Коммуникативные способности детей дошкольного возраста как фактор социальной адаптации

Разделы: Работа с дошкольниками


Общаясь с детьми, я все чаще отмечаю, что многие из них испытывают серьезные трудности в налаживании контактов с окружающими, особенно со сверстниками: это дети суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, дети с заниженной самооценкой. У данных детей имеются проблемы в общении, как с детьми, так и с взрослыми. Значение формирования коммуникативных способностей у дошкольников определяет известный детский психолог М.И. Лисина. “Если у ребенка не сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно”.

Сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по данной проблеме.

Актуальность. Современное общество нуждается в активной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Сензитивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Гипотеза основана на предположении о том, что формирование коммуникативных навыков зависит от ряда методических приемов и упражнений, дидактических игр, систематическое применение которых может дать в дальнейшем положительные результаты работы.

Мною были выбраны направления работы:

- развитие диалогической речи,

- развитие коммуникативности как свойства личности,

- развитие культуры общения и поведения.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности, она и явилась эффективным и доступным способом формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Используя в работе технологии Панфиловой М.А. “Игротерапия общения”; Рылеевой Е.В., “Вместе веселее!”; Шипициной Л.М. “Азбука общения” - помогла детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научила их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать.

На основе изученных технологий мною были разработаны

- примерный перечень наблюдений, бесед, игровых ситуаций по формированию социальных навыков у дошкольников;

- картотека эмоциональных игр и упражнений;

- картотека сюжетно-ролевых игр;

- картотека игр и упражнений для развития коммуникативных способностей;

- определены наиболее эффективные методы и приемы успешной работы по направлению познавательно-речевое развитие в области Коммуникации.

Система игр, условно разделена на 4 блока:

1блок, включает в себя игры направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение таких упражнений, как: “Давайте познакомимся”, “Встреча”, “Прорвись в круг”, и др. способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы.

2 блок предусматривает игры для развития эмоций – с помощью которых, познакомила детей с “азбукой эмоций”, сформировала умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

С этой целью провожу мимические и пантомимические упражнения - "Тренируем эмоции" (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), “Глаза в глаза”, “Тень”, “Зеркало”, “Чтение эмоций (по фотографии), “Азбука настроения”, “Пиктограммы”,

3 блок игр направлен на формирование навыков социальной перцепции (восприятия) в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого использую обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

Проведение игр и упражнений “Подумай и изобрази”, “Как поступить”, “Чудесный терем дружбы”, способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.

Систематически вовлекая детей в обсуждение межличностных конфликтов, поощряю их попытки разрешать конфликт без применения силы, а с помощью высказываний своих мыслей и чувств. Для анализа поведения конфликтовавших детей использую аналогичное поведение сказочных персонажей; привлекая в совместные игры разных детей, создаю ситуацию успеха для каждого ребенка.

Для этого разработан перечень ситуаций, подобраны методические и наглядные пособия.

 

В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном “Я” и отработку коммуникативных навыков. Цели упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: “Комплименты”, “Подумай и ответь” (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), “Мои любимые вещи”, “Какой я”, “Составь рассказ” (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: “Я люблю, когда…”, “Когда меня обижают…”, “Меня беспокоит…”, что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.

Кроме перечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков воспитанников использую различные методы и приемы, такие как:

- проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения;

- чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживаний;

- проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки;

- организация совместной деятельности с детьми других групп детского сада (совместные праздники, развлечения, походы, участие в кукольных спектаклях, драматизации сказок, соревнованиях, фестивалях, конкурсах);

- использование игровых упражнений и шуточных стихов “Мирилок” для разрешения конфликтных ситуаций;

В группе создан Центр, оснащенный наборами игрушек, картотекой для проведения артикуляционной  гимнастики, скороговорок, чистоговорок, подборками картинок, по изучаемым лексическим темам, позволяющий проводить развивающую работу в системе.

Таким образом, проведя работу, я получила следующие результаты: повышение показателей по интегративным качествам:

-  эмоционально отзывчивый с 57-89%;

-   овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками с 74-93%

Как известно, без родителей и их активного участия невозможно развить коммуникативные навыки детей. Я применяю разные формы сотрудничества с семьями воспитанников. В результате сложилась система мероприятий по расширению позитивного общения взрослых и детей в таких формах взаимодействия, как родительские встречи, семинары, семейные клубы. Это позволило повысить общую активность родителей, их духовную и психологическую ответственность за воспитание подрастающего поколения.

Чаепития, детские и семейные праздники, конкурсы, спортивные соревнования, в которых участвуют семьи,- это не только интересный совместный досуг, но и новый опыт общения, сотрудничества и взаимной помощи.

Новой формой работы с детьми стали “Встречи с интересными людьми”. Один раз в неделю в группу приходит чья-то мама или бабушка рассказать о своей профессии (парикмахер, учитель), научить детей готовить салаты, замесить тесто на печенье. Детям очень нравятся такие мероприятия.

В педагогическом просвещении родителей использую интерактивные методы, для наиболее эффективного взаимодействия. Совместно с родителями выпускаю журналы: “Давайте поиграем!”, “Здоровячок”, “Дорожная академия”.

Заинтересовала родителей жизнью детей в ДОУ используя наглядные формы работы: папки- передвижки, фотовыставки, выпуск газет.

Использую нетрадиционную форму работы с родителями - собрания, которые носят характер сотрудничества. Диалог за круглым столом и “мозговой штурм” позволяет превратить родителей в партнёров, участников педагогического процесса. Часто тематику собраний подсказывают сами родители.

Родители активно откликаются на участие в разнообразных конкурсах: “Гори, гори, моя звезда!”, “Снеговики, но не из снега”, Овощной марафон” и др.

Проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду. Под девизом “Всех пап и мам приглашаем в гости к нам” провожу Дни открытых дверей, когда родители могут побывать на открытых развлечениях, праздниках, непосредственной образовательной деятельности. С целью создания доверия и информированности организую показ - презентации: “Лето, ах лето”, “Семья сильна традициями”, “Игра дошкольника” и другие.

Совместно с родителями собираю портфолио группы и портфолио детей.

Используя разнообразные формы взаимодействия, помогаю родителям не только услышать, понять своих детей, но и принять на себя роль ребенка. Именно через совместную деятельность прослеживается взаимосвязь родителей и детей (совместное творчество, изготовление атрибутов для совместных игр в группе, участие в праздниках).

В группе имеется тетрадь, в которую собираются положительные отзывы родителей о качестве образовательных услуг, о проводимых мероприятиях с детьми. Родители публикуют свои отзывы в местную газету “Чунский край”.

Я рада, что рядом с детьми внимательные, чуткие, заботливые мамы и папы, бабушки и дедушки, заинтересованные в увлекательных программах, оздоровительных мероприятиях и психологически комфортном пребывании детей в нашем саду в течении всего дня.

Благодаря этому, внимание родителей привлечено к совместному решению проблемы и совершенствованию коммуникативных умений самих взрослых.

В результате поэтапной деятельности коммуникативные трудности, свойственные детям практически исчезли, этому способствовало использование разнообразных форм совместной деятельности. Дети стали дружными, добрыми, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей, они научились самостоятельно разрешать конфликты, стали больше играть. У большинства детей сформированы основные умения, составляющие основу коммуникативной компетентности.

Думаю, что наши дети смогут своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе. Это поможет им в дальнейшей жизни.