Нетрадиционные техники и материалы в совместном творчестве с детьми раннего возраста. Коллаж для малышей

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Презентация.

Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение.

Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе. Творчество снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда родители устраивают маленькую домашнюю выставку его работ). При игровом, творческом взаимодействии детей и родителей рождается масса положительных эмоций, что создает в семье особо теплую атмосферу.

Что же такое “нетрадиционные материалы и техники” в рисовании и что они нам дают? “Нетрадиционные материалы” - это любые подручные средства и способы их применения, с помощью которых можно создать изображение. Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование  нетрадиционными   техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и   оригинальными  техниками  позволяет   детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -   художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют   осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

- интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук;

- свобода выбора изо материалов и техник.

Для освоения нетрадиционных способов предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту:

- бумага разной фактуры, формы и размера;

- гуашевые и акварельные краски;

- кисти № 2,3,5; кисти из щетины;

- восковые и цветные мелки;

- маркеры, фломастеры;

- простые и цветные карандаши;

- графитный карандаш или уголь, свеча;

- глина, пластилин, соленое тесто;

А также дополнительные средства: бумажные салфетки, доски для лепки, формочки для лепки, палитра, поролон, зубная щетка, двойные баночки для воды, коктейльная трубочка, высушенные цветы и  листья деревьев, шишки, семена растений, крупа, соль ,черная плакатная тушь, нитки, ватные палочки и  т. д.

Рисовать  с использованием нетрадиционных техник  можно и нужно начинать с младшего возраста - по принципу “от простого к сложному”. Основные техники, используемые в этом возрасте:

- рисование пальчиками, ладошками

- рисование тычками из поролона, ватными палочками

- печатание листьями, картофелем, морковкой;

- рисование свечой, углем

Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать  детскую  литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать   рисование доступными, содержательными и познавательными.

Совместной творческой деятельностью с детьми можно заниматься в любое время и в любом месте.  Отдыхая на природе, вы можете предложить ребёнку пофантазировать и порисовать песком на любой гладкой поверхности. Еще один из способов рисования взять пустые бутылки-пульверизаторы, залейте в них воду с краской и начинайте творить! Полотном могут для творческого процесса послужить старые обои.

Традиционно считается, что на втором году жизни начинать работу с аппликацией рано.

Если рассматривать классический вариант подобной деятельности, это, несомненно, верно. Однако существуют другие виды изобразительной деятельности, которые доступны малышам. Я хочу вам рассказать о разновидности аппликации это – коллаж. Что это такое?

Коллаж (от фр. Collage – наклеивание) - это такой приём в изобразительном искусстве, когда на основу наклеиваются материалы, отличающиеся от неё по цвету и фактуре. Этот вид деятельности может предшествовать аппликации в работе с детьми раннего возраста.

Ребёнку второго года жизни не следует предлагать клей – он может вызвать аллергическую реакцию. К тому же ему достаточно сложно выполнить цепочку строго последовательных действий: взять деталь, обмакнуть её в клей, наметить место для приклеивания, приложить к нему деталь и слегка придавить её.

Столь трудоёмкий алгоритм можно упростить: достаточно изготовить планшет с липкой поверхностью. Для этого необходимо приобрести три вида скотча: двусторонний, обычный (можно цветной, тогда цвет скотча будет служить фоном будущего коллажа) и малярный.

На картонную основу с боков наклейте двусторонний скотч, а нему горизонтально прикрепите плотно прилегающие друг к другу полоски малярного скотча. Пусть рабочая поверхность выглядит неприглядно – поле деятельности для юного художника готово. Главный принцип устройства такого планшета – липкая поверхность, а технологию изготовления можно усовершенствовать.

Для первых детских коллажей используйте простые и доступные материалы:

- цветные ватные (косметические) шарики,

- вырезанные из цветного поролона шарообразные формы (диаметром 3 см),

- каштаны,

- жёлуди.

Основное требование: ребёнку должно быть удобно брать предмет в щепотку всеми (или тремя) пальцами. По мере развития пальцев в качестве изобразительных средств предлагайте малышу ватные диски, бумажные розетки из-под печенья (начинайте собирать из заранее), крупные фасолины, толстые коктейльные трубочки, макаронные изделия различной формы и цвета. Их ребёнок будет брать пинцетным захватом, т.е. двумя пальцами. Выбор изобразительных средств зависит от сюжета картины. Для придания коллажу художественной завершённости взрослый может “припорошить” свободное пространство на основе любой крупой, обрезками цветного поролона, бумаги или сухоцветом (саше) и т.д. поэтому вырезая шарики из поролона, складывайте обрезки в небольшие прозрачные баночки. Важно помнить: используемый материал должен быть удобен и безопасен для малыша, а мелкие детали картины – прочно укреплены на рабочей поверхности, чтобы они не попали в его руки.

