Современные технологии развивающей и коррекционной работы с детьми

Разделы: Работа с дошкольниками


Annotation

Modern technologies of developing and correctional work has been clarified in this article. Authors have been consider an using of this technologies like a method for overcoming speech difficulties, and also like a possibility for children's common developing and recovery.

Ключевые слова: коррекционная педагогика, логопедия, современные технологии, развивающая деятельность, коррекционная деятельность, речевое развитие.

Keywords: correctional pedagogics, logopedics, modern technologies, developing activities, correctional activities, speech development.

С каждым годом растет число детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. В своей работе “Ребёнок учиться говорить” М. М. Кольцова отмечает, что если в первые три года речи ребёнка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное и указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук [4, с.3].

Поэтому задачей современной логопедии является постоянный активный поиск путей развития и оптимизации процесса обучения детей, формирования всесторонне развитой личности на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях. Более того, логопедическая работа предполагает выявление и удовлетворение особых индивидуальных образовательных потребностей.

В своей профессиональной деятельности мы самостоятельно апробируем и успешно применяем элементы следующих технологий развивающей и коррекционной работы с детьми.

Технология комплексной диагностики речевых нарушений

Методика данной диагностики изложена в работе Н.М. Трубниковой “Логопедические технологии обследования речи”. Эта методика необходима для выявления всех имеющихся нарушений у детей и планирования коррекционной работы с каждым ребёнком.

Диагностика проводится с помощью “Альбома для логопеда” О. Б. Иншаковой, а также “Дидактического материала по обследованию речи детей” Т.П. Бессоновой и О.Е. Грибовой.

Здоровьесберегающие технологии

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у дошкольников, их успокоения в середине занятия проводятся физминутки, пальчиковые игры. На занятиях по обучению грамоте при ознакомлении с буквой часто используется крупотерапия, Су – Джок терапия, дыхательная гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения, развитие общей моторики. Как элемент комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс обучения посредством своевременной смены вида деятельности детей с умственной на физическую и обратно.

Технология коррекции недостатков речи у дошкольников

Этот элемент направлен на развитие у детей таких коммуникативных навыков, при которых формируется грамматически правильная, самостоятельная речь. При этом предполагается овладение ребенком фонетической системой русского языка, элементами грамоты. Достаточная сформированность этих навыков является одним из главных показателей готовности к обучению к школе.

Технология развития данных навыков изложена в работах Пожиленко Е.А. “Методические рекомендации по постановке звуков”, а также О.И. Крупенчук и Т.А. Воробьёвой “Исправляем звукопроизношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств”.

Технология обучения с учётом индивидуальных стилей познания

Данная технология позволяет ориентироваться на индивидуальные свойства личности каждого ребёнка, обуславливает его развитие в соответствии с природными способностями. Использование этой технологии предполагает то, что педагогу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

Логопедический массаж

Это активный метод механического воздействия в тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц [5, с.26].

Эффект от применения массажа заключается, в первую очередь, в том, что состояние мышц периферического артикуляционного аппарата, что в итоге опосредованно улучшает произносительную сторону речи. Массаж необходимо применять на всех этапах коррекционно–логопедической работы, но мы хотим подчеркнуть особенную важность его применения на начальных этапах коррекции. Логопедический массаж в нашем комплексе технологий проводится по авторской методике Е.А. Дьяковой.

Игровые технологии

Эти методики применяются с целью развития мотивации речевого общения и речевой активности детей, а также с целью всесторонней коррекции речи. Использование игровых методик способствует более успешной социализации, освоению социальных различных ролей, что, в свою очередь, способствует самореализации ребенка как социально-активной личности. Игровые методики реализуются посредством проведения дидактических и сюжетно-ролевых игр, предполагающих вариативность и многоцелевое использование. Игровая технология - ведущая методика в описанном комплексе, так как ведущим видом деятельности у дошкольников является именно игра. Следовательно, мы можем сказать, что элемент игры присутствует во всех вышеизложенных элементах комплекса технологий.

В результате применения комплекса технологий развивающей и коррекционной работы на логопедических занятиях мы можем отметить, что у детей формируется уверенность в себе, самоконтроль, умение  реализовывать поставленные цели. Также снижаются или исчезают многие негативные психоневрологические явления, такие как  скованность, тревожность. Отмечено улучшение внимания, восприятия. Дети учатся наблюдать, слышать, рассуждать; корректируется  поведение и преодолеваются психологические трудности;  снимается эмоциональное напряжение. При изучении предметного материала развивается способность к переносу полученных навыков в другие сферы жизнедеятельности дошкольника. Применение данного комплекса направлено на профилактику нарушений чтения и письма, предупреждение нервных переутомлений, дыхательных заболеваний, зрения, на развитие общей и мелкой моторики.

Совокупность описанных методов обеспечивает гарантированное решение поставленных задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  2. Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. - М.: Академия, 1999.
  3. Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей; методические пособия для дошкольных образовательных учреждений – М: ЛИНЕКС – ПРЕСС, 2008 г.
  4. Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида. Сборник материалов / Сост.; С.М. Босова, Л.Н. Коротовских, Э.Ю. Злобина. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2011.
  5. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. – М: “Советская Россия”, 1973 – 122с.
  6. О.И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва. Исправляем произношение. - СПб.: Издательский дом "Литера",2013 - 93с.