Немного истории... В 1937 году всемирно известному мультипликатору Уолту Диснею пришла в голову уникальная идея – создать мультфильм взяв за основу шедевры мировой музыки. Совместно с дирижером Филадельфийского оркестра Леопольдом Стоковским был произведен выбор музыкальных произведений и мультипликационного материала. В создании этого анимационно-музыкального шедевра приняли участие 85 музыкантов, более тысячи художников и технических работников студии Диснея. Очень сложная задача стояла перед создателями, в процессе подготовки художники прослушивали музыкальные произведения, посещали музеи и выставки, смотрели выступления танцоров, наблюдали за космическими телами. Это первая и весьма удачная попытка "изобразить" музыку, теперь музыка не сопровождает мультфильм, а руководит им. Мультфильм представляет собой концерт симфонического оркестра. Он состоит из 7 музыкальных произведений, на каждое из которых представлена своя мультипликационная фантазия.
Так появился один из лучших мультфильмов Уолта Диснея, с лаконичным названием "Фантазия", который В 1942 году получил две премии Оскар. Первая присуждена Уолту Диснею «За исключительный вклад в продвижение звука в кинематографе», а вторая Леопольду Стоковскому и его коллективу «За уникальную роль в создании новой формы наглядной музыки в произведении Уолта Диснея «Фантазия» и расширении значения кинематографа как средства развлечения и искусства».
Но меня, как учителя биологии, в первую очередь заинтересовала "фантазия" на музыку Игоря Стравинского "Весна Священная". В этой части мультфильма показано возникновение нашей планеты, зарождение жизни, процесс эволюции живых организмов. Именно этот фрагмент я решила выбрать для своего творческого, интегрированного урока природоведения в 5 классе, совмещенного с музыкой и изобразительным искусством. Ребята младшего школьного возраста любят нестандартные уроки, когда научные знания комбинируются с творческими заданиями, которые позволяют несколько расслабится, раскрыть свои внутренние возможности. Подобные занятия снижают эмоциональную нагрузку, переключают внимание, успокаивают и завлекают учащихся в совместный творческий процесс.
Мой урок, проводится после изучения темы "Развитие жизни на Земле" в 5 классе в курсе "Природоведения",в дальнейшем планируется использование данного занятия при переходе на ФГОС в 5 классе в курсе "Биология" и "География". Урок представляет собой обобщение и закрепление пройденного материала.
Технологическая карта интегрированного урока "Развитие жизни на Земле"
Цель | Создание условий для обобщения и систематизации информации через использование технологии критического мышления и проблемного обучения. | |
Планируемый результат | Предметные УД | УУД |
|
Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
|
Основные понятия | Планета Земля, протопланета Тейя, Луна, космос, эры, периоды, мировой океан, первичные организмы, выход на сушу, растения псилофиты, первые животные на суше (членистоногие), предки, гигантские рептилии – динозавры, млекопитающие, метеорит. | |
Организация пространства |
||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
География Биология История Музыка Изобразительное искусство |
Фронтальная Индивидуальная |
Компьютер + проектор Фрагмент мультфильма У.Диснея "Фантазия" (Доисторическая жизнь) Музыка И. Стравинского "Весна Священная" Портреты У. Диснея, Л. Стоковского, И.Стравинского Альбомные листы Цветные карандаши Тетради и ручки |
Этапы урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||
Действия | Формируемые УУД |
Действия |
Формируемые УУД |
Действия |
Формируемые УУД |
|
1. Этап: организационный (1 минута) | ||||||
Создает рабочую атмосферу | Готовятся к уроку | Контролируют и регулируют свою деятельность | ||||
2. Этап: вводный (5 минут) | ||||||
Рассказывает ребятам историю создания мультфильм, ставит перед ними учебную задачу | Слушают рассказ учителя | Воспринимают смысл рассказа Актуализация собственного опыта |
Слушают поставленную задачу | Анализируют смысл учебной задачи, планируют свои действия, готовятся к выполнению | ||
3. Этап: Творческий (10 минут) | ||||||
Проверяет готовность к выполнению
задания Включает музыку И. Стравинского "Весна Священная" 10 минутный фрагмент |
Слушают музыку Зарисовывают свои представления, идеи, ассоциации |
Анализируют характер музыкального произведения, стараются применить имеющиеся биологические знания, для решения поставленной проблемы | Выполняют задание | Планируют действия, контролируют свое время. | ||
4. Этап: Обсуждение результатов (10 минут) | ||||||
Организует обсуждение результатов | Представляют свои полученные результаты | Излагают свои знания в области биологии и истории развития жизни на Земле, объясняют свои идеи | Слушают результаты Высказывают свои мысли Указывают на ошибки других учеников, если такие есть |
