Литературное чтение. 3-й класс. Д.Мамин-Сибиряк "Медведко"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Задачи:

  • Познакомить с новым произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка “Медведко”, формировать умение анализировать текст, выявлять главную мысль рассказа;
  • Формировать умение принимать участие в анализе развития действия, художественных образов, в проблемном и стилистическом анализе.
  • Развивать у детей интерес к чтению, потребность в чтении, умение выражать свои собственные мысли, развивать внимание к слову и его значению, развивать речь, внимание, наблюдательность и любознательность к окружающему миру, совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; развивать монологическую речь, творчество и воображение; обогащать словарный запас; воспитывать положительные качества в процессе работы.
  • Воспитывать в детях чувство ответственности, любовь к животным, к родному краю. Вовлекать детей в процесс познания окружающего мира, взаимоотношений между и животными, причинах и последствиях поступков.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

– Послушайте стихотворение и подумайте, о чем мы сегодня поговорим на уроке.

Кто любит животных, тот долго живет (1 слайд)
И молодость в нем никогда не умрет.
Кто кошке с собакой даст в доме приют,
Там будет в душе и тепло, и уют.

Проверено жизнью, известнейший факт: (2 слайд)
Погладишь собаку – отступит инфаркт.
Где “меньшие братья” – в семье доброта,
Без них одиноко, вокруг – пустота.

Они ежедневно нам радость дают,
Быть преданным другом пример подают.

(Дети высказывают свои предположения.)

- Мы будем говорить о любви к природе, к животным, о правильном к ним отношении и заботе.

III. Проверка домашнего задания.

– Сейчас мы заслушаем сочинения о ваших любимых животных, которые вы написали дома. (2 ученика)

- Ребята, в своих сочинениях вы описали своих животных, рассказали о том, как вы их любите. А когда вам приходится уезжать надолго, как вы поступаете? Почему?

Вывод: наши животные не просто игрушка, которой можно поиграть и бросить. Мы отвечаем за них, должны заботиться о тех, кого приручили.

IV. Работа по теме урока.

1. – Эпиграфом к нашему уроку очень гармонично подходят слова французского писателя философа Антуана де Сент-Экзюпери “Мы в ответе за тех, кого приручили” из сказки “Маленький принц”.

– Как вы понимаете слово “приручили”?

– От какого слова оно происходит? (сделать ручным, воспитать, навязать свою манеру поведения – обратиться к толковому словарю.)

– Сейчас вы послушаете произведение Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка “Медведко”. После прочтения постарайтесь ответить на вопрос “Подходят ли эти слова к нашему произведению?”

2. Чтение учителем рассказа.

3. Работа над рассказом.

- Подходят ли эти слова к нашему произведению?

– Почему это произведение относится к жанру рассказа?

– Где происходит событие, описанное в рассказе? (на Урале)

Биография Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка

– Это не случайно, т.к. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 года в небольшом заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. (Мамин – настоящая фамилия, Сибиряк – второе слово в фамилии, показывающее, что он родился в Сибири.)

В доме была прекрасная библиотека, и поэтому к ним в дом приходило много людей: рабочих, охотников. Его еще в раннем детстве потрясала величавая природа Урала. И это все отложило свой отпечаток в его дальнейшей судьбе. Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. Он начал печатать познавательные рассказы, сказки для детей о природе и животных “Уральские рассказы”, “Сибирские рассказы”, “Алёнушкины сказки”, “Серая шейка”, “Зарницы”, “По Уралу”.

– А кто же является героем нашего рассказа? (Медведко)

- Кто это? (Медведь)

4. Словарная работа. (Сопровождается рисунками)

– Как вы понимаете, кто такие:

  • барин (господин, человек высшего сословия; дворянин; иногда всякий, на кого другой служит),
  • кучер (извозчик - это человек, управляющий повозкой, запряжённой лошадьми),
  • кухарка (прислуга на кухне, готовящая пищу),
  • гимназисты (ученики гимназии).

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Выявление главных героев и героев-помощников.

Главные герои Помощники
Барин

Медведко 

Кучер

Гимназисты

Кухарка

На доске:

План описания героев:

  1. внешний вид
  2. черты характера, манеры поведения
  3. отношение героев к нему.

2. Выборочное чтение. (2, 3, 4 части)

– Какой прием использует автор при описании Медведко? (сравнение)

– С кем сравнивает? (с маленьким ребенком)

– А какой бывает маленький ребенок? (забавный, шаловливый)

– Что мы можем сказать об авторе? (заботливый, добрый, ласковый, любит животных)

- Медведко предстает перед нами как маленький ребенок, и автор за это его полюбил.

– Почему же барин и гимназисты решили его оставить дома?

– Найдите слова, как они говорят о Медведко. (Квартира большая, отчего не взять, он такой маленький и ничего не может сделать, забавный как маленький ребенок)

– С какими проблемами столкнулся барин? (Медведко рассердился как хищник, пытался укусить.)

– Почему же Медведко повел себя так?

– Удалось ли приручить лесного зверя? Почему?

- Медведко - лесной зверь, у него свои повадки: бегать, грызть, драться, точить когти. Он не у себя дома, и это вряд ли станет его настоящим домом. В помещении невозможно создать привычных для Медведко условий жизни, ему нужна свобода и проявление своих инстинктов.

– Как меняется образ Медведко, как теперь его называют? Почему? (Поганый зверь, разбойник, зверюга)

– Правильно ли поступают люди, которые лишают свободы диких животных?

– Передавая Медведко из рук в руки, все любовались и восторгались им как игрушкой, но не осознавали всей важности приручения и ответственности за тех, кого приручили. А “мы в ответе за тех, кого приручили”.

VI. Рефлексия.

- Ребята, с каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

- За что бы вы себя похвалили сегодня?

- Возникло ли у вас какое-то новое, ранее неизвестное чувство?

VII. Подведение итогов урока.

- Что вы узнали о писателе?

– Ребята, что вы теперь сможете посоветовать своим друзьям, если они решат взять в дом какое-нибудь животное?

Домашнее задание.

Прочитать рассказ и написать мини сочинение о том, как могла дальше сложиться судьба Медведко.

Презентация.