Цель: научить детей описывать цветок (ромашку).
Задачи:
- продолжить работу по формированию умения связно и последовательно выражать свои мысли, описывать предмет, развивать активный словарный запас, пополнять знания учащихся о знакомом объекте (ромашке);
- развивать умение выделять главные признаки предмета, группировать признаки;
- воспитывать умение выслушивать высказывания одноклассников, замечать красоту окружающей природы.
Оборудование:
- компьютер, экран, мультимедийный проектор;
- Таблица “Ромашка. Части цветка”
Ход урока
I. Актуализация знаний.
– Напишите “Сочинение - описание”.
– Как вы думаете, что мы будем сегодня писать?
– Что такое сочинение? (Ответы детей.)
II. Формулирование проблемы.
– А сочинение-описание – это яркое, красочное описание какого-либо предмета. Описывать можно любые предметы. Как вы думаете, что можно описать? (дерево, зверя, птицу, стол, человека, дом и т.д.)
– Сегодня что мы будем описывать?
– При описании мы будем обращать внимание на различные части цветка, описывать их. (Таблица “Ромашка. Части цветка”).
– Какие части вы можете назвать у ромашки?
– Какие виды цветов вы знаете? К какому из них отнесем ромашку?
- Полевые
- Луговые
- Лесные
- Садовые
- Комнатные
- Горные
- Водяные
– Перед каждым сочинением пишется эпиграф.
Эпиграф – это отрывок из стихотворения, пословица, загадка и т.д. Эпиграф содержит в себе тему сочинения.
– Какие эпиграфы вы напишете? (Ответы детей.)
– При написании сочинения необходим план. А как думаете, зачем план? (Чтобы не пропустить важного или не повториться, т.е. не написать об одном и том же несколько раз).
– Составим план из вопросительных предложений. Сколько частей в тексте? Какие? (Вступление, основная часть, заключение).
– О чем вы бы хотели спросить, узнать в начале сочинения? (Где растут ромашки?)
– О чем будет основная часть? (описание ромашки)
– О чем вы бы хотели спросить, узнать в основной части? (Ответы детей.)
– Заключительная часть – это ваше отношение к этому цветку.
План
I. Вступление. Где растут ромашки?
II. Основная часть.
1.Когда цветут?
2.Какой стебель?
3.Какие листья?
4.Какой цветок?
5.Где используют ромашки?
III. Заключение. Мое отношение к цветку.
– В основной части содержится много вопросов. Обязательно ли в сочинении писать ответы на все вопросы? А какие пункты будут обязательны при описании ромашки? Можно ли менять эти пункты в основной части местами? Что при этом надо помнить? (Не нарушать смысловую последовательность).
– А кто из вас знает о ромашке то, чего нет в плане и вам захотелось это написать? Это может быть легенда или праздник, связанный с ромашкой. Вы можете это включить в свое сочинение.
III. Развитие умений.
Словарная подготовка к написанию сочинения.
– Откройте свою тетрадь по подготовке к сочинению, в которую вы записывали красивые слова и выражения о ромашке, встречавшиеся в художественных текстах.
А) ромашка красивая |
Б) сердцевинка желтое круглое
сердечко |
В) лепестки как лучики солнышка |
Г) тянется к солнышку распускается |
Д) ветерок ее целует раскачивает |
Е) солнышко ее ласкает любит |
2. Самостоятельная запись сочинения.
1 уровень.
– Кто уже хорошо представляет, какое сочинение будет писать, уже уверен в себе, тот может приступать к написанию сочинения самостоятельно.
2 уровень.
– Кому необходима помощь в написании сочинения, для вас на доске по каждому пункту плана написано одно начало предложения.
I. Вступление.
В ... лесу, на ... полянке, в саду растут ....
II. Основная часть.
... начинает цвести ... и радует нас ...
... цветы появляются ..., а отцветают ...
... растет на ... стебельке.
Цветок ... имеет ... стебель.
У нее ... листья.
В сердцевинке ... собраны в желтую корзинку, а по краям расположены ... лепестки.
Цветок ромашки будто ...
Из этих цветочков ...
Ромашку используют ...
III. Заключение.
Мне очень нравится ... за ее ...
Я бы хотел(а) ...
IV. Итог урока.
– Прочитайте получившиеся сочинения.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?