Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие в старшей группе «Путешествие в «Сказку о рыбаке и рыбке»»

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цель: автоматизация звука [ш] в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

  • Упражнять в правильном произношении звука [ш] изолированно, в открытых слогах, словах, чистоговорках.
  • Упражнять в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже.

Коррекционно-развивающие

  • Развивать фонематическое восприятие и фонематическиепредставления: выделение общего звука из слов, нахождение картинок с заданным звуком.
  • Развивать зрительное восприятие: умение вычленять контурные наложенные изображения.
  • Развивать динамическую организацию пальцев рук, артикуляционную моторику.
  • Развиватьдиафрагмальное дыхание, силу речевого выдоха.

Коррекционно-воспитательные

  • Формировать положительную мотивацию на занятии.
  • Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование: Персональный компьютер, презентация Microsoft Office PowerPoint “Путешествие в “Сказку о рыбаке и рыбке””, музыкальный файл “Шум моря” (Приложение), настенное зеркало, большая ракушка, тренажёр для отработки правильного звукопроизношения: ладошки с наклеенными на них игольчатыми пластинками (иппликатор Кузнецова).

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед приветствует ребенка:

- У тебя сегодня хорошее настроение? Ты готов к выполнению различных заданий? Давай улыбнёмся друг другу.

II. Основная часть

Самомассаж, общая активизация организма, артикуляционная гимнастика

(Перед занятием ребенок моет руки.)

Слайды 2, 3, 4, 5, 6,7

Руки растираем и разогреваем, потирание ладоней, хлопки;
И лицо теплом своим обогреваем. разогретыми ладонями проводит по лицу сверху вниз;
Грабельки сгребают все плохие мысли, граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам;
Ушки растираем вверх растирание ушных раковин по краю снизу вверх
И вниз мы быстро. или сверху вниз;
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки. нагибание ушных раковин кпереди,
оттягивание вниз за мочки;
пальцы перебегают на щеки;
А потом уходим пальцами на щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались. указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями;
Губки разминаем, чтобы улыбались. большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу;

Слайды 8, 9, 10, 11

(Ребенок выполняет артикуляционные упражнения по 5 раз).

Мы чай душистый, вкусный в чашку наливаем. “Чашечка” удерживать до 5 секунд;
И с губы варенье слизать не забываем. “Вкусное варенье”
Вверх – вниз по ступенькам мы весело шагаем. “Ступеньки” удерживать в каждом положении 5 секунд;
Почистить щеткой зубы утром успеваем. “Чистим верхние зубы”

Отработка правильного диафрагмального дыхания

Слайд 12

Логопед предлагает ребенку отгадать, в какую сказку они сегодня отправятся.

Дед в землянке жил тридцать три года
И рыбачил в любую погоду.
Жена его бранила открыто
За свое разбитое корыто.
С Владычицей морской он вел беседу,
Исполнила она все просьбы деда.
А, когда рассердилась, взбунтовалась,
Море почернело, взволновалось.
Назови мне скорей и с улыбкой!
- Это сказка о .... рыбаке и рыбке”.
(Батый Ирина)

Логопед показывает ребенку крупную ракушку и сообщает, что эта ракушка поднялась с морского дна специально, чтобы подарить волшебную силу для погружения в сказку о рыбаке и рыбке.

Ребенок прикладывает к уху руку сракушкой (“слушает”), а другую руку кладет на живот. Вдох – живот надулся, выдох – сдулся, вдох – выдох. (Упражнение сопровождается мелодией “Шум моря” Приложение.)

Логопед предлагает ребенку представить, как его тело наполняется шумом моря и сказочной силой.

Сообщение темы занятия, развитие фонематического восприятия

Слайд 13

Логопед предлагает рассмотреть картинки, которые “вылетели” из ракушки, назвать их и определить, какой звук есть в каждом из этих слов: шапка, пушка, мышь, машина (звук [ш] – “песенка змеи”).

Логопед сообщает ребенку, что сегодня они будут продолжать работать со звуком [ш], упражняться в правильном произнесении его с слогах и словах.

Произношение изолированного звука, развитие силы речевого выдоха

Слайд 14

Логопед с ребенком уточняют правильную артикуляцию звука:

  • губы округлены и слегка вытянуты вперед;
  • зубы сближены, но не соприкасаются;
  • широкий кончик языка поднят к бугоркам за зубами, но не прижат к ним, образует форму чашечки;
  • широкая воздушная струя проходит равномерно по середине языка.

Слайд 15

Логопед предлагает ребенку вспомнить, как старик приходил к морю с просьбами старухи. Море было разным по характеру.

Логопед просит изобразить шум моря. И. п. Руки впереди, ноги на ширине ступни. При произнесении звука [ш], выполняются плавные движения руками из стороны в сторону.

Вот пошёл он к синему морю. Видит – море слегка разыгралось:ш-ш-ш-ш-ш.
Пошёл старик к синему морю. Неспокойно синее море: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
Старичок отправился к морю. Почернело синее море:Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

Автоматизация [ш] в слогах с подключением упражнений на иппликаторе Кузнецова

Логопед демонстрирует ребенку ладошки с наклеенными на них игольчатыми пластинами. Сообщает, что это острые кораллы со дна моря. Логопед предлагает ребёнку произносить слоги ША-ШО-ШУ-ШИ-ШЕ, поочередно прижимая каждый палец к игольчатой поверхности тренажера, от большого пальца к мизинцу (пальцевая проба “Игра на рояле”).

в чистоговорках

Слайды 16, 17,18, 19

ША – ША – ША – ША – шапка, шахматы, лапша.
ШИ – ШИ – ШИ – ШИ – шина, шило, малыши.
ШУ – ШУ – ШУ – ШУ – Маша кушает лапшу.
ШИ- ШИ – ШИ – ШИ – едят кашу малыши.

Развитие фонематических представлений

Слайд 20

Логопед предлагает ребенку помочь старичку выполнить задание золотой рыбки. Необходимо убрать картинки со словами, где нет звука [ш]. (Картинки исчезают, по клику на них мышкой: улитка, юла, лев).

Развитие зрительного восприятия

Слайд 21

Логопед сообщает, что старик вытащил неводом из моря башмак. В башмаке различные предметы со звуком [ш] (наложенные изображения) Необходимо определить, что в башмаке у старичка. (Кошка, мышка, лягушка, вишня, подушка, мартышка).

Развитие грамматических категорий множественного числа существительных в родительном падеже

Слайд 22

Логопед предлагает рассказать, сколько богатства хранится в сундуках жадной старухи (всех предметов по пять). Ребенок кликает на предметы мышкой, начиная с отмеченного звездочкой в направлении по стрелкам, и проговаривает названия предметов в сочетании с числительным пять. (Пять шкафов, пять машин, пять подушек...)

III. Итог занятия

Слайд 23

Логопед предлагает поблагодарить рыбку за интересное путешествие. Просит придумать желание, какое ребенок загадал бы рыбке. Предлагает вспомнить с каким звуком продолжали сегодня заниматься? Какие задания и игры понравились больше всего? Какие задания были особенно трудны?

Физминутка игра “Море волнуется...” (под мелодию “Шум моря”)

Литература.

  1. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляторных расстройств. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2009.
  2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.- СПб.: Издательский дом “Литера”, 2007.