Методические рекомендации из опыта работы в ОДОД

Разделы: Общепедагогические технологии


I. Введение

Данные методические рекомендации разработаны на основе опыта работы структурного подразделения “Отделения дополнительного образования детей” ГБОУ школы № 641 с углублённым изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга. Данная работа предназначена для руководителей, методистов и педагогов отделений дополнительного образования детей и носит рекомендательный характер.

В нашем отделении дополнительного образования детей 7 направлений. Нам хочется осветить пока лишь одно из них – “Художественно-эстетическую” направленность. В данную направленность у нас входят объединения: “Художественная обработка древесины”, “Изо-студия”, “Сувенир своими руками”, “Художественная вышивка”, “Хоровое пение”.

II. Основные (примерные) рекомендации организации детского материально-художественного детского творчества:

Материально-техническая база объединений:

- объединение “Художественная обработка древесины”

Мастерская, в которой проходят занятия творческого коллектива, оснащена техническим оборудованием, необходимым для производства изделий из древесины.

Оборудование кабинета:

Верстак комбинированный, столы рабочие, шкафы для инструментов, подставка под станки, табурет металлический, доска ученическая.

Технические средства обучения:

Станок сверлильный, станок токарный по дереву, электродрель, электролобзик, аппараты выжигательные, комплект ручных деревообрабатывающих инструментов (ножовки, рубанки, молотки, напильники, отвертки, стамески, долота и др.), сверла различного диаметра, комплект измерительных инструментов, штангенциркули, угломеры, линейки, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, гвоздодеры, клещи, ножницы по металлу, по бумаге, гвозди, шурупы, болты, шайбы, пиломатериал, проволока.

Дидактические материалы:

Компьютер с доступом к ресурсам Интернета, интерактивная доска, комплект плакатов по деревообработке (“Инструменты для работы по дереву”, “Устройство аппарата для выжигания”), Комплект плакатов по охране труда при деревообработке, металлообработке, при работе с электроинструментом, при производстве лакокрасочных работ; образцы поверхностей точения (цилиндрической, конической, круглой и фасонной поверхностей); образцы работ, сделанные детьми (работы с выпиливанием, разделочные доски с выжженным рисунком, детские игрушки на проволочном каркасе).

- объединение “Изо-студия”

Оборудование кабинета:

Мольберты (15 шт.), этюдники (15 шт.), столы, стулья, стенды для творческих работ, рамы с паспарту для выставок, бумага (формата А3, А4, А2), гуашь, акварель, кисти, восковые мелки, уголь, сангина, перо, тушь, цветная бумага, картон, ножницы, клей, пеленг для показа слайдов, слайды и репродукции с картин художников, графиков, скульпторов, архитекторов, презентации о художниках и из работах, дощечки для лепки, глина, пластилин, стеки для лепки, геометрические фигуры и пособия (отдельные детали-образцы).

Занятия должны проводиться в хорошо освещённом кабинете, оборудованном водопроводной системой. Отдельные занятия, связанные с показом иллюстративного материала, могут проходить в конференц-зале с использованием компьютера, мультимедийной установки, аудио и видео техникой.

- объединение “Сувенир своими руками”

Оборудование для педагога:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, демонстрационный экран, бумага – белая (для принтера), двухсторонняя цветная (ярких и пастельных тонов), ножницы – маникюрные с ровными лезвиями, острые, не тугие, чтобы лезвия двигались свободно; резак – нож для нарезания бумаги (полос различной ширины); - проволока тонкая для стебельков и веточек; рамки деревянные открытые или глубокие со стеклом для окончательного оформления работы; ёмкость (коробочка, футляр) для хранения элементов композиции, клеящий пистолет - используется при формировании композиций; иллюстративный и раздаточный материал, оформленные наглядные работы,

Материалы для педагога:

  • Клей ПВА, “Момент - Кристалл” (прозрачный), силиконовый клей; клеящий пистолет - используется при формировании композиций; бумага – белая (для принтера), двухсторонняя цветная (ярких и пастельных тонов), плотный картон и специальная доска для нарезания бумаги формата,

Материалы для детей:

  • Клей ПВА, “Момент - Кристалл” (прозрачный), силиконовый клей; проволока тонкая для стебельков и веточек; цветная бумага, картон, бумажные полоски для квиллинга; гофрированная бумага, гофрированный картон, рамы для готовых работ, паспарту.

