Методический доклад (обобщение опыта работы) «Вокальная работа с учащимися разных возрастных категорий»

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии


Хоровое искусство – неповторимое богатство духовной культуры русского народа, не только ценнейшее наследие прошлого, но и источник развития современной музыкальной культуры нашей страны.

Хоровое пение – важное средство воспитания художественного вкуса, инициативы, фантазии и творческих способностей детей, не говоря уже о том, что оно наилучшим образом способствует развитию музыкального слуха, памяти, певческих навыков, росту интереса к музыке вообще.

Детское хоровое пение – активный творческий досуг, оно развивает мышление детей. Детский хоровой коллектив выступает не только как действенная форма эстетического и нравственного воспитания, но и приобщает детей к музыкальной культуре, а так же оказывает организующее и дисциплинирующее воздействие. Научить детей чисто, выразительно, грамотно и осознано петь – главная и благородная задача хормейстера.

Вокальное воспитание в хоре – важнейшая часть всей хоровой работы в коллективе. Основное условие правильной постановки вокального воспитания – подготовленность руководителя. Идеальным вариантом является тот случай, когда хормейстер обладает красивым поставленным голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим хормейстером.

Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом коллективе. Эта специфика обусловлена прежде всего тем, что детский организм, в отличии от взрослого, находится в постоянном развитии, а следовательно – изменяется. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и очень полезно. Речь идет о пении правильном в вокальном отношении. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей, способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. В этом свете основной заповедью любого хормейстера должна быть “Не навреди!”. В детском хоре следует исключить форсированное пение. Детскому голосу вообще противопоказано громкое пение, даже в среднем и старшем возрасте, когда голосовая мышца уже сформировалась. Петь следует с предельной осторожностью. Многие ошибочно полагают, что чем громче они поют, тем лучше. Это не совсем так, даже если пение очень выразительное. Сама песня должна исполняться так, как её задумали авторы, а это зависит от смысла, от содержания и настроения. Когда ребенок заставляет себя петь громко и непрерывно форсирует звук, то он может просто потерять голос. Петь надо не напрягаясь, с максимальной естественностью – только при соблюдении этого условия создаются предпосылки для успешного развития вокальных данных. Только регулярная работа в удобном диапазоне, при правильном дыхании и мягком звукообразовании помогает развить голос.

Далее в своей работе я хочу подробно остановиться на проблемах, с которыми мне приходилось сталкиваться в практической деятельности, в работе с детьми над вокальной постановкой голоса, вокально-хоровой работе с различными возрастными категориями учащихся и с тем практическим материалом, который я непосредственно использую в работе.

Главное, что нужно помнить всегда – бережное отношение к детскому голосу.

Характерной особенностью голоса младших школьников (7 – 9 лет) является абсолютно одинаковый механизм голосообразования как у мальчиков, так и у девочек. Звук имеет фальцетный характер, так как голосовая мышца ещё только формируется, дети поют краевым натяжением связок. Небольшой диапазон звучания позволяет легко определить примарную (удобную, лучше всего звучащую) зону. Именно на этой зоне и нужно начинать строить всю работу, так как детские голоса звучат свободно, естественно без форсирования. С первых же уроков я ввожу “мимические упражнения” (гимнастику) по методике В. Емельянова. Так как дети все приходят разные, кто-то смелее и активнее, а кто-то стеснительнее и закомплексованнее, да и новая обстановка оказывает психологическое влияние, то сразу после знакомства с детьми перехожу к “мимике”. Я предлагаю детям покривляться (надуть щеки, ввалить их, а потом “надеть маски”: маску радости, грусти, обиды, злости, равнодушия т.д.), тем самым побуждая детей к фантазии и воображению. Это хорошо влияет на “разрядку обстановки”, дети постепенно осваиваются, раскрепощаются и я могу перейти к определению голоса, примарной зоны на простейших песенках, хорошо знакомых детям.

