Подготовка к сочинению по картине Г. Мясоедова «Косцы»

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Развивать коммуникативные навыки учащихся.
  • Продолжить работу над расширением словарного запаса учащихся через словарную работу, использование словарика эпитетов.
  • Продолжить работу над развитием умения создавать и редактировать текст.
  • Формировать умение описывать изображённый на картине пейзаж.
  • Добиваться осознанного использования учащимися эпитетов в описании.

Приветствие. Оформление записи в тетрадях для творческих работ.

Активизация учащихся:

1) Четвёртый лишний (слайд 1).

– После прослушивания вариантов ответа выясняем, почему лишним является словосочетание "Золотое поле" (имя прилагательное использовано в переносном значении, это красочное определение).

2) Что же такое "красочное определение"? Где используются красочные определения?

3) Как эпитеты могут помочь нам на уроке?

4) Подумайте, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Да, мы будем описывать репродукцию с картины Г. Мясоедова "Косцы".

1) Ребята, а где мы можем увидеть настоящие произведения живописи? (Слайд 2)

2) Какие картинные галереи вы знаете?

3) Кто бывал в картинной галерее?

4) А кто нас знакомит с произведением живописи в картинной галерее? (Слайд 3)

5) Сегодня на уроке каждый из вас попробует себя в роли экскурсовода.

А теперь внимательно рассмотрите репродукцию картины Г. Мясоедова "Косцы" и расскажите, что на ней изображено?

– После выслушивания ответов учащихся выясняем, кто бывал на покосе.

– Выступает ученица, которой было дано задание выяснить у дедушки, что такое покос.

– Катя использовала слово страда, где мы встретили это слово?

– В названии картины.

– Что же такое "страда"? (Слайд 4)

– Давайте определим жанр картины.

– Повторяем значение термина "пейзаж".

6) Итак, сейчас мы организуем 4 группы, которые выполнят свою часть работы, а потом представят её, проведя экскурсию к одному живописному полотну Г. Мясоедова "Косцы". При описании репродукции не забудьте воспользоваться словарикм эпитетов, а при представлении своей части работы не забудьте, пожалуйста, использовать необходимую речевую ситуацию.

7) Задания группам:

Группа 1.

Подготовьте небольшой рассказ о жизни Г.Г. Мясоедоева, истории создания картины, используя данный материал.

Григорий Григорьевич Мясоедов (7 [19] апреля 1834, село Паньково Тульской губернии, ныне Новодеревеньковского района Орловской области — 18 [31] декабря 1911Полтава) — российскийживописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Основная тема, к которой обращался художник - крестьянский быт.

Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии художеств, где его профессорами были Т. А. Нефф иА. Т. Марков. В 1861 г. получил малую золотую медаль за картину “Поздравление молодых” (вАлександровском дворце, в Царском Селе), а в следующем году большую золотую за программу “Бегство Григория Отрепьева из корчмы” (сцена из “Бориса Годунова” Пушкина; в музее Академии художеств).

Будучи отправлен за казённый счёт за границу, Мясоедов работал в ПарижеФлоренцииРиме иИспании. Из картин, написанных им за это время, известны “Похоронный праздник у цыган в Испании”, “Франческа да-Римини и Паоло да-Полента” (из Данте). По возвращении в Россию получил в 1870 г. звание академика за картину “Заклинания”. Один из организаторов и активных деятелейТоварищества передвижных художественных выставок. Деятельно участвовал на всех выставках товарищества и постоянно заботился о его независимости и жизненности.

В конце 1880-х Мясоедов живёт в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым. Создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра вПолтаве. Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым увлёкся ещё живя под Харьковом.

Скончался Г. Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Похоронен в саду усадьбы. С 1926 г. здесь размещается Полтавская гравиметрическая обсерватория.

Группа 2.

  1. Опишите, что изображено на картине.
  2. Какой предстаёт природа на полотне художника?
  3. Какое время года изображено? Почему?

Группа 3.

  • Опишите подробно ржаное поле.

Группа 3.

  • Опишите подробно небо.

Группа 4.

Опишите косцов.

Группы работают 15 минут.

8. Представление совместной работы.

9. Обсуждение полученных сообщений.

10. Домашнее задание. Написать сочинение.

11. Рефлексия.

– Закончите моё утверждение:

– Как хорошо ...

– Как удачно ...

– Как сложно ...

– Как важно ...

(Для подготовки к уроку использовано методическое пособие "Уроки русского языка. 6 класс" И.П. Васильевых, Мнемозина, 2010, стр. 122; Информация о Г.Мясоедове взята в Википедии).

Приложение.