- объединение “Художественная вышивка”

Оборудование для педагога:

  • Швейные машинки, утюг, гладильная доска, плакаты, журналы со схемами вышивок, иллюстративный и раздаточный материал, оформленные наглядные работы, компьютер, демонстрационный экран.

Материалы для педагога:

  • вышивальная ткань, иголки, булавки, нитки вышивальные, пяльцы, ножницы, планшеты по вышивке, копировальная бумага, калька, рамы для картин, паспарту, книги по вышивке, журналы.

Материалы для детей:

  • вышивальная ткань, иголки, булавки, нитки вышивальные, пяльцы, ножницы, рамы для готовых работ, паспарту, копировальная бумага, калька.

- объединение “Хоровое пение”

Техническое оснащение:

  • Фортепиано, музыкальный центр.

Типы методической продукции:

  • Демонстрационный (различные детские музыкальные инструменты).
  • Иллюстративный (портреты композиторов, репродукции художественных произведений).
  • Наглядный (материалы, таблицы).
  • Творческие работы учащихся (рисунки, поделки, музыкальные загадки и сочинения).
  • Стенд достижений обучающихся, фото-альманаха.

2. Требование к составлению образовательной программы

Требования определяются следующими нормативными документами:

  • “Методические комментарии к написанию образовательных программ дополнительного образования детей” ГБОУ Центра образования СПб ГДТЮ и Городского центра развития дополнительного образования;
  • Распоряжение КО от 28.11.11 №2564-р “Об утверждении отраслевых технологических регламентов оказания государственных услуг в сфере образования”;
  • Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844

Программа дополнительного образования детей разрабатывается каждым педагогом самостоятельно на основе Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)

В Приложении 1 дана методическая разработка “Методические рекомендации по созданию дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей” (2012г). Автором разработки является методист ИМЦ Невского района СПб Анастасия Александровна Мостовская (с автором согласованно).

3. Должностные инструкции педагогов дополнительного образования

  • должностная инструкция педагога (включая старшего)
  • должностная инструкция музыкального руководителя

4. Темы инструкций по охране труда:

  1. Программа вводного инструктажа по охране труда. Инструкция №___
  2. По охране труда при работе с тканью. Инструкция №___
  3. По охране труда при ручной обработке древесины. Инструкция №___
  4. По охране труда при работе на токарном станке по дереву. Инструкция №___
  5. По охране труда при работе с ножницами. Инструкция №___
  6. По охране труда при перевозке учащихся, воспитанников автомобильным транспортом. Инструкция №___
  7. По охране труда для музыкального руководителя. Инструкция №___
  8. По охране труда при проведении занятий с обучающимися начальных классов.
  9. Инструкция по правилам поведения для обучающихся.

5. Повышение профессионального уровня педагога дополнительного образования.

Каждый педагог для качественной работы с детьми и для самообразования может и должен повышать свой уровень профессиональной подготовки. К примеру, это курсы повышения квалификации; участие в обучающих семинарах района, города, дистанционно; участие в вебинарах; посещение открытых занятий в районе и городе, выступление на семинарах и т.д.

6. Возможность представления достижений детского творчества

Представить свой педагогический опыт работы с детьми и детское творчество, педагог может через конкуры, выставки, фестивали, которые проводятся в районе и в городе и т.д., а также дистанционно на различных сайтах педагогического мастерства и творческо-исследовательских работ учащихся.

