Формирование интегративных качеств дошкольника в образовательной области «Безопасность»

Разделы: Работа с дошкольниками


Сейчас в дошкольном воспитании определены виды детской деятельности и области интеграции. Одной из таких областей выступает “Безопасность”. Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

И одной из основных задач в нашей работе с детьми дошкольного возраста является обучение правилам дорожного движения, правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий. Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

В реализации этих целей и задач педагогам помогает программа Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. Главной задачей этой программы является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

В программу по ОБЖ включены шесть основных правил:

1. Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

2. Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

3. Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

4. Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

5. Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

6. Ребёнок на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

Учебно-воспитательный процесс состоит из трех видов деятельности:

1. обучение теоретическим знаниям (вербальная информация).

2. самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач).

3. практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации).

Занятия, которые мы проводим с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере безопасного поведения.

Планируя работу по образовательной области “Безопасность”, мы стараемся использовать различные формы проведения совместной деятельности воспитателя с детьми – это беседы с использованием игровых персонажей, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, плакатов.

В приемах для обучения и закрепления знаний используются инсценировки литературных материалов, викторины, конкурсы, концерты, моделирование конкретных ситуаций, подвижные игры, игры с макетами, пример взрослого и так далее.

Специальные занятия позволяют развивать мышление детей, их умение ориентироваться в ситуации, увидеть и сгруппировать детали, на которые они раньше не обращали внимание.

Каждый год в преддверии летнего оздоровительного сезона в группе проходит тематическая неделя безопасности. Каждый день недели посвящен отдельной теме “День здоровья”, “День пожарной безопасности”, “День дорожной безопасности”, “Ребенок дома один”, “День безопасного поведения в природе”. В эти дни дети закрепляют и систематизируют знания основ безопасного поведения в игровой занимательной форме и путем моделирования ситуаций окружающей жизни.

Происходит интеграция таких образовательных областей как: социализация, музыка, познание, коммуникация.

После проведения запланированных мероприятий составляем карту развития ребенка в области “Безопасность”, которая позволяет нам определить, насколько сформированы интегративные качества дошкольника в данной области.

Полученные в результате проведения диагностического обследования показатели позволяют определить, насколько правильно построена образовательная работа в группе и насколько эффективно взаимодействие взрослого с конкретным ребенком. Результаты диагностики позволяют выявить недостатки и построить работу в образовательной области с наибольшей эффективностью.

Данная диагностика показала еще и то, что интеграция различных образовательных областей поспособствовала развитию у наших воспитанников таких качеств, как умение сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умение представить, почувствовать, что думают, что переживают другие.

В результате проведенной работы было установлено, что у детей повысились показатели сформированности таких интегративных качеств личности, как “любознательность, активность”, “способность управлять своим поведением и планировать действия”, “способность решать интеллектуальные и личностные задачи”, “овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками”, “эмоциональная отзывчивость”, расширились первичные представления о себе, семье, и ближайшем социуме, а так же повысились произвольность психических процессов и творческая активность.

В заключение надо отметить, что значение воспитательно-профилактической работы с детьми дошкольного возраста для формирования отношения к правилам безопасного поведения переоценить невозможно. Это важнейший этап в освоении моделей социального поведения.

В дошкольном возрасте чтение сказок и историй, проведение игр и специально организованных занятий являются для ребёнка не только развлечением. Играя, ребёнок усваивает социальные нормы, правила поведения, модели реагирования и активности в разных ситуациях. Именно поэтому профилактическая работа с детьми дошкольного возраста заключается не столько в формировании знаний правил безопасного поведения, сколько в выработке законопослушного поведения, дисциплинированности и соблюдения осторожности.

Ребёнок дошкольного возраста обычно всегда находится под присмотром взрослых. И само по себе знание правильного поведения еще не так важно, как формирование представлений ребёнка о том, что правила помогают людям быть здоровыми, что они служат порядку, являются помощниками в разных ситуациях.

Если мы, педагоги, будем больше обсуждать с детьми различные опасные жизненные ситуации как на занятиях, так и вне их, закреплять эти знания в играх, то во многих случаях мы сможем избежать отрицательных последствий с участием детей.

Список литературы.

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. “Ребенок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ” - М.: Детство-пресс, 2008г.
  2. АвдееваН.Н., Князева О.Л., Стеркина “Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей” - М.: Детство-пресс, 2008г.
  3. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка – М.: Линка-пресс, 1993г.
  4. Гарнышева Т.П. “ОБЖ для дошкольников. Планирование работы” - М.: Детство-пресс, 2013г.
  5. Денисова Д. М. “Как перейти дорогу”. - М.: Мозаика-Синтез, 2004г.
  6. Извекова Н. А. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М.: Творческий Центр, 2006г.
  7. Клочанов Н. И. Дорога, ребёнок, безопасность. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004г.
  8. Маркин Н. И., Денисов М. Н. Пешеходы-вездеходы. - М.: ЭНАСКЛАСС, 2006г.
  9. Маркин Н. И., Денисов М. Н. Что мы видим? - М.: ЭНАС-КЛАСС, 2006г.
  10. Маркин Н. И., Денисов М. Н. Спасибо, светофор! - М.: ЭНАС-КЛАСС, 2006г.
  11. Маханева М.Д. “Воспитание здорового ребенка” – М.: Аркти, 1997г.
  12. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры – СПб.: ООО Издательство “Детство-пресс”, 2010г.
  13. Саулина Т. Ф. “Три сигнала светофора”. - М.: Просвещение, 1989г.
  14. Шорыгина Т.А. “Беседы о здоровье” - М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  15. Добрая дорога детства: всероссийская специализированная газета (2010-2014 гг.).