Урок литературы «Опять поминальный приблизился час…» (А. Ахматова «Реквием»). 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости
А.С.Пушкин

Цели урока:

- знакомство с текстом, комментарий и анализ поэмы А.Ахматовой “Реквием”;

- развитие умения анализировать, связно, логически и аргументировано выстраивать ответ, выразительно читать;

- обучение восприятию музыкальных произведений;

- воспитание уважительного отношения к истории, личной ответственности каждого за происходящее в мире.

Оборудование:

- портрет А.Ахматовой,

- видеоряд на тему: “Репрессии 1937г.”,

- аудиозаписи: В.Моцарт “Реквием”, Г.Форе “Пробуждение”, И.С.Бах “Хоральные прелюдии” (F-dur, f-moll, h-moll).

Методика включения музыки в урок

  Этап урока Произведение Функция
1. Вступление Г.Форе “Пробуждение Музыка – фон для создания настроения
2. Семинар В.Моцарт “Реквием” 1.Сопоставительный анализ литературного и музыкального произведений

2. Фон: “эпилоги” к этапам семинара для переключения внимания

3 Выразительное чтение И.С.Бах “Хоральные прелюдии” Мелодекламация

План урока

  этап   мин
1 Организационный момент Рассаживаются по группам. 1
2 Вступление Цели и задачи урока 2
3 Семинар Работа в группах. Анализ произведения 25
4 Выразительное чтение 3 человека читают поэму 10
5 Итог Выбор названия урока 4
6 Домашнее задание   3

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступление.

А) музыкальный эпиграф, на фоне которого звучат слова А.Твардовского:

Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль - забыть!
Забыть родных и близких лица
И стольких судеб крестный путь -
Все то, что сном давнишним будь,
Дурною, дикой небылицей,
Так и ее - поди, забудь.
Но это было явной былью
Для тех, чей был оборван век,
Для ставших лагерною пылью,
Как некто некогда изрек.

Презентация.

Б) Цель урока – поговорить о том, что было явной былью и что забывать никак нельзя, ибо, как сказал А.С.Пушкин: “Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости”. А поможет в этом – произведение А.А.Ахматовой “Реквием”.

В конце урока прошу вас найти строку в поэме для названия нашего урока.

3. Семинар.

Ученики работают в группах, разделившись на “литературоведов”, “музыкантов”, “биографов”, “историков” и “теологов”. Вопросы даются на дом заранее, на уроке предлагается выбрать строку – название выступления группы. На экране – видеоряд.

А) “Беседа бытия и смерти”

Группа “музыкантов” делится знаниями об истории реквиема в музыке, о значении слова, о создании “Реквиема” В.Моцарта, о совпадениях в произведениях Моцарта и Ахматовой, об отношении поэтессы к музыке. Звучит самая знаменитая и любимая Ахматовой часть “Реквиема” В.Моцарта” - “Lacrimosa”.

Б) “И упало каменное слово...”

Группа “биографов” рассказывает о событиях в жизни А.Ахматовой, нашедших отражение в поэме. Звучит отрывок из “Kyrie eleison

В) “Я была тогда с моим народом...”

Группа “литературоведов” говорит об истории создания произведения, о его композиции, особенностях стиха и основных сквозных мотивах. Звучит отрывок из “Dies irae”

Г) “Звёзды смерти стояли над нами...”

“Историки” рассказывают об облике эпохи, о приметах времени и исторических реминисценциях в поэме. Звучит отрывок из “Confutatis maledictis”

Д) “Для них соткала я широкий покров...”

“Теологи” повествуют о библейских образах и мотивах и их значении в произведении Ахматовой.

4. Исполнение подготовленными учениками “Реквиема” А.Ахматовой.

(Хотелось, конечно, чтобы поэма звучала под музыку Моцарта, но декламировать под вокальное произведение невозможно. Поэтому были взяты “Хоральные прелюдии” И.С.Баха, которые совпадают эмоционально, интонационно и ритмически со стихом.)

5. Итог урока

А) Заключительное слово учителя о значении поэмы.

Б) Выбирается и записывается на доске и в тетрадях строка – тема урока.

В) Подводятся итоги семинара.

6. Домашнее задание (на выбор):

1. Сочинение-миниатюра “Культура есть память” (Ю.Лотман)

2. Плакат, коллаж или презентация на тему: “Хотелось бы всех поимённо назвать”

3. Таблица, схема или опорный конспект по материалам семинара.