На следующем этапе знакомлю детей с артикуляцией, обращаю на нее особое внимание, в игровой форме объясняю, что же это такое – артикуляция. Начинаем игру “Пойми меня”. Я без звука проговариваю слова сначала вялой артикуляцией, потом чёткой, понятной, обращаю внимание на разницу. Затем инициативу передаю детям, они сами друг перед другом начинают артикулировать. Конечно же, сначала в работу включаются самые активные. Ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять упражнение, чтобы в дальнейшем они не замкнулись.

Далее на “пальцах” объясняю, откуда берётся звук (звукообразование). Прошу всех детей повторить за мной и “нарисовать” руками, показать наши зубки, нёбо и язычок. Так как в этом возрасте всё обучение строится на подражании и повторении, они с удовольствием включаются в игру. Далее, также, на “пальцах”, показываю, как меняется звук с поднятым и опущенным нёбом, вместе с детьми находим сравнительные слова (сиплый, хриплый, металлический, скрипучий и т.д.) и постепенно запоминаем их (далее неправильные звуки будут называться точными, профессиональными названиями: форсированный, плоский, белый, а правильные – объёмный, округлённый и т.д.).

Если хватает времени на первом уроке, то начинаем разговор о дыхании, так же, сначала в игровой форме, а потом, постепенно переходя на профессиональную терминологию (опёртое, крепкое и т.д.). Если же времени не хватает, то переносим эту тему на следующий урок, попутно вспоминая, что такое артикуляция и звукообразование. На каждом занятии вводятся новые понятия, чтобы дети постепенно привыкали к терминологии.

На начальном этапе распевку следует проводить в удобной примарной зоне, постепенно расширяя диапазон. Начинать следует со звука “у”, так как это самый удобный гласный в формировании звука (естественно поднимается нёбо, укрепляются губные мышцы, “подключается” головной регистр и т.д.). Начальная распевка продолжается по полутонам вверх, потом вниз.

Первый звук определяется из примарной зоны. После “разогрева” связок, следует распевка со словами. При исполнении необходимо следить за унисоном и одновременным началом и концом всей распевки, начинать и заканчивать по руке, следить за чёткой и ясной артикуляцией и пропеванием всех гласных и согласных.

Постепенно эту распевку можно изменять: “уводить” мелодию вверх на квинту или останавливаться на терции, не возвращаясь в тонику, при этом преподаватель может прийти в тонику (как элемент двухголосия). Изменение темпа, штриха, динамики хорошо влияет на укрепление дыхания.

На последующих уроках большое внимание уделяется дыханию. От урока к уроку, постепенно, вырабатывается певческое дыхание в процессе самого пения. Здесь уместно применять некоторые упражнения дыхательной методики Стрельниковой, но обязательно следить за самочувствием детей, так как ранее “глубоким” дыханием с детьми занимались мало, да и физические данные у всех детей разные. Очень важно предупредить детей заранее о возможном головокружении, чтобы не пугались, а самому преподавателю внимательно следить за внешними проявлениями (бледность, “серость” и т.д.). Постепенно организм привыкает, дыхательная мускулатура укрепляется и головокружение проходит. Работа над дыханием одна из основных на начальном этапе обучения. Дети запоминают различные типы дыхания: одновременное и цепное. Вначале отрабатывается сознательное пение на одном дыхании каждой отдельной фразы. При этом обращается внимание детей на выразительную сторону произведения. Хормейстеру можно исполнить дважды одно предложение: на одном дыхании и, прервав звучание на вдох. Предложить детям проанализировать прозвучавшие фразы, что выразительнее слушается? И далее добиваться непрерывной мелодии. Но над “цепным” дыханием начинать работу нужно только тогда, когда освоено одновременное крепкое дыхание. Предварительную работу целесообразно вести на упражнениях. Всю фразу можно спеть на одном дыхании, а можно разорвать мелодию после второго такта и сделать вдох. Отрабатывать это можно в разных темпах, но цель одна – крепкое “цепное” дыхание на всё предложение в медленном темпе и на одном дыхании в более подвижном темпе.

Именно в младшем возрасте нужно уделить особое внимание овладению дыханием, так как в дальнейшей работе именно дыхание будет играть важную роль в формировании и становлении тембра и овладении вокальной техникой.