Как определить сюжет коллажа? Для этого надо определить замысел, выбрать яркий образ будущей картины, понятный и близкий ребёнку, задача непростая. Здесь необходимо учитывать и жизненный опыт малыша, и его настроение, интересы, пристрастия, и время года.

Самые доступные для детей этого возраста темы коллажа: поляна или клумба с цветами, разбросанные на берегу реки камешки, листопад, ковёр из разноцветных листьев, летящие снежинки, упавшие с яблони и раскатившиеся яблоки, падающие на ладошку капли дождя.

Детям независимо от того где они живут, одинаково доступны для понимания классические образы пушистых жёлтых цыплят и серо-голубых зайчат. Да и их самих не раз так называла мама, напевая потешки и песенки и ласково глядя по головке.
Так постепенно малыш накапливает жизненный опыт, а вместе с ним различные эмоциональные переживания. Это и отразиться в сюжетах его будущих картин.

Ребёнку ещё только предстоит освоить пространство планшета, поэтому главный композиционный принцип первых коллажей - хаотичность, разбросанность художественных объектов: листиков, снежинок, цветочков и т.д. располагая их на поверхности всего листа, малыш осваивает протяжённость пространства, его объём, и оно постепенно “раскрывается” перед ним.

Ребёнок растет и каждый день узнаёт, как связаны предметы между собой, что их связывает, где они могут находиться.

Теперь, выбирая сюжеты для коллажа, обратите его внимание на птичек у кормушки, ягодки на тарелке, яблоки в коринке, котят рядышком с кошкой.

Такой опыт наблюдений позволит от сюжетов с хаотичным расположением объектов перейти к сюжетам с локализацией предметов в определённом замыслом месте: “Цыплята рядом с мамой-курочкой”, “Идёт дождь – капельки собираются в лужицы” и т.д. именно в таких сюжетах можно видеть настоящую композицию.

Если малыш уже освоил два типа композиции (хаотичное расположение и группировка вокруг центра), можете предложить ему более сложное задание – украсить изображение какого-либо предмета: новогоднюю ёлку, шапочку для куклы, шарфик, это сложное задание: малыш использует ограниченное пространство, ему приходиться действовать в границах контура предмета – елочки или шапочки. Поэтому позаботьтесь, чтобы изображения были крупными. Для придания положительного заряда деятельности малыша мотивируйте её: предложите сделать сюрприз для мамы, папы, бабушки и т.д.

Поговорим о приёмах работы при создании коллажа.

1. Приготовленный для работы планшет можно расположить по разному: прикрепить к планшету, доске, двери. Важно, чтобы центр был на уровне лица ребёнка: так легче дотянуться до любой части рабочей поверхности. Можно разместить планшет на столе, а рядом положить материал для работы – усидчивому малышу будет удобно. Но не пытайтесь усадить за стол непоседу. Предоставьте ему свободу: он может творить стоя у мольберта или присев на пол у дивана (кресла). Свобода в движении снимет напряжение, которое он испытывает за столом, поможет наиболее полно реализовать творческие замыслы.

2. Нужно заинтересовать ребёнка предстоящей работой, зарядить эмоционально, поделиться замыслом. Вам помогут песенки, стихи, игры, сюрпризы, например появление игрушки. Каждый раз в зависимости от замысла необходимо продумывать сюрпризный момент. Он может быть лирическим, озорным, весёлым, загадочным, но обязательно непродолжительным (резерв внимания малыша ещё не велик – а впереди ещё творческий процесс).

Обычно малыши, которые ещё не умеют использовать пространство планшета, кучно прикрепляют детали: у них пока мало опыта, они только учатся видеть пространство перед собой. Поэтому по мере необходимости помогайте ребёнку, направляйте его внимание в нужную точку. Например, скажите: “Вот сюда капелька пока ещё не упала”, - и покажите место на планшете, куда можно приклеить голубой шарик.

Готовый коллаж поместить на видное, но недоступное для ребёнка место: искушение сразу же видоизменить шедевр у него очень велико. Ваш дом украшенный шедеврами крохи, станет теплее, роднее, интереснее!

Творите вместе с детьми! Не забывайте, что рисунок или поделка ребенка – это способ его реализации. А ваша основная задача помогать ему в этом: создавать благоприятные условия для творчества, оказывать поддержку и поощрять на новые открытия и творения.

Готовый коллаж творческой группы родителей
выполнен в рамках мастер-класса “Школы молодых родителей”