Тип проекта: познавательно – игровой (краткосрочный)
Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-7 лет, инструктор по физической культуре, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта. Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно - деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.
Постановлением кабинета Министров РТ от 30.12.2010 г. № 1174 “Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 1015 г.г. “Кил?ч?к”, в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой разработан учебно – методический комплект – УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Важно, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Для более полного освоения программного материала по УМК углубленное изучение игрового фольклора имеет неоценимое значение. Ходьба, бег, прыжки, метание, бросание, ловля и другие виды движений – все это можно найти в татарских народных играх. Почти все они в большей или меньшей степени способствуют формированию жизненно важных навыков, совершенствованию физического развития, воспитывают необходимые морально – волевые качества. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.
В нашем ДОУ прочное место занимает организация и проведение национальных тематических недель в рамках краткосрочных проектов. Во время проведения недели татарской культуры дети знакомятся с национальными традициями и культурой татарского народа через освоение подвижных игр. В системе физкультурно-оздоровительной работы недельные проекты зарекомендовали себя наиболее приемлемой и эффективной формой приобщения детей и их родителей к физической культуре, национальным традициям.
Неделя народных подвижных игр в детском саду проводятся, начиная с средней группы, по содержанию педагогической работы в этот период мы стараемся создать оптимальные условия для активного отдыха детей.
Проект сочетает разные виды деятельности. Например, если в первую половину дня проводится физкультурный досуг, то во вторую половину это - игры и занятия, содержащие меньшую физическую и эмоциональную нагрузку (рассматривание картин, иллюстраций, изготовление поделок, чтение художественной литературы, экскурсии).
При организации данной работы большое значение имеет взаимосвязь с родителями.
Я предлагаю план недельного проекта “Игры татарского народа”. Основная задача – чтобы дети получили заряд бодрости, пополнили свои знания о культуре и быте татарского народа.
Цель проекта: Укреплять здоровье и повышать двигательную активность детей через организацию татарских народных подвижных игр.
Задачи:
Оздоровительная:
1. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.
2. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
3. Удовлетворять потребность детей в движении.
4. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность дошкольников.
Образовательная:
1. Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, прыжки, метание, ползание).
2. Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростные, координационные).
3. Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость, самостоятельность.
4. Приобщать детей к истокам культуры татарского народа.
Воспитательная:
1. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой, как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
2. Воспитывать патриотические чувства, формировать толерантность, уважительное отношение к народам других национальностей.
3. Укреплять связь между поколениями, воспитывать любовь к родному краю, формировать интерес к изучению игр других национальностей.
4. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопомощи, сопереживания.
5. Воспитывать желание изучать татарский язык.
Ресурсное обеспечение: музыкальный центр, CD- диски, проектор, компьютер, экран;
Реализация проекта:
1 этап. Подготовительный. Разработка плана проектной деятельности в детском саду на тему: “Игры татарского народа”. Во всех возрастных группах чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рисование, лепка, показ мультфильмов на татарском языке (из комплектов УМК), экскурсия на выставки, в библиотеку. Подготовка атрибутов к играм, соревнованиям. Размещение в информационных стендах материала об истории и культуре татарского народа.
2 этап. Практический. Организация деятельности детей в рамках проекта.
Работа с детьми:
- участие детей, в организованных в физкультурном зале, татарских народных подвижных играх.
- использование изготовленных своими руками, и совместно с родителями атрибутов к играм (маски “горшков” лисы, курочек, флажки, плакаты для украшения зала);
- закрепление на родном (татарском) языке правил подвижных игр;
Работа с педагогами:
- регулярная информация о разученных подвижных играх.
- изготовление атрибутики для игр.
Работа с родителями:
- консультация для родителей: “Играем в национальные игры”
- изготовление атрибутов для подвижных игр
- приготовить угощение для детей.
Выставка фотоколлажей: “Наши игры”, “Мы - дружные ребята”
План реализации проектной деятельности
Дни недели | Мероприятия | Возраст | Место проведения |
Понедельник | Подвижные игры: - “Зайка серенький сидит” - “Карусель” - “Займи место” |
Средние группы | Физкультурный зал |
Рассказ педагога о народном празднике
“С?МБЕЛ?” Подвижные игры: - “Горячая картошка” - “Ми?лебай” - “Спутанные кони” - “Угадай и догони” |
Старшие, подготовительные к школе группы | ||
Вторник | Подвижные игры: - “Перехватчики” - “Дождь, ветер, молния, гром” |
Средние группы | Физкультурный зал |
- Рассказ педагога о празднике
“НАРДУГАН” Подвижные игры: - “Скок-перескок” - “Ловишки” - “Продаем горшок” |
Старшие, подготовительные к школе группы | ||
Среда | Подвижные игры: - “Ловишки” - “Кто дальше бросит” - “Перетягивание каната” |
Средние группы | Физкультурный зал |
Рассказ педагога о празднике “БОЗ
КАРАУ” (Проводы льда) Подвижные игры: - “Хлопушки” - “Займи место” - “Бег в мешках” |
Старшие, подготовительные к школе группы | ||
Четверг | Подвижные игры: - “Лисички и курочки” - “Займи место” - “Сбей горшки” |
Средние группы |
Физкультурный зал |
Беседа о празднике “НАУРУЗ” Подвижные игры: - “Тимербай ” - “Жмурки” - “Хромая лиса” |
Старшие, подготовительные к школе группы | ||
Пятница | Спортивный праздник “Мы играем, мы играем” (Заключительное мероприятие) Средние группы приглашаются в качестве гостей |
Старшие, подготовительные к школе группы | Физкультурный зал |
3 этап:. Заключительный. Спортивный праздник “Без уйныйбыз, уйныйбыз”
(“Мы играем, мы играем...”)
Предполагаемые результаты:
Для детей:
1. Повышение эмоционального, психологического физического благополучия детей.
2. Улучшение соматических показателей здоровья.
3. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
2. Повышение заинтересованности родителей в занятиях физической культурой и спортом.
3. Обогатить и расширить знания родителей о народных фольклорных праздниках, о культуре и обычаях татар.
Для педагогов:
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
2. Внедрение в воспитательно-образовательную деятельность регионального компонента.
3. Моральное удовлетворение, самореализация
Список литературы.