Развивающее занятие для детей и родителей «Психологическое пространство семьи: дети и родители»

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. К сожалению, многие родители только теоретически знают, в чем заключается правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности. Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения со своими детьми. Мной составлен и разработан ряд занятий с элементами арт-терапии, на которых родители могут взаимодействовать с детьми в ситуации совместной деятельности, что положительно сказывается на развитии адекватных родительско-детских отношений.

Цели:

  • Создание условий для сотрудничества детей и родителей в тренинговой ситуации;
  • Создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества;
  • Описание родителей “глазами” детей.

Задачи:

  • расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка;
  • активизация коммуникаций в семье;
  • повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка.

Методы работы:

  • Дискуссия, обсуждение.
  • Работа в парах.
  • Рисунок.

Участники: группа родителей с детьми младшего школьного возраста (7-9 лет), 9-11 пар – мама (папа) – ребенок.

Оборудование: бумага формата А4, цветные карандаши, гуашь, кисти, стаканчики с водой для промывки кистей.

Время: 1 час 40 минут.

Программа рассчитана на 8 занятий.

Занятие 1

Приветствие.

Упражнение “Рада вам представить...”

Родитель называет имя ребенка, ребенок – имя родителя. Дети и родители дают краткое представление друг друга.

Упражнение “Я и родитель в круге”

Участники представляют себя и своего партнера по работе сына или дочь (маму или папу), в необычном виде. На листе формата А4 наносятся два круга, один из которых будет изображать родителя, а другой – ребенка. Участникам предлагается расположить круги на листе так, как они считают нужным, и выбрать для них те размеры, которые больше нравятся.

Затем предлагается раскрасить круги теми цветами, какими хочется детям и родителям.

Анализ

Вопросы для обсуждения:

1. Сравните свой рисунок с рисунком ребенка. Чем различаются и чем похожи ваши рисунки?

2. Отличаются ли друг от друга круги на вашем рисунке? Если да, то чем – размером, цветом или еще чем-нибудь – и почему?

3. Близко или далеко расположены круги друг от друга?

4. Есть ли дистанция между вами (в ваших отношениях)? Какую роль она выполняет?

Упражнение “А ну-ка похвали”

Всем известно, что одним из важных знаков внимания, которые мы оказываем друг другу является похвала. Родителям и детям предлагается обсудить что такое похвала? Зачем она нужна? Часто ли вам приходится хвалить кого-то? Часто ли вы слышите похвалу в свой адрес?

Участники создают рисунки на тему “За что я чаще хвалю ребенка” (“За что меня чаще всего хвалят родители”).

Анализ

Вопросы для обсуждения:

1. Сравните свой рисунок с рисунком ребенка. Чем различаются и чем похожи ваши рисунки?

2. Трудно ли было выполнять это задание? Если да, то почему?

3. Часто ли мы хвалим друг друга? Нужна ли нам похвала друг от друга и почему?

Упражнение “Спустя 20 лет”

Цель: развивать чувство открытости и доверия к своим детям.

Родителям предлагается нарисовать, каким они представляют ребенка, когда он станет взрослым.

Детям предлагают нарисовать какими они представляют маму (папу) в детстве.

Затем участникам необходимо рассказать о своих рисунках.

Анализ

Вопросы для обсуждения:

  1. “Хочу ли я, чтобы мой ребенок стал взрослым”?
  2. “Хочу ли я быть взрослым”? “Что это значит быть взрослым”? “Легко ли быть ребенком”?
  3. “Легко ли быть взрослым”?

Упражнение “Любимый цветок”

Участники рисуют ребенка (маму или папу) в виде цветка. Если участники хотят, они могут потом обменяться рисунками и дорисовать картину друг друга так, как хочется.

Анализ

Вопросы для обсуждения:

  1. “Расскажите о том цветке, который вы нарисовали”.
  2. “Что меня удивило в рисунке, нарисованном ребенком (мамой или папой)?” “Соответствует ли мое представление о себе тому, как меня видит ребенок?”
  3. “Есть ли что-то общее в рисунках?”

Упражнение “Наша семья”

Участникам предлагается совместно создать общий логотип, который отражал бы командную работу семьи, а также написать лозунг или девиз.

Анализ

Вопросы для обсуждения:

  1. “Что вы чувствуете после выполнения этого задания?”
  2. “Что было самым трудным в этой работе?”
  3. Упражнение “Обратная связь”

Участники делятся чувствами, настроением, говорят пожелания друг другу.