Обучающее сочинение-описание «Ромашка». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: научить детей описывать цветок (ромашку).

Задачи:

  • продолжить работу по формированию умения связно и последовательно выражать свои мысли, описывать предмет, развивать активный словарный запас, пополнять знания учащихся о знакомом объекте (ромашке);
  • развивать умение выделять главные признаки предмета, группировать признаки;
  • воспитывать умение выслушивать высказывания одноклассников, замечать красоту окружающей природы.

Оборудование:

  • компьютер, экран, мультимедийный проектор;
  • Таблица “Ромашка. Части цветка”

Ход урока

I. Актуализация знаний.

– Напишите “Сочинение - описание”.

– Как вы думаете, что мы будем сегодня писать?

– Что такое сочинение? (Ответы детей.)

II. Формулирование проблемы.

– А сочинение-описание – это яркое, красочное описание какого-либо предмета. Описывать можно любые предметы. Как вы думаете, что можно описать? (дерево, зверя, птицу, стол, человека, дом и т.д.)

– Сегодня что мы будем описывать?

– При описании мы будем обращать внимание на различные части цветка, описывать их. (Таблица “Ромашка. Части цветка”).

– Какие части вы можете назвать у ромашки?

– Какие виды цветов вы знаете? К какому из них отнесем ромашку?

  • Полевые
  • Луговые
  • Лесные
  • Садовые
  • Комнатные
  • Горные
  • Водяные

– Перед каждым сочинением пишется эпиграф.

Эпиграф – это отрывок из стихотворения, пословица, загадка и т.д. Эпиграф содержит в себе тему сочинения.

– Какие эпиграфы вы напишете? (Ответы детей.)

– При написании сочинения необходим план. А как думаете, зачем план? (Чтобы не пропустить важного или не повториться, т.е. не написать об одном и том же несколько раз).

– Составим план из вопросительных предложений. Сколько частей в тексте? Какие? (Вступление, основная часть, заключение).

– О чем вы бы хотели спросить, узнать в начале сочинения? (Где растут ромашки?)

– О чем будет основная часть? (описание ромашки)

– О чем вы бы хотели спросить, узнать в основной части? (Ответы детей.)

– Заключительная часть – это ваше отношение к этому цветку.

План

I. Вступление. Где растут ромашки?

II. Основная часть.

1.Когда цветут?

2.Какой стебель?

3.Какие листья?

4.Какой цветок?

5.Где используют ромашки?

III. Заключение. Мое отношение к цветку.

– В основной части содержится много вопросов. Обязательно ли в сочинении писать ответы на все вопросы? А какие пункты будут обязательны при описании ромашки? Можно ли менять эти пункты в основной части местами? Что при этом надо помнить? (Не нарушать смысловую последовательность).

– А кто из вас знает о ромашке то, чего нет в плане и вам захотелось это написать? Это может быть легенда или праздник, связанный с ромашкой. Вы можете это включить в свое сочинение.

III. Развитие умений.

Словарная подготовка к написанию сочинения.

– Откройте свою тетрадь по подготовке к сочинению, в которую вы записывали красивые слова и выражения о ромашке, встречавшиеся в художественных текстах.

А) ромашка

красивая
добрая
нежная
скромный цветок
радостная
как солнышко

Б) сердцевинка

желтое круглое сердечко
золотое сердечко
желтая брошка
капелька солнца
желтый глазок

В) лепестки

как лучики солнышка
ослепительно-белые
лучи-лепестки
отливают серебром
серебряное платьице

Г) тянется к солнышку

распускается
радуется
расцветает
восхищается
сияет
светится
улыбается

Д) ветерок ее целует

раскачивает
восхищается ею

Е) солнышко ее ласкает

любит
любуется
радуется

2. Самостоятельная запись сочинения.

1 уровень.

– Кто уже хорошо представляет, какое сочинение будет писать, уже уверен в себе, тот может приступать к написанию сочинения самостоятельно.

2 уровень.

– Кому необходима помощь в написании сочинения, для вас на доске по каждому пункту плана написано одно начало предложения.

I. Вступление.

В ... лесу, на ... полянке, в саду растут ....

II. Основная часть.

... начинает цвести ... и радует нас ...

... цветы появляются ..., а отцветают ...

... растет на ... стебельке.

Цветок ... имеет ... стебель.

У нее ... листья.

В сердцевинке ... собраны в желтую корзинку, а по краям расположены ... лепестки.

Цветок ромашки будто ...

Из этих цветочков ...

Ромашку используют ...

III. Заключение.

Мне очень нравится ... за ее ...

Я бы хотел(а) ...

IV. Итог урока.

– Прочитайте получившиеся сочинения.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?