают такие советы: (зачитывают дети-врачи)
- Просто сказать “нет” без объяснения.
- Отказаться и объяснить причину отказа.
- Отказаться и уйти.
- Говорить как заезженная пластинка, на все уговоры отвечать “нет”, “не буду”.
- Не обращать внимания на предложение закурить
- Постараться объединиться с кем-то, кто тоже не курит.
- Постараться избегать курящих компаний.
9. Подведение итогов (рефлексия).
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Наш классный час подошел к концу. Как вы считаете, был ли нужным наш разговор? Какая информация оказалась для вас полезной?
Примерные ответы детей:
- Информация о пассивном курении, о том, что курильщик вредит не только своему организму, но и отравляет табачным дымом окружающих.
- Я узнал о том, что курение – это опасная и очень вредная привычка.
- Узнал, как отказаться от предложения закурить и не обидеть друзей своим отказом.
- Узнал, что курение – это коварная ловушка, и ни в коем случае нельзя в нее попадать.
Мультфильм “Чистый воздух”. Завершение классного часа.