Цели:
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Развивающая цель: Прививать привычки здорового образа жизни, правильного питания и употребления чая; формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая развивать исследовательские навыки.
Воспитательная цель:
- Содействовать формированию навыков культурного поведения во время чаепития;
- Воспитывать ответственность, сплочённость, коммуникабельность, аккуратность
Формирование УУД:
- Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
- Регулятивные действия: определять цель деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
- Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
- Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Оборудование:
- фольклор о чае
- компьютер, проектор, экран;
- презентация “Волшебная страна чая”
- выставка рисунков обучающихся по теме ““Волшебная страна Чая”;
- чайные принадлежности, самовар.
Содержание и основная деятельность
Добрый день, ребята. Наше занятие мне хотелось бы начать стихотворением:
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. На прошлом занятии вы хорошо поработали и я вправе надеяться на вашу активную работу сегодня....
ЧАСТЬ 1
Чай. Из истории прошлого.
Слайды 1, 2..
Учитель: Ребята, я предлагаю, вам отгадать загадку, посмотреть вокруг, подумать о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии
Он горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые даёт.
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо - эликсир.
А знаете ли вы, что 15 декабря отмечается Международный день чая? А, что вам известно об этом напитке?
Что бы вы хотели узнать на занятии? На какие вопросы получить ответы? (формулирование цели занятия)
- узнать откуда появился чай;
- изучить разновидности чая по разным признакам;
- узнать традиции чаепития в таких странах, как Китай и Россия;
- выяснить какую пользу мы получаем от чаепития
Чай - это самый распространенный напиток. С самого раннего детства мы начинаем пить чай. Пьем его дома, у бабушки с пирожками, на день рождения с тортом, в гостях, в детском саду, в школе, в университете, в армии, на работе, на природе. Вряд ли есть среди нас человек, который никогда не пил чай. Чай пьют во всех частях света. Чай возделывают на пяти континентах. Чай помогает общению, укрепляет здоровье.
Чай можно смело назвать напитком №1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай - множество людей в разных странах не могут обойтись без него.
Что же собой представляет “Волшебная страна Чая”? Давайте, послушаем сообщение о чае и каждая группа должна будет в конце ответить на вопрос: "Какая же польза от чая?"
Слайд 3. (Связь с этимологией слова “чай”)
Ученик 1.
Происхождение слова чай.
В разных древних сочинениях чай называли “тоу”, “тхе”, “кха”, “чун”, “мин”. В IV–V веках, когда практика показала, что лучший напиток получается из самых молодых листьев, к этим первородным именам чая прибавилось еще одно - “ча”.
В зависимости от местного названия того или иного сорта, в настоящее время китайцы используют множество слов, обозначающих чай, но большинство их содержит частицу “ча”. Словом “ча е” называется по-китайски чай в листьях, словом “ча и” – готовый, рассыпной чай и чай как напиток.
Русское слово “чай”, которое впервые пришло к нам как монгольское “цай”, переняли от нас болгары, сербы, чехи, португальцы.
Слайд 4. (Работа по географической карте)
Ученик 2.
Родиной чайного растения принято называть Китай.
Ведь именно жители этой страны обратили свои взоры на способность отвара из листьев этого растения оказывать тонизирующий эффект на человеческий организм и самыми первыми принялись за выращивание его. Самые древние упоминания о чае можно обнаружить в китайских рукописях, чей возраст достигает около пяти тысяч лет.
Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н.э.
В 2000 г. до н.э. чай считали лекарством от многих болезней и употребляли как целительное средство, тонизируюший напиток на каждый день. В 7 веке были написаны первые медицинские трактаты.
Слайд 5.
Существует легенда о том, что первый чайный куст вырос из брошенных на землю глазных век китайского святого, который отрезал их в гневе на самого себя из-за того, что заснул во время медитации...
Слайды 6, 7. (Биология растений)
Ученик 3.
Чай, напиток, получаемый из листьев чайного дерева. Чайное дерево - вечнозеленёное деревцо семейства камелиевых, в Ассаме в диком состоянии, разводится в Китае, Японии, Ост-Индии; культивированный чай является кустарником не выше 2 м.