7. Возможность представления собственного педагогического опыта

Представить собственный педагогический опыт педагог может несколькими путями:

  • Участие в районных и городских конкурсах педагогических достижений;
  • Выступление на семинарах и конференциях различного уровня;
  • Участие в выездных семинарах в составе групп и самостоятельно;
  • Участие в Интернет-фестивалях, конкурсах и мастер-классах:

Например:

- Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” на сайте ИД “1 Сентября”. http://1sept.ru/

- “Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио учащегося” на сайте ИД “1 Сентября” (как руководитель). http://1sept.ru/

- “Конференц-зал” - http://www.konf-zal.com/

- Всероссийский образовательный проект “RAZVITUM”, http://razvitum.org

- “Сеть творческих учителей” - http://www.it-n.ru/

- Социально-методическая сеть Невского района “Два берега” - всероссийская единая информационная среда для учителей, учеников и их родителей, http://2berega.spb.ru/

- Электронное периодическое издание СМИ “ПИОНЕР” , http://www.smipioner.ru/

8. Возможность для самообразования педагога

http://spbappo.ru/remository/func-startdown/147/ - тесты педагогам дополнительного образования.

http://edu.1sept.ru/ - Педагогический университет “Первое сентября” обучение на дистационных курсах.

http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_ Мастер-класс "виртуальная экскурсия с помощью power point"

http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=225&BoardId=316913&tmpl=Themes – вебинары и видеоконференции

http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_- “Мудл и около. По следам вебинара”

http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=225&tmpl=Thread&BoardId=316913&ThreadId=525511&page=17

http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=225&tmpl=Thread&BoardId=316913&ThreadId=523088&page=12

http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=225&tmpl=Thread&BoardId=316913&ThreadId=515377&page=2

и ещё на многих образовательных сайтах на платной и бесплатной основе.

Методическая разработка материалов работы для педагогической аудитории и, для освещения опыта работы педагогов объединений ОДОД для аудитории обучающихся, родителей и коллег.

Приложения

Приложение 1 - “Методические рекомендации по созданию дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей”.

Приложение 2 - Презентация на тему: “Освещение работы педагогов объединений художественно-эстетической направленности” (в общеобразовательной школе) - из опыта ОДОД ГБОУ № 641 Невского района Санкт-Петербурга.

Ссылка http://youtu.be/kBf9GXOMWdc на видео ролик, освещающий работу художественно-эстетической направленности в ОДОД школы для показа участниками образовательного процесса в нашей школе №641 с целью привлечения детей к дополнительным занятиям, на районном семинаре коллег в докладе, по обобщению опыта работы. Видео ролик выполнен методистом ОДОД ГБОУ школы №641 Невского района Санкт-Петербурга Петровой Л.В.

Ссылка http://www.youtube.com/watch?v=AUL9z5tSTzU на видео ролик, созданный по итогам семинара “Педагогические и художественные аспекты организации материально-художественного творчества детей в системе дополнительного образования”, прошедшем в РГПУ им. А.И.Герцена на факультете изобразительного искусства в апреле 2013

В видео ролике также освещён видео сборник по итогам III городской методической выставки “Детское творчество с разными материалами” в рамках фестиваля “Дорога творчества”. В редакционный совет сборника вошли О.Л. Некрасова-Каратеева, Н.А. Олейник, Н.М. Иванова, Л.В. Петрова. Видео ролик выполнен методистом ОДОД ГБОУ школы №641 Невского района Санкт-Петербурга Петровой Л.В.

Библиография

  1. А.А. Мостовская, методист ОДОД Невского района СПб, “Методические рекомендации по созданию дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей”, 2012г.
  2. http://ru.alhea.com/ego.ru - должностные инструкции педагога ДО.
  3. http://ru.alhea.com/ego.ru - инструкции по охране труда.
  4. http://go.mail.ru/search?q - Инструкция по охране труда педагога дополнительного образования детей объединения "Столярное дело"
  5. http://www.anichkov.ru/departments/arts - информация о конкурсах, курсах и консультациях.
  6. http://www.anichkov.ru/departments/centre/112-courses/23-kurs12 - курсы повышения квалификации.
  7. http://www.anichkov.ru/departments/centre/gmo - Городские методические объединения (выписка для педагогов).
  8. www.anichkov.ru/departments/centre/mass - семинары, конференции, фестивали, конкурсы.
  9. http://spbappo.ru/remository/func-startdown/147/ - Тесты педагогам дополнительного образования
  10. http://pravoberezh.wmsite.ru/ftpgetfile.php?id=107 Положение о районном конкурсе коллективов художественного слова ОУ, УДОД и ОДОД
  11. http://family-theatre.ru/   - “Театральная семья”