Урок литературного чтения по теме «Зорко лишь сердце. Самое главное глазами не увидишь»

Разделы: Начальная школа


Цель:

Личностные результаты

  • Оценивать поступки героев, высказывать своё мнение с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.

Регулятивные результаты

  • С помощью учителя определять цель деятельности на уроке.
  • Высказывать свои предположения.

Познавательные

  • Ставить вопросы к тексту, искать ответы в тексте.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные

  • Внимательно слушать высказывания одноклассников, быть готовым изменить свою точку зрения, если она ошибочна.
  • Вести диалог с автором (прогнозировать, ставить вопросы, искать ответы). Аргументировать свою точку зрения.

Ход урока

I. Оргмомент

Поверка готовности к уроку.

II. Активизация знаний

- Ребята, начинаем наш урок литературного чтения. Давайте послушаем, о чём беседуют наши помощники Саша и Афанасий.

В класс входят Саша и Афанасий (инсценировка).

Саша: Афанасий, ты знаешь много различных загадок. Какую загадку ты приготовил на сегодняшний урок.

Афанасий: Ну, хорошо. Слушай внимательно.

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.

Саша, обращаясь к ученикам: Ребята, как вы думаете, что это такое?

Ученики отгадывают загадку.

- Спасибо, Афанасий за интересную загадку.

(Саша и Афанасий уходят)

- Ребята, Афанасий очень хитрый. Он ничего не говорит и не делает просто так. Так при чём же отгадка “глаза” на уроке литературного чтения?

(Дети высказывают свои предположения)

- Давайте прочитаем тему сегодняшнего урока.

Презентация.

1 слайд

“Зорко одно лишь сердце. Главного глазами не увидишь”

- Как вы понимаете это высказывание?

- Что это самое главное, которое нельзя увидеть глазами?

- Как вы понимаете значение слова “зорко”? Подберите синонимы. (Глазастый, ясновидящий,..) 

- Как сделать своё сердце зорким? Откуда мы можем узнать об этом? Что может нам помощь?

- Ответ на эти вопросы можно получить, прочитав книгу А. Экзюпери “Маленький принц”

- Как вы думаете, сможем ли на сегодняшнем уроке найти ответе на наши вопросы? Почему?

III. Работа по теме урока

- Посмотрите на доску. Что вас заинтересовало? Какие вопросы появились?

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- Прочитайте и запомните высказывание справа.

На экране презентация

Ученица рассказывает об авторе.

2 слайд

Звучит музыка

3 слайд

(Инсценировка)

Под дерево садится Лис. Из класса выходит Принц.

Лис: Здравствуй!

Принц: Здравствуй, – вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.

Лис: Я здесь, под яблоней.

Принц: Кто ты? – спросил Маленький принц. – Какой ты красивый!

Лис: Я – Лис

Принц: Поиграй со мной, – попросил Маленький принц. – Мне так
грустно...

Лис: Не могу я с тобой играть. Я не приручён.

Лис: Ты не здешний. Что ты здесь ищешь?

Принц: Я ищу друзей. А как это - приручить?

Лис: Это давно забытое понятие. Оно означает создать узы.

Принц: Узы?

Лис: Да. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, как многие другие мальчики. И ты мне не нужен. И я тебе не нужен. Я для тебя только лисица, как многие другие лисицы. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Мы станем единственными друг для друга в целом свете. 4 слайд.

Принц: Я начинаю понимать, – сказал Маленький принц. – Была одна роза... наверно, она меня приручила...

Лис:  Очень возможно. Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и все люди одинаковы. Но если ты меня приручишь, моя жизнь озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом – смотри! 5 слайд. Видишь, вон там в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны! Но у тебя золотые волосы. Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...

Лис: Пожалуйста.... Приручи меня!

Принц: Я бы рад, – отвечал Маленький принц, – но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

Лис: Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей не хватает времени что – либо узнавать. Они покупают готовые вещи в магазине. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если ты хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

Принц: А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

Лис: Надо запастись терпением. Сперва сядь поодаль. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днём садись всё ближе..

Лис: Лучше приходи всегда в один и тот же час. Вот, например, если ты будешь приходить в 4 часа, я уже к трём почувствую себя счастливым. Я узнаю цену счастья.

Настал час прощанья.

Лис: Я буду плакать о тебе

Принц: Ты сам виноват, – сказал Маленький принц. – Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

Лис: Да, конечно.

Принц: Но ты будешь плакать!

Лис: Да, конечно.

Принц: Значит, тебе от этого плохо.

Лис: Нет, мне хорошо. Вспомни, что я тебе говорил про золотые колосья. Поди взгляни ещё на розы. Ты поймёшь, что твоя роза – единственная в мире. А потом я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок. 5 слайд.

Принц: Вы ничуть не похожи на мою розу, – сказал он им. – Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный в целом свете. Розы очень смутились.Вы красивые, но пустые, – продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не васнакрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она – моя.

Лис: Прощай. Вот мой секрет, он очень прост: зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

6 слайд

Звучит музыка. Принц уходит. Лис машет ему рукой.

- Ребята, почему Лис хотел, чтобы его приручили?

- Каким был Принц? Кого он искал?

- Что делает похожим и Лиса и Принца? Что у них было одинаковым?

- Вспомните, пожалуйста, высказывание на 1 слайде, рядом с названием темы урока.

- Что же было лекарством от одиночества для Лиса?

IV. Работа в группах.

Класс разделен на 4 группы.

- Ребята, сейчас вы будете работать в группе. Вспомним правила работы в группе.

- Выберите организатора, секретаря и докладчика. Определите, кто будет следить за временем, чтобы работа была закончена вовремя.

V. Обобщающая беседа.

- К какому жанру принадлежит произведение “Маленький принц”?

- Почему к жанру сказки?

- Какие сказочные приметы есть в тексте?

- Какие явления обычно противопоставлены в сказках?

- А что противопоставлено в сказке Сент-Экзюпери “Маленький принц”? Это не добро и зло. А что же?

- Вывод: В сказке противопоставлены друг другу взрослые и дети, причём взрослые не совсем “пропащие” люди – они просто забыли, что сами когда-то были детьми.

- Почему сказка Сент-Экзюпери “Маленький принц” включена в раздел “Самое обыкновенное чудо”?

- Вывод: мы не замечаем чуда в том, что нас окружает каждый день. Маленький принц и Лис помогли нам взглянуть на многие вещи по –новому. Чудо – это детство, это друзья, это умение понимать сердцем, а не умом.

VI. Итог урока

Выберите цитаты, которые наиболее точно определяют работу на сегодняшнем уроке.

  • “Все взрослые когда-то были детьми”.
  • “Зорко одно лишь сердце”.
  • “Мы в ответе за тех, кого приручили”.

VII. Рефлексия

- Напишите наиболее понравившуюся цитату на сердечке и подарите своему соседу по группе.

VIII. Домашнее задание

- А у вас есть кто-то за кого вы в ответе?

Подготовьте рассказ и по возможности проиллюстрируйте либо рисунком, либо фотографией.

Приложение.