Правописание НЕ с разными частями речи. 7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (197 кБ)


Задачи: Систематизировать правила употребления НЕ с личными формами глагола, деепричастиями, с существительными и прилагательными, определять написание орфограмм.

Оборудование: презентация.

Ход урока

Оргмомент. - Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Определение темы урока.

(этап мотивации)

“хочу”

Запишите эпиграф нашего урока:

“То, что запомнил, - уйдёт, то, что понял, - останется”

Эту пословицу я выбрала эпиграфом урока

не случайно, ведь каждый из вас на урок приходит за знаниями, но каждый воспринимает материал по-своему. Я хотела бы, чтобы сегодня на уроке каждый из вас постарался понять материал и после каждого этапа проанализировал бы материал с помощью таких фраз:

  • Я понял, что...
  • Я запомнил, что...
  • Мне стало понятно, когда ...
  • Я теперь могу...
  • Я знаю, что...

Эти слова (фразы) перед вами на карточках

Теперь, нам осталось лишь определить, тему нашего урока.

Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы постарайтесь догадаться, о чем пойдет речь на уроке.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.

Сообщение целей и задач

Планирование.

“надо”

Как вы думаете, какой же будет тема нашего сегодняшнего урока?

- Что же вам показалось смешным в стихотворении? (отсутствие НЕ)

Да, конечно, запишем тему:

“Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи”.

С какими же частями речи мы уже знаем, как пишется НЕ?

Если мы все знаем про отдельные части речи. То, что же надо сделать с этими знаниями? (...объединить полученные знания в систему). И создать опорную таблицу, которая так будет называться так же, как и тема нашего урока.

Практическая деятельность учащихся.

“могу”

Но мы д.б. уверены, что знаем, как пишется НЕ с разными частями речи, а для этого попробуйте каждый себя проверить, оценить и выявить затруднения в употреблении НЕ с разными частями речи.

Каждый должен работать индивидуально!

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии Задание:

Распредели предложенные словосочетания по графам, в нужный столбик, в зависимости от части речи, употребляемой в словосочетании.

Вписывайте словосочетания сразу в таблицу.

давно (не) спавший старик, (не) ржавеющая сталь, (не) правда, а ложь, (не) мог возразить, роман (не) прочитан, положить (не) высоко, (не) думать о плохом, (не) высокий ребенок, (не) зная причины, домашние (не) урядицы, с утра (не)здоровится, (не)(у) (кого) спросить, (не)кому ответить, (не) расклеенные рабочим афиши

Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
Не с глаголами и деепричастиями Не с существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями Не с причастиями
раздельно слитно раздельно слитно раздельно слитно
Не мог возразить

не думать о плохом не зная причины

С утра нездоровится Не правда, а ложь

не у кого спросить

Положить невысоко

невысокий ребенок

домашние неурядицы

некому ответить

Давно не спавший старик

роман не прочитан

не расклеенные рабочим афиши

нержавеющая сталь
Этап включения изученного в систему знаний Проверка по эталону.

Кто сделал ошибки в употреблении НЕ с глаголами и деепричастиями?

ПОДНИМИТЕ РУКИ!

Кто сделал ошибки в употреблении Не с существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями?

ПОДНИМИТЕ РУКИ!

Кто сделал ошибки в употреблении Не с причастиями?

ПОДНИМИТЕ РУКИ!

Тем, кто сделал ошибки, я предлагаю заглянуть в правило в грамматической тетради, чтобы каждый, у кого еще они были , проанализировал свою ошибку и сказал, с помощью фраз о которых мы говорили вначале урока, что он понял, узнал, запомнил.

Для тех, у кого не было ошибок карточка. Задание выполняйте сразу в карточке.

ТЕСТ. Фамилия___________

Не пишется слитно/раздельно

  • (не) нарушая режима
  • (не) пересечены линией
  • (не ) законченная работа
  • (не) замерзшая река
  • (не) дорогой, а красивый ситец
  • (не ) был в школе
  • прыгнул (не) высоко, а низко
  • (не) глубокий, а рыбный пруд
  • долго (не) заживающая рана
  • поступить далеко (не) смело
  • говорить (не) громко, а тихо

Итак... Не забывайте про фразы!

  • Я понял, что
  • Я запомнил, что
  • Мне стало понятно, когда

Молодцы! Я поняла, что вы правила знаете!

А теперь давайте проверим ваши знания еще раз на практике и напишем выборочный диктант с комментированием того слова, которое пишется с НЕ. Вы записываете только слово с НЕ в таком контексте, чтобы самим не ошибиться в написании.

1. Задание:

  1. Друг познаётся в несчастье.
  2. Красна дружба не лестью, а правдой и честью.
  3. Головня на шесток упала – нечаянный гость.
  4. Небольшой дождишко, а лодырям отдышка.
  5. И зубы есть, да нечего есть.
  6. Лёжа хлеба не добудешь.
  7. Лодырю всегда нездоровится.
  8. Несподручно волку с лисой промышлять.
  9. Не убив медведя, шкуры не дели.

