Этнопедагогический подход в преподавании математики

Разделы: Математика


В современных условиях реализации Приоритетных направлений развития образования, интенсивных изменений в образовательной сфере, выдвигаются новые требования к регулированию образовательными процессами. Одним из возможных условий обеспечения качества процесса обучения является применение эвристических педагогических технологий, опирающихся на педагогический опыт народной мудрости.

Многие идеи И.Г. Песталоцци -  одного из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, впервые обратившего внимание на связь воспитывающего обучения математике с жизнью народа в процессе разработки теории элементарного образования представляет собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность и вполне могут быть творчески использованы и в настоящее время. Для обозначения методов и форм реализации опыта, идей и традиций народной педагогики в образовательном процессе в гимназии применяется этнопедагогический подход, который представляет собой целостный процесс системного изучения, усвоения и применения богатейшего духовного наследия народов в учебно-воспитательной работе. Успешность такого воспитания основана на формировании уважения, интереса к истории, к обычаям, вероисповедания, фольклора, быту своего и других народов. Поэтому очень важно с раннего возраста проводить ознакомление детей с различными этническими особенностями народов, населяющих нашу страну. Большие возможности для включения сведений этнического характера предоставляются на уроках гуманитарных предметов. На уроках математики в силу специфики предмета можно включать лишь количественную характеристику этноса, обогащать и закреплять уже приобретенные ранее знания учащихся. Известный переводчик эпоса “Джангар” Семен Липкин заметил что “…это глубоко продуманный художественный прием: когда описание волшебных стран, морей, гор, сражении, поединков богатырей - великанов сопровождаются сухими цифрами, мерами длины, мерами времени, эффект получается удивительный, возникает иллюзия действительного существования этого сказочного мира”.

Развитие учебных способностей ребенка через этнопедагогику имеет следующие цели и задачи:

- расширение содержания учебного материала за счет национально-регионального компонента;

- усиление совместной поисковой и исследовательской деятельности учащихся и учителей;

- формирование национального самосознания учащихся в урочной и внеурочной деятельности средствами этнокультурной направленности.

Данная тема актуальна тем, что она способствует реализации проблемы школы, одной из задач которой является осознание учащимися себя как представителей своего этноса с собственной историей, самобытной культурой и системой духовных ценностей.

Она расширяет и углубляет базовый компонент предмета и имеет прикладной характер. Основное назначение в том, чтобы посредством уроков математики помочь продемонстрировать возможности учебного материала для творческой деятельности, Работа в этом направлении показывает, что решение задач и примеров на родном языке нисколько не снижает уровень знаний учащихся, а наоборот, способствует развитию их мышления.

На уроках математики с элементами занимательности ставится цель обновить, уточнить и закрепить разрозненные сведения по теме данной разработки, и при этом воспитывать интерес к занятиям математикой и возбудить желание самостоятельно пополнять знания по родному языку. Чтобы придать предмету привлекательность и выявить у учащихся радость приобщения к творческому мышлению, я пользуюсь разнообразными средствами: задачами с необычными сюжетами, пробуждающими любопытство, неожиданным применением алгебры и т.д.

С помощью математической формы подачи материала учащиеся совершают экскурсии в историю родного края, животный мир Калмыкии, в эпос “Джангар”. А использование данного материала на уроках математики не только обогатит содержание учебного материала, поможет в реализации воспитательного потенциала уроков, но и выявит новые возможности в реализации межпредметных связей.

Сбор материалов осуществлялся в течение ряда лет, для чего просматривались и выбирались интересные материалы из периодической печати, научно-методических журналов, статистические данные районного статуправления, фольклор, эпос “Джангар”, литература об истории народа,

Приложение