Проектная деятельность учащихся и компетентностный подход при обучении физике

Разделы: Физика


В современном обществе образование должно быть направлено на развитие человека. На сегодняшний день проблема создания условий для всестороннего развития личности является главной целью процесса образования на любом этапе его осуществления.

Основной задачей образования на сегодняшнем этапе является достижение высокого качества образования и соответствие его потребностям личности, общества и государства. Потенциал развития личности как раз и является той необходимой базой на основе которой должны быть развиты творческое мышление, инициативность, обучаемость и самостоятельность.

В.А. Болотов и В.А. Сериков говорят о том, что особенностью компетентностного обучения, является усвоение не “готового знания”, а организация учебного процесса, в котором бы исследовались условия происхождения и становления данного знания [4, с. 8].

Изучению проблемы компетентностного подхода в обучении уделяется на сегодня много внимания. Процесс становления и внедрения компетентностного подхода в практику обучения изучали А. Л. Андреев [1], В. И. Байденко [2], А. Г. Бермус [3], В.А. Болотов [4], Д. Равен [5, 6], Г. К. Селевко [7] и др.

Одной из основных причин низкой мотивации учащихся к изучению предметного материала выступает снижение познавательного интереса к самому процессу получения и освоения знаний из курса физики, практически полное отсутствие возможностей у каждого ученика выстраивать свою образовательную траекторию, исходя из своих интересов. Также одной из возможных причин снижения интереса к изучению физики является невозможность в школьной практике проявить в действии полученные учащимся предметные знания. Изучая единый для всех предметный материал и получая стандартную оценку уровня своих знаний, ученику трудно осознать свою личную “степень включённости” в процесс формирования собственных знаний. Следует отметить, что получение “готовых знаний” не даёт возможности пройти ученику “полосу препятствий”, почувствовать необходимость применения усилий при решении пусть даже школьных проблем, потрудиться над добыванием и усвоением значимых для него знаний и способов деятельности.

Компетентностный подход предполагает специально инициированную учебную деятельность, в которой каждый субъект образовательного процесса, как ученик, так и учитель, получают возможность выстраивать свою индивидуальную деятельность, адекватную внутренним потребностям и мотивам каждого. При этом внедрение компетентностного подхода должно основываться на глубоком системном анализе процесса обучения. В процессе этого анализа должны быть определены основные ключевые компетенции, определена их связь с общеучебными умениями, выстроена структура формируемых ключевых компетентностей, вскрывающая весь комплекс вопросов, который необходимо решить для того, чтобы методическая система обучения школьников соответствовала установленным требованиям к уровню подготовки выпускников, определённых в Федеральном государственном стандарте общего образования.

Компетентностный подход применяется при создании контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ, в разработке инструментария исследования PISA. Задания третьей части ЕГЭ используются для проверки умения применять знания из различных разделов учебных предметов в новой ситуации. Что собственно и является основным результатом обучения в компетентностном подходе. ЕГЭ – средство проверки и оценки компетенций.

Что такое компетенция? Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости.

Что такое “ключевые компетенции”? Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности.

Ключевых компетенций не так уж и мало, но все они складываются из четырёх элементарных ключевых компетенций:

  • Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;
  • Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
  • Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
  • Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.

Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Основные положения компетентностного подхода а именно, готовность проявить имеющийся опыт, осваивать новые способы деятельности, возможность проявить личностную позицию, в практику преподавания предметов естественнонаучного цикла логично включаются при работе учащихся с применением проектных исследовательских технологий.

Современный ребенок живет в век информационных технологий, учится пользоваться дополнительной информацией и справочной литературой, приобретает навыки сбора и обработки этой информации, и, конечно, он может это делать во внеурочное время под руководством взрослых. Результаты этой работы (индивидуальной или групповой) обсуждаются в классе: либо на пятиминутках, специально отведенных на уроке, либо после уроков на индивидуальных групповых занятиях.

Если проект тесно связан с учебным предметом, то целесообразно провести его защиту на уроке, в тесном классном коллективе, когда все учащиеся, работавшие над его подготовкой и реализацией, видят конечный результат своей деятельности. В последнее время проводятся различные конкурсы проектов, научнопрактические конференции для младших школьников, где предлагаются темы, близкие к программам учебных предметов, но расширяющие кругозор учеников. Безусловно, подготовка к таким мероприятиям ведется вне рамок урока и защита проектов в форме доклада с компьютерной презентацией (или без нее) проходит после уроков.

В своей работе мы, например, используем проектные работы подготавливаемые для участия в конкурсе “Портфолио ученика”.

Приведем пример исследовательской работы учеников по предмету физика:

2012-2013 учебный год проект “Влияние электромагнитного поля на живые организмы”, автор Мясникова Альбина Геннадьевна; проект “Радиация и человек”, автор Майзель Дмитрий Юрьевич.

2013-2014 учебный год учебный год проект “Альтернативные источники энергии”, автор Толстоброва Екатерина Евгеньевна; проект “Влияние скоростных перегрузок на организм человека”, автор Русакова Анастасия Игоревна.

В 2014-2015 учебном году также планируется подготовка и участие учеников в данном конкурсе учебных проектов.

Внедрение в работу педагога компетентностного подхода с применением системы проектной и исследовательской деятельности у учащихся при обучении физике в основной школе, как показал наш опыт работы, положительно влияет на динамику формирования ключевых компетентностей учащихся, а также на систематизацию личностного опыта учащегося.

Таким образом, компетентностный подход позволяет учителю и ученику:

  • Согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
  • Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе;
  • Подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам;
  • Повысить степень мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
  • Облегчить труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
  • Обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности.

При формировании компетенций учащихся, учебные занятия должны планироваться таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У учеников должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении.

Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям.

Список использованных источников

  1. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа Текст. / А.Л. Андреев //Педагогика.- №4 2005. - С.19-27.
  2. Байденко, В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. Лекции в слайдах. Авторская версия Текст. / В.И. Байденко — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 30с.
  3. Бершадская, Е.А. Какие общенаучные методы должны быть предметом изучения? Текст. /Е.А. Бершадская // Школьные технологии №1 - 2004. - С. 3-10.
  4. Бондаревская, Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержании ключевых педагогических компетенций Текст. / Е.В. Бондаревская // Педагогика. №10 - 2004. - С.23 -31.
  5. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование Текст. /В.В. Селевко //Педагогика. №5 - 1994. - С.16-21.
  6. Сластенин, В.А. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2004. - 576с.
  7. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы Текст. / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др.