Вы молодцы, правильно все объяснили, не допустили ни одной ошибки.

2. Думаю, вы готовы к созданию опорной таблицы-схемы , которая называется, как и тема урока:

“Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи”

В ней будет всего 2 графы

(На презентации)

1) Не пишется слитно

2) Не пишется раздельно

(работа с таблицей)

Перед вами таблица с двумя пустыми графами и полоски бумаги, скрепленные вместе. На этих полосках я собрала все возможные случаи СЛИТНОГО и РАЗДЕЛЬНОГО употребления частицы НЕ, которые мы с вами уже изучили.

Ваша задача сначала разделить эти полоски на две группы, где НЕ ПИШЕТСЯ СЛИТНО и НЕ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО, а затем, вставить их в таблицу.

Каждый работает самостоятельно, если останется время, проверяет соседа по парте и помогает ему. Вам дается 3 минуты.

Не пишется слитно Не пишется раздельно
1) Со словами любой части речи, если слово без НЕ не употребляется.

2) С существ., прилагательными и наречиями на–о-,-е-, если их можно заменить словами, близкими по значению.

3) С полными причастиями, не имеющими зависимых слов.

4) С отрицательными и неопределенными местоимениям (при отсутствии предлога)

5) с наречиями.

1) Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление.

2) С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями.

3) С полными причастиями, имеющими зависимые слова.

4) С отрицательными и неопределенными местоимениями при наличии предлога.

5) В составе слов вовсе не, далеко не, отнюдь не

Давайте озвучим нашу созданную опорную схему!

Читаем по очереди, слушайте друг друга внимательно, чтобы не повторяться.

Хорошо! Владея такой схемой, что вы теперь сможете делать? ( правильно писать НЕ с разными частями речи). Полученную опорную таблицу вы забираете домой, и приклеиваете, как вы думаете куда? Правильно в грамматическую тетрадь!

Рефлексия

  • Что каждый из вас сделал сегодня на уроке?
  • Как решал поставленную задачу?
  • Что учились делать?
  • Как ты думаешь, почему до сегодняшнего дня ты делал ошибки в употреблении частицы НЕ?
  • Сможете ли вы теперь увидеть ошибки в употреблении НЕ не только у себя, но и у товарища, а может даже и в газете?
  • Понял ли ты как мы создавали схему?
  • Удалась ли тебе работа на уроке?
  • Какие личностные качества тебе помогли в этом?
  • Как вы думаете где в повседневной жизни вам может понадобиться написать НЕ слитно или раздельно?

А сейчас настало время проверить на практике, как каждый из вас научился

“Слитно и раздельно писать НЕ с разными частями речи”

Диагностирующая контрольная проверка.

Оцените свои знания по теме и выберите вариант для контроля. (дифференцированный подход: 1 вариант - для сильных учащихся, 2 вариант - для средних, 3- для менее подготовленных. Работу выполняют на листочках с заданиями.)

Вариант назначает сам учитель.

1 вариант

Выписать словосочетания. Определить часть речи, объяснить написание.

(Н...)ожиданно послышалось (н...)громкое пение. Где-то (н...)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (н...)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она (н...)в чем (н...)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (н...)зной и (н...)засуха: вины (н...)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (н...)выносимо больно, грустно и жалко себя.(По А. Чехову.)

2 вариант

Определить часть речи, объяснить написание.

Не..порученное никому дело, не.. тронется с места, не.. вспахано, не.. прекращающийся всю ночь, не..засеянное поле н.. зеленеет, не..забываемое впечатление, не..сказанное слово, не.. хвали не.. испытанного в деле, не..хоженые тропы, ни.. в.. чем не.. замешан, ни..кто не.. знает, ни..чего не.. помня, не..сжатая рожь.

3 вариант

Далеко (не) умен; (не)засохшие цветы, а живые; (не)веселый; (не)разумность; (не)домогать; (не)кошеный; никем(не)замеченный; (не)замерзающий;

(не) обращаясь;(не )знаю; ( не) закончен;( не)( с) кем.

*4 вариант

(Дополнительное задание , для сделавших свой вариант)

(Не) знаю большего удовольствия, чем идти по (не ) знакомым дорогам к какому-нибудь лесному озеру.

Хорошо по жизни пронести счастье, (не) затронутое пулей, верность, (не) забытую в пути

Книга - это могучее оружие. Умная и вдохновенная книга (не) редко решает судьбу человека

(Не) вежду лекарствами не вылечишь.

Куплен (не) дорогой, но красивый материал.

Повесть написана вовсе (не) известным молодым писателем

Осуществление контроля, коррекции. В течение урока учащимися и учителем.
Итог урока Выставление оценок, подведение итога
Домашнее задание по выбору 1) Приклеить таблицу в тетрадь

2) Ответить письменно на вопрос: “Как вы думаете где в повседневной жизни вам может понадобиться написать НЕ слитно или раздельно?”