В работе с младшим возрастом также уделить большое внимание интонации. Точная чистая интонация – это залог успешного исполнения. Нужно помнить, что на интонацию влияет и дикция, и дыхание, и звукообразование. Хормейстеру необходимо показать детям, как плохая, вялая артикуляция влияет на звукообразование и интонацию, и наоборот.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что от начального обучения зависит дальнейшая работа: будут ли дети заниматься с интересом и увлечением, потому что научатся слышать результат или просто “отбывать” время равнодушно.

С детьми среднего возраста (10-12 лет) начинается работа над овладением навыка двухголосного пения. С укреплением дыхания укрепляется голосовая мышца, и начинается новый этап – развитие тембра. К этому возрасту уже явно видны и, тем более, слышны перспективы развития голосового аппарата у ребёнка. Если была сиплость в голосе – она постепенно исчезает за счёт постоянной работы над унисоном, над звукообразованием и т.д.

В младшем возрасте весь репертуар подбирается только одноголосный и с небольшим диапазоном, например “Белка” и “Осень” Ц. Кюи. Это два разнохарактерных, разноладовых произведения. “Осень” удобна для отработки унисона, так как в начале произведения диапазон небольшой, а повторяющаяся мелодия быстро запоминается. Встречающиеся длинные ноты в конце фраз позволяют работать над дыханием и т.д. “Белка” по характеру совсем другое произведение. Мажорный лад, быстрый темп, не поддерживающий мелодию аккомпанемент, появление пауз на сильной доле – всё это усложняет исполнение данного произведения, следовательно усложняется и работа над ним.

Вводить двухголосное пение в среднем возрасте нужно также постепенно, начиная с упражнений и распевок. Лучше всего усложнять уже хорошо знакомые детям распевки. Начинать следует также со звука “у” и далее уже “разогретыми” связками начать двухголосную распевку.

Важно обращать внимание группы сопрано и группы альтов на свои ноты: для альтов – точный и уверенный возврат на первую ноту, для сопрано – светлое и уверенное звучание третьего звука, т.е. постепенно приучать слышать терцию – это самый трудный и коварный интервал. В репертуаре для этого возраста лучше всего использовать более широкие интервалы в произведениях, где используется двухголосие, например: муз. Глиэра “Здравствуй, гостья зима” или муз. Пескова “Кадриль”, где запев звучит в унисон, а припев в сексту. Но на распевках нужно обязательно пропевать и выстраивать различные интервалы.

Продолжается вся работа над вокально-хоровыми навыками, включаются в распевку и в работу больше упражнений на стаккато, для укрепления дыхательных мышц, для развития “цепного” дыхания – длинный, долгий, протяжный звук и упражнения на легато для кантилены.

Встречаются дети, которые к этому возрасту так и не научились контролировать слух и голос. Таких детей хоть и мало, но они есть – это так называемые “гудошники”. Этих учащихся нужно перевести в отдельную группу, где они продолжат своё обучение. Если ребёнок “гудит”, то это не значит, что у него нет ни слуха, ни голоса, просто для этого ребёнка ещё не настало то время, когда он услышит, в первую очередь, сам свой голос и не научится его контролировать. Таких детей нужно собрать в одну группу и заниматься с ними отдельно, индивидуально, для начала найти те звуки, на которых голоса звучат чисто, определить примарную зону и продолжить обучение и развитие.

Не стоит забывать, что перевод в другую группу может негативно повлиять на ребёнка, поэтому нужно этот перевод подготовить, чтобы не травмировать психику, разъяснить ребёнку, что это временно, и через определённое время он опять будет петь с теми же детьми, с кем пел первые два года. Через год-два после того, как “дополнительная” группа начнёт работу, дети выправляются в пении и уже в старший хор приходят с чистой интонацией (примеры в моей практике уже были). Некоторые хормейстеры-практики считают, что “гудошников” нужно наоборот ставить с хорошо интонирующими детьми для того, чтобы “вычистить” интонацию, но это не всегда применимо и достаточно рискованно.

