«О братьях наших меньших». Обобщение по разделу

Разделы: Начальная школа


Цели урока: развивать воображение, совершенствовать технику чтения, навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к животным и интерес к чтению, повторить и обобщить знания учащихся, развивать память, внимание, мышление, речь, учить связно излагать свои мысли;

Оборудование: презентация, рисунки детей, выставка книг о животных.

Используемые учебники: учебник “Литературное чтение”, 2 класс (авторы :Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий), по программе “Школа России”.

1. Организационный момент.

Я рада видеть каждого из вас
И пусть осень прохладой дышит
Нам будет здесь уютно и тепло,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Давайте ребята поприветствуем друг друга глазами, головой, руками, словами, улыбнёмся друг другу, пожелаем друг другу хорошего настроения.

2. Прочитайте девиз.

Девиз:

Остановись. Постой. И под ноги взгляни.
Живой живому удивись: они ж тебе сродни.

3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Кто может предположить тему нашего урока?

Мы с вами заканчиваем изучение раздела “О братьях наших меньших”. Сегодня на уроке мы должны вспомнить все произведения, которые изучили. А игры, которые я предложу, помогут нам в этом.

Ребята, произведения каких жанров мы читали в этом разделе?

Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. Писатели старались передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав рассказы о природе и животных, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше.

Какими качествами должны обладать писатели и поэты, чтобы написать данные произведения?Они должны быть влюблены в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в птиц из зверей. Все произведения писателей, которые вы прочитали проникнуты большой любовью к природе.

4. Работа с учебником.

Откройте стр.156. Найдите задание 12. Прочитаем по цепочке слова из книги Н.Сладкова.

На экране появляются герои прочитанных произведений.

Ребята, кого называют “братьями меньшими”?

Сегодня, они пришли к нам на урок, чтобы подвести итог. Давайте назовем их:

медведь-музыкант, мудрая сова, ёжик - ни головы ни ножек, кот Пушок, сорока-белобока, барсук, лиса-плясунья, храбрый утёнок, утка с утятами, добрый слон, злой тигр, бедная ласточка, замерзший воробей, маленький щенок, отважный петушок, корова.

Выберете, герои, каких произведений наши гости?

Работа в парах. Игра “Отгадай название рассказа”

Сейчас по опорным словам попробуйте назвать некоторые произведения:

  • скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь. (“Музыкант”)
  • старик, мыши, клевер, корова. (“Сова”)
  • дача, мальчики, ёжик. (“Страшный рассказ”)
  • утята, стрекоза, Алеша. (“Храбрый утёнок”)
  • утка, мальчики, утята. (“Ребята и утята”)

Соотнесите название рассказа с его автором, если есть ошибки, исправьте:

5.Физминутка – игра.

Мы играем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса
Мы лисицу обхитрим
На носочках побежим.
Вдруг мы видим из куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.

Почему нельзя разорять птичьи гнезда?

6. Работа в группах:

а) Расшифруй персонажи рассказов

КОНЁУТ АБЕТРЯ НТУМАЗЫК ОВАС НЕЩКО АТЧКУО

б) Игра “Убери лишний персонаж”

СТАРИК СОВА МЫШИ ЛОШАДЬ КОРОВА ШМЕЛЬ (Лошадь.)

РЕБЯТА УТКА БАРСУК УТЯТА (Барсук.)

ПЕТЯ ШУРА ЕЖ ТИГР СОВА (Сова.)

АЛЕША СТРЕКОЗА КОШКА УТЯТА (Кошка.)

МЕДВЕДЬ СТАРИК СТАРУХА (Старуха.)

КОШКА ЦЫПЛЕНОК ЩЕНОК (Цыпленок.)

Давайте вспомним содержание произведений и ответим на некоторые вопросы по содержанию.

Кто обижал утят?

Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, какое слово они бы закричали? Кого позвали на помощь? А какое вы слово кричите, когда боитесь? А ваша мама переживает за вас?

Вывод: для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

В каком произведении В. Бианки рассказал, что человеку не обойтись без пользы, приносимой птицами?

- На кого рассердилась Сова?

Что вы знаете о совах?( живёт в дупле, ест мышей, ночная птица, она очень хорошо видит только ночью).

Что разоряли мыши на лугу? (Гнёзда)

В каком произведении говорится ещё об одном ночном животном.(“Страшный рассказ”). Назовите это животное. Кто знает загадки о еже?

Какая пословица относится к рассказу Е. Чарушина “Страшный рассказ”?

а) “У страха глаза велики”;

б) “Чем дальше в лес, тем больше дров”;

в) “Ты пожалей и тебя пожалеют”.

- Как автор назвал медведя, который играл на щепке? (Музыкант)

- Как звали храброго утенка? (Алеша) Назовите автора и название произведения этого рассказа.

- В каком стихотворении говорилось об очень доброй собаке? (И.Пивоварова “Жила была собака).

Дети рассказывают наизусть.

7. Музыкальная пауза.

8. Подведение итогов.

Чему научили нас прочитанные произведения?

Вывод: не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

Чтение пословицы( хором).

Сей добро, посылай добро, оделяй добром.

9. Чтение учителем стихотворения.

Дети, животные бывают умнее людей. Вы присмотритесь к ним.

В добрых глазах прирученного зверя,

Каждый ребенок прочтет без труда:

“Я полюбил тебя! Я тебе верю!
Ты ведь не бросишь меня никогда?”
В. Берестов

9. Рефлексия.

В этом квадрате есть повторяющиеся буквы. Зачеркни их. Из оставшихся букв сложи слово и ты получишь свою оценку за урок.

Х Г В А
Н Ж 3 0
3 X Ч И
Л А Ж В

10. Исполнение песни “Не дразните собак”. Стихи М. Пляцковского, музыка Е. Птичкина.