В 2 - 4 веках н. э. в Китае начинает распространяться мода на чаепитие, появляются чайные лавки. Далее чай начинается цениться как лечебное питьё, какое нужно приготовлять, используя кипяток (ранее использовалась холодная ключевая вода).
Слайд 8. (Карта)
Ученик 1.
Из Китая чай начал своё триумфальное шествие по миру. В 8 веке он попадает в Японию. Затем чай проник в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, Юго-Восточную Сибирь и Среднюю Азию.
Хотя чай и стал любимым напитком в большинстве стран мира, но выращивать его там долгое время не умели и привозили из Китая. Путь чая в европейские страны был трудным и долгим.
Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок - фунт чая. В настоящее время в Англии пьют чая больше, чем в любой другой стране мира.
Слайд 9. (Чай в России)
Ученик 2.
Вскоре торговцы из многих стран начинают вести торговлю с Китаем, но в 1618 году российскому царю Михаилу Федоровичу Романову китайские послы подарили порядочно ящиков превосходного чая, который ему понравился.
Уже к концу семнадцатого века чай распространился по всей Европе, но в начале восемнадцатого века он дошел и вплоть до Америки. В 1817 году в Никитском ботаническом саду в Крыму был высажен главный чайный куст, но в 1833 году в Грузии появились первые чайные плантации. В 1857 году дают первый урожай чайные плантации на Цейлоне. В начале двадцатого века в России, в Краснодарском крае, возле города Сочи появляются чайные плантации.
Слайд 9.
Ученик 3.
В следующий раз новая партия чая была завезена из Китая. Вначале чай не имел большого успеха у населения и был очень дорог. Покупала его главным образом московская знать. Одной из причин медленного распространения чая среди народа была довольно плохая информированность о способах приготовления чайного напитка. Пили его по большим праздникам и преимущественно в трактирах.
Слайд 10.
Ученик 1.
Поистине народным напитком чай стал лишь в 19 веке. Именно в этот период в России было открыто множество общедоступных чайных заведений. В чайных постоянно кипели огромные многоведёрные самовары.
Слайд 11.
Ученик 2.
В XIX веке чай становится самым любимым напитком и непременным атрибутом вечернего стола, как в городе, так и на селе. Его заваривают в знаменитых на весь мир самоварах и пьют с ароматными бубликами, горячими калачами и вареньем.
Слайд 12.
Ученик 1.
Целебные свойства чая.
Действительно, учёные установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества: кофеин, минеральные соли, почти все витамины, эфирные масла.
С чаем легко усваиваются белки, жиры и углеводы.
Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном. В чае много витамина Р , а лимон богат витамином С . Как известно, витамин Р способствует лучшему усвоению витамина С в организме.
Чай снимает головную боль, при солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из теплого чая.
На сегодняшний день чай в России - самый популярный из горячих напитков. Кроме того, тысячи учёных подтвердили целебные свойства чая.
Зелёный чай ещё более полезный - настой зелёного чая останавливает рост возбудителей тифа, дизентерии, стафилококка, холеры и многих других. Установлено, что лечение дизентерии зелёным чаем в несколько раз эффективнее, чем дорогостоящими средствами, и к тому же оно не даёт никаких осложнений.
Наконец, медицинские исследования показали: у "чаёвников", выпивающих 10 чашек чая в день, заболеваемость на 25 - 30% меньше, чем у того. Кто потребляет по 3 чашечки, кроме того, они живут на 5-7 лет дольше.
Слайд 13.
Ученик 2.
А Вы знаете, что 105 лет чайному пакетику?
Существует целая теория, помогающая решать изобретательские задачи. По ней, чтобы совершить открытие, необходимо отказаться от самого привычного, самого незыблемого в облике старой вещи, принципа, продукта. Именно так ровно 105 лет назад был изобретен чай в пакетиках. Именно предприимчивые американцы изобрели чай в порционных пакетиках.
Торговец Томас Салливан, чтобы сэкономить, вместо принятых тогда жестяных банок начал фасовать сухую заварку в маленькие мешочки из шелка.