Специфика вокально-хоровой работы заключается в том, что продолжается та работа, которая детям уже знакома. Распевка также ведётся по полутонам вверх и вниз. Необходимо делать основной упор на примарную зону, работать по двое или по трое, выстраивать унисон. Для наглядности вводятся ручные знаки, как в хоровом сольфеджио Г. Струве (показ различных ступеней), чтобы визуально дети могли осмыслить изменение звука по высоте. Также полезно применять художественное тактирование по методике Д. Огороднова, где высота речевой интонации изменяется с высотой рук (читать любое стихотворение и изменять интонацию по положению рук (высокое, среднее, низкое)). При этом обращать внимание на звукообразование, оно такое же как и в пении – оформленное, округлённое. Пропевать на одном-двух звуках различные гласные, начиная с “у”, “о”, “и”, “а”. Добавлять к ним согласные “н”, “м” и т.д., пропевать слогами и выстраивать унисон. Как показала практика, к 12-ти годам всё исправляется: и слух, и голос, и контроль над ними, и уже в старший хор дети приходят распетыми и слышащими.

Старшая возрастная категория учащихся также имеет свои особенности, прежде всего физиологические. 13-15 лет – это возраст бурного роста и полового созревания. Об этом ни в коем случае забывать нельзя. У одних мальчиков начинается, у других продолжается мутационный период, который проходит у всех по-разному. Кто-то переносит спокойно (не прекращает петь), кто-то болезненно (на какое-то время прекращает петь). Мне, к сожалению, с мальчиками в ярко выраженный мутационный период работать не приходится, так как к этому времени они уже оканчивают школу, и в выпускном классе их освобождают от занятий (хотя я считаю это неправильным). А вот с девочками гораздо проще, в плане того, что они спокойнее переносят все неудобства, так как у них половое созревание происходит раньше.

Этот период интересен и важен в оформлении и закреплении тембра голоса, в полном овладении дыханием, так как из урока в урок, из года в год, постепенно укреплялись мышцы живота, дыхательная мускулатура, связки. Это возраст полного применения приобретённых навыков и умений. На распевании ставятся уже более сложные задачи – выстраивание многоголосия. Для начала, можно взять уже хорошо им знакомую распевку “Как-то дед Андрей”, но только уже с усложнением на три голоса. Распевка эта хорошо влияет на развитие гармонического слуха и хорошо закрепляется в ладу. Но это упражнение выполняется с хорошо подготовленными детьми. Если учащиеся ещё плохо слышат и выстраивают 3 голоса, то первым элементом будет упражнение “Веер”, что позволяет постепенно услышать три голоса (это упражнение можно и нужно применять и в более раннем возрасте для ознакомления). Аккорды раскладываются и пропеваются мелодически, а затем выстраиваются гармонически. Продолжается работа с распевками на легато (укрепление цепного дыхания) – это могут быть протяжные русские народные песни, пропевание различных гласных на 3-7 звуках, пропевание октав и т.д.

Репертуар, безусловно, сложнее, чем у детей среднего возраста. Разнообразный по количеству голосов (от унисона до трёхголосия и более), по жанру, стилю и т.д. Обязательно в репертуар нужно включать произведения “для отдыха” (хорошо знакомые и любимые произведения, можно в унисон) чтобы была возможность “переключиться” и спеть “для души”.

За всё время обучения в музыкальной школе дети расширили свой кругозор, приобрели определённый “багаж” знаний и сценический опыт, так как не раз выходили на сцену. Это возраст ярких индивидуальностей, которые благодаря общим знаниям проявляются в организаторских способностях и в творческой деятельности. Это возраст, когда подросток показывает всё, чему он научился. Усложняется репертуар, совершенствуется вокальная техника, развивается и крепнет тембральная краска голоса.

И в заключение я хотела бы привести слова заслуженного деятеля искусств РСФСР В.А. Чернушенко о занятиях хоровым пением: “Это самый короткий путь в мир прекрасного, развивающего эстетическое чувство, фантазию, умение общаться с людьми…” Нам, хормейстерам, нужно помнить об этом и нести это другим.