Проект для дошкольников «Игры татарского народа»

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта: познавательно – игровой (краткосрочный)

Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-7 лет, инструктор по физической культуре, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта. Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно - деятельностного  и компетентностного  подходов в организации педагогической работы.

Постановлением кабинета Министров РТ от 30.12.2010 г. № 1174 “Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 1015 г.г. “Кил?ч?к”, в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой разработан учебно – методический комплект – УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Важно, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Для более полного освоения программного материала по УМК углубленное изучение игрового фольклора имеет неоценимое значение. Ходьба, бег, прыжки, метание, бросание, ловля и другие виды движений – все это можно найти в татарских народных играх. Почти все они в большей или меньшей степени способствуют формированию жизненно важных навыков, совершенствованию физического развития, воспитывают необходимые морально – волевые качества. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.

В нашем ДОУ прочное место занимает организация и проведение национальных тематических недель в рамках краткосрочных проектов. Во время проведения недели татарской культуры дети знакомятся с национальными традициями и культурой татарского народа через освоение подвижных игр. В системе физкультурно-оздоровительной работы недельные проекты зарекомендовали себя наиболее приемлемой и эффективной формой приобщения детей и их родителей к физической культуре, национальным традициям.

Неделя народных подвижных игр в детском саду проводятся, начиная с средней группы, по содержанию педагогической работы в этот период мы стараемся создать оптимальные условия для активного отдыха детей.

Проект сочетает разные виды деятельности. Например, если в первую половину дня проводится физкультурный досуг, то во вторую половину это - игры и занятия, содержащие меньшую физическую и эмоциональную нагрузку (рассматривание картин, иллюстраций, изготовление поделок, чтение художественной литературы, экскурсии).

При организации данной работы большое значение имеет взаимосвязь с родителями.

Я предлагаю план недельного проекта “Игры татарского народа”. Основная задача – чтобы дети получили заряд бодрости, пополнили свои знания о культуре и быте татарского народа.

Цель проекта: Укреплять здоровье и повышать двигательную активность детей через организацию татарских народных подвижных игр.

Задачи:

Оздоровительная:

1. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.

2. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

3. Удовлетворять потребность детей в движении.

4. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность дошкольников.

Образовательная:

1. Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, прыжки, метание, ползание).

2. Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростные, координационные).

3. Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость, самостоятельность.

4. Приобщать детей к истокам культуры татарского народа.

Воспитательная:

1. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой, как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.

2. Воспитывать патриотические чувства, формировать толерантность, уважительное отношение к народам других национальностей.

3. Укреплять связь между поколениями, воспитывать любовь к родному краю, формировать интерес к изучению игр других национальностей.

4. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопомощи, сопереживания.

5. Воспитывать желание изучать татарский язык.

Ресурсное обеспечение: музыкальный центр, CD- диски, проектор, компьютер, экран;

Реализация проекта:

1 этап. Подготовительный. Разработка плана проектной деятельности в детском саду на тему: “Игры татарского народа”. Во всех возрастных группах чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рисование, лепка, показ мультфильмов на татарском языке (из комплектов УМК), экскурсия на выставки, в библиотеку. Подготовка атрибутов к играм, соревнованиям. Размещение в информационных стендах материала об истории и культуре татарского народа.

2 этап. Практический. Организация деятельности детей в рамках проекта.

Работа с детьми:

- участие детей, в организованных в физкультурном зале, татарских народных подвижных играх.

- использование изготовленных своими руками, и совместно с родителями атрибутов к играм (маски “горшков” лисы, курочек, флажки, плакаты для украшения зала);

- закрепление на родном (татарском) языке правил подвижных игр;

Работа с педагогами:

- регулярная информация о разученных подвижных играх.

- изготовление атрибутики для игр.

Работа с родителями:

- консультация для родителей: “Играем в национальные игры”

- изготовление атрибутов для подвижных игр

- приготовить угощение для детей.

Выставка фотоколлажей: “Наши игры”, “Мы - дружные ребята”

План реализации проектной деятельности

Дни недели Мероприятия Возраст Место проведения
Понедельник Подвижные игры:

- “Зайка серенький сидит”

- “Карусель”

- “Займи место”

Средние группы Физкультурный зал
Рассказ педагога о народном празднике “С?МБЕЛ?”

Подвижные игры:

- “Горячая картошка”

- “Ми?лебай”

- “Спутанные кони”

- “Угадай и догони”

Старшие, подготовительные к школе группы
Вторник Подвижные игры:

- “Перехватчики”

- “Дождь, ветер, молния, гром”

Средние группы Физкультурный зал
- Рассказ педагога о празднике “НАРДУГАН”

Подвижные игры:

- “Скок-перескок”

- “Ловишки”

- “Продаем горшок”

Старшие, подготовительные к школе группы
Среда Подвижные игры:

- “Ловишки”

- “Кто дальше бросит”

- “Перетягивание каната”

Средние группы Физкультурный зал
Рассказ педагога о празднике “БОЗ КАРАУ” (Проводы льда)

Подвижные игры:

- “Хлопушки”

- “Займи место”

- “Бег в мешках”

Старшие, подготовительные к школе группы
Четверг Подвижные игры:

- “Лисички и курочки”

- “Займи место”

- “Сбей горшки”

Средние

группы

Физкультурный зал
Беседа о празднике “НАУРУЗ”

Подвижные игры:

- “Тимербай ”

- “Жмурки”

- “Хромая лиса”

Старшие, подготовительные к школе группы
Пятница Спортивный праздник

“Мы играем, мы играем”

(Заключительное мероприятие)

Средние группы приглашаются в качестве гостей

Старшие, подготовительные к школе группы Физкультурный зал

3 этап:. Заключительный. Спортивный праздник “Без уйныйбыз, уйныйбыз”

(“Мы играем, мы играем...”)

Предполагаемые результаты:

Для детей:

1. Повышение эмоционального, психологического физического благополучия детей.

2. Улучшение соматических показателей здоровья.

3. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей.

2. Повышение заинтересованности родителей в занятиях физической культурой и спортом.

3. Обогатить и расширить знания родителей о народных фольклорных праздниках, о культуре и обычаях татар.

Для педагогов:

1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

2. Внедрение в воспитательно-образовательную деятельность регионального компонента.

3. Моральное удовлетворение, самореализация

Приложение.

Список литературы.