Мониторинг формирования интереса к изучению биологии как средство достижения высоких результатов в конкурсах и ГИА

Разделы: Биология


Едва ли не у любого учителя найдётся хотя бы один ученик, который с удовольствием занимается предметом, участвует в различных олимпиадах и конкурсах. Очень важно, чтобы число таких учеников росло, только в этом случае можно констатировать рост интереса к предмету.

Именно поэтому для меня очень важно, что количество участников олимпиад и конкурсов по биологии выросло за три года с 45 до 65%. Бесспорно, отрадно, что растёт не только количество участников, но и число призёров. Ученики 9-11 классов ежегодно становятся победителями и призерами предметных олимпиад и конкурсов различного уровня – школьного, муниципального, краевого.

Хотелось бы отметить, что победителями олимпиад и конкурсов являются разные дети, за три года 11 разных учеников 9-11 классов становились победителями и призёрами исследовательских работ, олимпиад по биологии и экологии и конкурса “Енот – знаток естественных наук”. Рост каждого ученика отмечен в Приложении 3 “Результат” цветом.

Я всегда рада за своих детей, их кропотливые старания приводят к победам. Но, наверно и моя роль наставника приводит моих воспитанников к успеху. В этой школе я проработала шесть лет. Учить предмету биологии я начинаю с шестого класса. Все выпускники, начиная с 2013 года, показывают знания, которым научила я. Их неудачи – это мои ошибки, их победы – мои верные решения в направлении педагогической деятельности.

Свою работу с детьми начинаю с привития у детей интереса к природе. Задаю проблемные вопросы на уроках и домашние задания, связанные с местным материалом: “Есть ли в нашем селе лишайники?”, “Собери коллекцию лишайников села Гамово”. Теоретические знания не должны быть в отрыве от практики, поэтому использую на уроках все современные средства ИКТ технологии. Кабинет оснащен автоматизированным рабочим местом. На 98% уроков я использую электронную коллекцию ЦОРов в качестве демонстрационного материала. Я убедилась на собственном опыте, что объяснение биологических процессов через Flash- анимации – это доступно, эффективно, экономит время и повышает интерес к обучению ребят.

В классе имеется 12 ноутбуков, где установлена программа “Виртуальный лабораторный практикум 6-11 класс”, с помощью которого я организую практические и фронтальные лабораторные работы.

С помощью цифровой веб-камеры и микроскопа мы с учащимися проникаем в микромир. В нем нам удалось сделать немало открытий и выступить успешно с ними на исследовательских конференциях (“Мониторинг состояния окружающей среды в окрестности села Гамово” - призер краевой олимпиады по экологии;“Контрольная закупка йогуртов в селе Гамово”- лауреат районной конференции).

Предмет биологии насыщен многообразными специфическими терминами, чтобы сформировать у школьников умение быстро и грамотно отвечать на вопросы, лаконично воспроизводить определения понятий в процессе учебной деятельности использую биологическое лото с научными терминами. Они разработаны по всем темам 6-11 классов. Терминология перекликается в разных курсах и параллелях, биологическое лото помогает быстро восстановить забытые знания, а многократные повторения приводят к умению учащихся свободно оперировать понятиями. Это помогает учащимся успешно выступать на олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и сдавать ГИА в 9 – 11 классах.

Ещё одним показателем результата можно считать увеличение числа учеников, выполняющих творческие работы, исследования и проекты. Думается, что этот критерий оценки требует пояснения. По моему мнению, это важно потому, что он показывает, с одной стороны, какова мотивация к изучению предмета, с другой стороны, насколько эффективно использует учитель нерепродуктивные методы обучения. Сама способность справляться с нестандартной задачей, самостоятельно искать пути её решения, осмысление ожидаемого результата и оценка достигнутого – это важнейшие метапредметные умения, которые формируются в процессе выполнения учебных проектов творческой или исследовательской направленности.