Внимательность к рассказу
одноклассников, Отстаивание своей токи зрения Критическое мышление |
Контролируют правильность высказываний | Оценивание полученных результатов Формирование своего отношения к ситуации |
5. Этап: Научная критика (10 минут) | ||||||
Включает фрагмент мультфильма "Фантазия" – "Доисторическая жизнь". После просмотра организует дискуссию | Опираясь на свои знания находят ошибки и неточности мультфильма | Анализ полученной информации Применение знаний для решения поставленной учебной ситуации |
Слушают ответы и замечания других учащихся, высказывают свое мнение. Участвуют в дискуссии. | Умение слушать, вести диалог. Уважение чужого мнения. Умение высказать собственное мнение Умение отстоять свою точку зрения. |
Контролируют правильность высказываний | Анализируют полученные результаты, в
соответствии с ними координируют собственные
ответы |
6. Этап: Заключительный (7 минут) | ||||||
Организует обсуждение результатов, рефлексию | Участвуют в обсуждении | Делают выводы, о важности биологических знаний в различных сфера, в данном случаи в анимационном искусстве | Выражают свое мнение по поводу проделанной работы | Рефлексируют | Оценивают свои действия и полученные результаты | Проводят итоговый контроль |
7. Этап: Домашнее задание (3 минуты) | ||||||
Задает и комментирует дифференцированное домашнее задание | Воспринимают информацию | Анализируют | Анализ и планирование домашнего задания | Понимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания |
Занятие включает в себя 7 этапов: организационная часть, вводная часть, творческая часть, обсуждение результатов, научная критика, заключение и домашнее задание.
Организационная часть
При подготовке к занятию, я заранее сообщаю ребятам, что им необходимо принести на урок альбом, цветные карандаши или фломастеры.
Вводная часть
Оформление: на доске висят портреты Уолта
Диснея, Леопольда Стоковского, И.Ф. Стравинского.
"Однажды, знаменитый мультипликатор, Уолт
Дисней, решил создать необычный мультфильм.
Художники-аниматоры слушали шедевры мировой
музыки: Чайковского, Мусоргского, Бетховена,
Шуберта, и зарисовывали образы, которые
приходили им в голову. А затем все эти фантазии
объединили в один уникальный мультфильм и
назвали "Фантазия". Знаменитое музыкальное
произведение русского композитора Игоря
Федоровича Стравинского, "Весна священная",
вдохновило художников на создание одной из
частей мультфильма. На эту музыку художники
нарисовали какой-то процесс, связанный с
природой, жизнью, нашей планетой. Сегодня я
предлагаю вам, стать художниками-аниматорами.
Давайте послушаем эту удивительную музыку, и
зарисуем все мысли, образы и идеи которые
навевает на вас "Весна священная". А потом
обсудим что у вас получилось и посмотрим совпали
ли ваши фантазии с идеями художников студии
Дисней".
Творческая часть
Ребятам включается произведение И.Ф. Стравинского. Слушая музыку, ребята зарисовывают свои ассоциации, стараются передать чувства и мысли. Размышляют, иногда пытаются угадать что же рисовали на самом деле аниматоры. Некоторые ребята записывают свои рассуждения на бумаге.
Обсуждение результатов
Сначала ребята по очереди показывают свои получившиеся картины, рассказывают свои мысли, выдвигают идеи и предположения. Затем я рассказываю им о чем данный отрывок мультфильма: "На самом деле художники изобразили в этом мультфильме процесс зарождения нашей планеты и развитие жизни вплоть до исчезновения динозавров. Этот отрывок называется "Доисторическая жизнь". И действительно музыка подчеркнула и акцентировала внимание на основных процессах. Разный характер частей музыкального произведения, определяет переход от одной эры к другой"
Научная критика
Затем я предлагаю ребятам посмотреть фрагмент мультфильма. При просмотре они должны найти и записать биологические ошибки и неточности, которые допустили художники при создании мультфильма. После просмотра организуется дискуссия, ребята высказывают свои предположения, слушают ответы своих одноклассников. В соответствии с этим координируют свои ответы, более правильно формулируют свои идеи.
Заключение
Учитель организует беседу, задавая вопросы:
- Как вы считаете, как вы справились с полученным заданием?
- Что вам помогло решить поставленные задачи?
- Могли бы вы сделать свою работу еще лучше?
- Если да, то чего вам не хватило?
- Важны ли знания биологии, если ваша профессия не связана с этой наукой?
Домашнее задание
- Повторение изученной темы "Развитие жизни на Земле"
- Творческое задание на дополнительную оценку: найдите фрагменты фильмов или мультфильмов с "биологическими" ошибками и неточностями.