Чай всегда доставлялся клиентам в металлических банках, какие мы можем и сейчас встретить на прилавках магазинов. Такая упаковка защищает чай от солнца, влаги, воздуха. Но вот в 1904 году нью-йоркский коммерсант Томас Салливан упаковывает свой товар в шелковые мешочки...
На смену дорогому шелку надолго приходит марля. Однако она придает чаю неприятный привкус, поэтому ведутся работы над изобретением совершенно нового материала для пакетиков. В конце концов, им становится специальная бумага, изобретенная инженером американской бумажной фабрики – Осборном.
Ученик 3.
Она изготавливается сначала из вискозы, обладает пористой структурой, прекрасно пропускающей воду, и одновременно не теряет прочности.
Кроме того, меняется и способ упаковки пакетиков – если раньше их сшивали нитью, то с изобретением специальной, тонкой бумаги стали применять горячее прессование.
Сейчас в мире производятся миллиарды пакетиков в год! 77% чая, выпиваемого в Европе, - именно пакетированный.
Слайд 14.
Ученик 1.
В настоящее время в мире существует более 1500 различных сортов чая, растущих более чем в 25 странах-производителях.
Самый известный производитель черных чаев, конечно, Индия. Считается, что индийские чаи более терпкие и крепкие. Китайские - более нежные, обладают тонким вкусом.Цейлонские совмещают качества китайского и индийского чая.
Ответы учащихся на поставленные вопросы вначале.
(3 команды по 8 человек и жюри готовятся к участию к викторине)
ЧАСТЬ 2. Чайная викторина
Конкурс загадок
Слайд 15.
Ученик:
1.
Никогда не ест, а только пьёт.
А как зашумит- всех приманит. (Самовар)
2.
Маленькое, сдобное колесо съедобное.
Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем. (Бублик)
Слайд 16.
Ученик:
3.
По цвету - снег, по вкусу - мёд,
Во рту он тает, будто лёд. (Сахар)
4.
В носу - решето, на голове - пупок.
Всего одна рука и та - на спине. (Чайник)
Слайд 17.
Ученик:
5.
Большая голова и стройный стан.
У той, что любит головой нырнуть в стакан. (Чайная ложка)
6.
Носит воду хозяину в угоду!
При нем живёт, пока не упадёт. (Чашка)
Слайд 18.
Учитель:
У каждого народа о чае есть свои пословицы. Вам предстоит сейчас собрать русские пословицы о чае...
Слайд 19
Учитель
Вопросы:
- Друг, которого пригласили на праздник.
- Слово благодарности.
- Размолотые зёрна пшеницы.
- Печёное изделие с начинкой.
- Начинка для выпечки.
- Изделие из крутого теста с дыркой.
- Блюдечко для варенья.
Слайд 20.
Ответы:
ЧАСТЬ 4
Традиционное чаепитие с самоваром и сладостями.
- Награждение активных участников мероприятия и победителей чайной викторины.
- Подведение итогов. Релаксация.
Вернёмся к целям, поставленным в начале занятия. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на занятии? А сейчас я предлагаю каждой команде составить синквейн по нашей теме.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
- 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
- 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
- 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
- 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
- 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
(Чай.
Приятный, Душевный.
Пьем, Наслаждаемся, Радуемся.
Спасибо за напиток бодрости.
Чаепитие.)
Учитель:
После чаепития улучшаются общее состояние, настроение. Люди становятся более благодушными и миролюбивыми, т. е. создаётся известный “моральный” эффект от чая. Этим можно объяснить тот факт, что при деловых встречах, в дипломатических кругах обычно переговоры ведутся за чашкой чая.
Я надеюсь, у вас всех замечательное настроение! Это было замечательное путешествие по великому чайному пути. Ребята, вы молодцы! Спасибо за активность!
Литература.
- Биологический энциклопедический словарь. Москва “Советская энциклопедия”. 1986.
- Серия “Эрудит”. Мир растений. – М.: ООО ТД “Издательство Мир книги”, 2006
- www.bio.nature.ru - научные новости биологии.
- www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте “Кирилл и Мефодий”
- http://wikipedia.org – интернет энциклопедия
- http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.