Именно поэтому мною продумана система творческих, исследовательских и проектных работ в ходе изучения биологии с 5 по 11 класс, которая предусматривает постепенное усложнение заданий. Так, все учащиеся 5-6 классов в течение учебного года выполняют творческие работы, которые являются зачетными при изучении учебного модуля (моделирование строения биологических объектов, эссе, сказки, рассуждения на биологическую тему, инсценировка процессов жизнедеятельности различных организмов, выставки рисунков и плакатов и т.д.). Ученики 7-9 кл. выполняют исследовательские работы по отдельным темам, реализуют учебные проекты, составляют электронные презентации, готовят дидактический материал к урокам. Ученики 9 классов (39%) в рамках предпрофильной подготовки на курсах по выбору занимаются предметным проектированием: представляют биологические и экологические проекты учащимся 5-6 классов. В старших классах реализуется профильное обучение. Учащиеся 10 класса естественно-математического профиля (100%) в качестве переводного экзамена по биологии выполняют исследовательскую работу. Это направление деятельности продолжается во внеурочной деятельности.

Темы по экологии и биологии выбираем различные, но обязательно удовлетворяющие двум требованиям: тема должна быть актуальна для ученика и исследование должно быть для него посильно, так чтобы он мог справиться с ним самостоятельно при сопровождении учителя.

Результаты исследовательской деятельности стабильны в течение нескольких лет (“Факторы риска развития плоскостопия у учащихся” - 2 место в районе;10 класс “Факторы риска и состояния зрительного анализатора у старшеклассников” - 3 место в крае; 11 класс “Экологическое состояние воздушной среды микрорайона села Гамово и здоровье населения” – участник всероссийского конкурса; 8 кл. “Рогатое бородатое чудовище” - победитель краевой Палеонтологической конференции; “Контрольная закупка йогуртов в селе Гамово” - лауреат районной конференции).

С 2008 года наша школа работает по проекту “Поточная модель обучения в основной школе” (7-9 кл.). Проект нацелен на развитие интеллектуальных и личностных качеств учащихся основной школы, создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения. Обучение в каждом из потоков имеет свои приоритеты: осуществление исследовательской и проектной деятельности с детьми, развитие их творческого потенциала (первая группа), ведение коррекционно-развивающей работы с учениками, имеющими проблемы в обучении (вторая группа), формирование предметных навыков путем отработки имеющихся знаний (третья группа). Чтобы осуществлять дифференцированную и индивидуальную работу с учащимися я скорректировала тематическое планирование для каждой группы. Так, например, для первой группы увеличила количество лабораторных работ, разработала систему проведения исследований, экспериментов, предметных проектов. Кроме того, разработала систему оценивания учебных достижений школьников, что позволяет мне своевременно отслеживать продвижение каждого ученика и реагировать на появление у него каких-либо образовательных проблем по предмету, что способствовало повышению качества знаний учащихся.

Часть учеников углублённо изучает биологию в заочной школе естественно-математических наук при Пермском эколого-биологическом центре, что также является показателем высокой мотивации к изучению предмета. Два раза в год ребята посещают очные сессии по разным, выбранным ими темам. Занятия проходят с преподавателями высших учебных заведений города Перми. Дети получают консультации узких специалистов по вопросам их исследования, приобретают опыт общения при защите работ, обогащаются новыми знаниями при лекционной работе и в общении со сверстниками.

Полученные учащимися знания становятся стартом в получении будущей профессии. Ежегодно выпускники 9 и 11 классов выбирают для итоговой аттестации экзамен по биологии и успешно с ним справляются. Так, все девятиклассники 100% справились с экзаменом, от 86% имеют отметки 4 и 5. Часть учеников успешно проходят аттестацию с помощью своих достижений по портфолио. Результаты показателей экзаменов стабильно выше, чем средние по району и краю. Примерно пятая часть выпускников ежегодно выбирает ЕГЭ по биологии, при этом от 50 до 100% экзаменующихся получают 60-70 баллов (для биологии это хорошие показатели), что составляет 13-33 % от всех обучающихся. Высокие результаты ЕГЭ позволяют выпускникам школы выбирать для продолжения образования биологические специальности и успешно их осваивать в вузах.

Связь с выпускниками не теряется и после окончания их школы. Они при встрече делятся своими успехами, а порой и неудачами. Я советуюсь с ними по направлениям работы, которую мы проводили вместе. Иногда они дают мне советы что, по их мнению, они недостаточно получили на уроках, и что им очень пригодилось в учебе. Ведь крепкие знания придают человеку уверенность и желание дальше их постигать.