КИМ для подготовки к ЕГЭ в новой версии

Разделы: Русский язык


Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1) На определённом этапе развития цивилизации на Земле обмен информацией между людьми стал главным двигателем прогресса. (2) Со временем пришло понимание того, что важно не только чтобы послание дошло до адресата, но и чтобы это произошло возможно быстрее, и ... гению инженеров в распоряжение человечества поступают телеграф, телефон, и радио. (3) И только современное поколение стало свидетелем такого средства связи, как электронная почта, с помощью которой можно послать сообщение в любую точку земного шара, и через считанные секунды абонент его получит.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Только телеграф, телефон и радио позволяют осуществлять обмен информацией между людьми.

2) Наиболее эффективным, по сравнению с телеграфом, телефоном и радио, современным способом обмена информацией между людьми, обеспечивающим скоростную доставку сообщения в любую точку земного шара, стала электронная почта.

3) Обмен информацией между людьми – главный двигатель прогресса.

4) Электронная почта – это такое средство связи, которое обеспечивает скоростную доставку сообщения в любую точку Земли, что является эффективным современным способом обмена информацией между людьми.

5) Наиболее эффективным средством связи между людьми для осуществления скоростной доставки сообщения в любую точку земного шара считается электронная почта.

2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска во 2 (втором) предложении?

вопреки благодаря согласно значительно возможно

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ТОЧКА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Напишите цифру, соответствующую тому значению в словарной статье.

ТОЧКА, - и, ж.

1) След от прикосновения, укола чем-нибудь острым, маленькое круглое пятнышко. Ситец в красных точках. Ставить точку над И.

2) Знак препинания, отделяющий законченное предложение, а также употребляется при сокращённом написании слов. Точка с запятой (;). Две точки (:). Три точки(...).

3) Основное понятие геометрии, а также механики, физики – место, не имеющее измерения, граница отрезка линии. Точка пересечения прямых.

4) Определённое место в пространстве. Самая высокая точка горы.

5) Место, пункт, в котором расположено или происходит что-нибудь. Торговая точка. Бить в одну точку.

6) Предел, при котором наступает какое-нибудь явление. Точка кипения. Точка замерзания.

7) Кончено; конец (разг.). Надо – и точка. Больше я к нему не хожу – точка.

4. В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

бантЫ донельзЯ инженерА брАла нАчатый

5. В каком из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Сквозь ДВОЙНЫЕ рамы слышно было, как шумели в саду грачи и пели скворцы.

И вот наступил ВЕЛИКИЙ час расплаты за содеянное зло.

Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.

ГУМАНИТАРНЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

На окраине села особняком стояла маленькая ДЕРЕВЯННАЯ избушка с резными наличниками на окнах.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

эта работа более ЛУЧШЕ хорошие ДОКТОРА пара НОСКОВ

несколько МАНДАРИНОВ НАИСЛОЖНЕЙШИЙ

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Все, кто приближается к площади Искусств в Санкт-Петербурге со стороны Невского проспекта, ещё издали видит стоящую на постаменте фигуру Пушкина. 1) нарушение в предложении с несогласованным приложением
Б) Пользуясь советами специалистов, всё станет простым и понятным 2) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) По словам Достоевского, в романе в “Евгении Онегине” Пушкин явился истинно народным писателем. 3) ошибка в структуре предложения с однородными членами
Г) Благодаря мастерства и опыта пчеловодов, удалось создать образцовую пасеку. 4) нарушение в употреблении составного сочинительного союза
Д) Паустовский интересовался и посвятил природе Мещёрского края своё творчество. 5) нарушение управления в сочетании существительного с предлогом
  6) ошибка в нарушении связи между подлежащим и сказуемым
  7) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

8. Определите слово, в котором пропущена проверяемая ударением гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

сов...стливый оз...рение тр...диция разл...чать в...негрет

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

в...кружить, ра...гореться; пр...брежный, пр..града; с...провождение, под...йти

пр...свистывать, пр...одолевать; не...добровать, вра...брос

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

разворач...вать смазл...вый наполн...вший терп...шь обид...вший

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

гор...вать бор..тся (он) реч...вой разворач...вать провер...нные

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Кругом стоит удивительная, ничем (не)нарушаемая тишина.

(Не)ского было спросить за нарушение дисциплины.

(Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.

Вдали показались (не)высокий дом и двор, обнесённый забором.

Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (не)штукатуренными стенами.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно. Раскройте скобки и выпишите эти слова.

Искусственный спутник Земли (В)ПЕРВЫЕ был выведен в космос в 1957 году, и (В)ТЕЧЕНИЕ последующих лет разработчики космической техники решали серьёзные задачи.

ЧТО(БЫ) идущую под парусом яхту при боковом ветре (С)РАЗУ не сносило в сторону, её корпус должен обладать большим боковым сопротивлением.

(ПО)НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (В)ПОСЛЕДСТВИИ читатели оценили его произведение по достоинству.

Лес спит молча, неподвижно, (КАК)БУДТО всматривается КУДА(ТО) своими верхушками.

Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Хрупкий точё(1)ый силуэт изображё(2)ой на картине девушки особе(3)о выделяется на фоне белё(4)ой стены, по которой бегут перламутровые тени.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Обобщающие слова должны стоять и перед однородными членами предложения и после них.

2) Ночью ветер злится да стучит в окно.

3) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

4) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.

5) Чтобы проверить правописание безударной гласной корня надо подобрать родственное слово.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

17. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Многие газы (1) например (2) водород (3) легче воздуха.

Плотва брала (4) как говорят (5) рыболовы (6) чуть ли не на голый крючок.

18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С самого раннего возраста (1) А.Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.

19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1) Нет сомнения – человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. (2)Но для этого оно должно научиться благодарности, чтобы строить на ней свою духовную жизнь.

(3)Современное человечество не ценит того, что ему даётся; не видит своего естественного и духовного богатства; не извлекает из своего внутреннего мира того, что в нём заложено. (4)Оно ценит не внутреннюю силу духа, а внешнюю власть – техническую и государственную. 5)Оно хочет не творить, создавать и совершенствовать, а владеть. (6)Распоряжаться и наслаждаться. (7)И поэтому ему всегда мало и всего мало: оно вечно считает свои “убытки” и ропщет. (8)Оно одержимо жадностью и завистью и о благодарности не знает ничего.

(9)И вот каждый из нас должен прежде всего научиться благодарности.

(10)Стоит нам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни – и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить. (11)И тот, кто выдерживает это испытание, оказывается человеком будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе. (12)Он творческий человек; а тот, кто не выдерживает этого испытания, одержим духовной слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры, он человек отживающего прошлого. (13)Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым необходимо различать людей.

(14)Что такое благодарность? (15)Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. (16)Оно отвечает любовью на любовь, радостью на доброту, излучением на свет и тепло, верным служением на дарованную благодать. (17)Благодарность не нуждается в словесных изъявлениях, и иногда бывает лучше, чтобы человек переживал и проявлял её бессловесно. (18)Благодарность не есть и простое признание чужого благодеяния, ибо озлобленное сердце сопровождает такое признание чувством обиды, унижения или даже жаждою мести. (19)Нет, настоящая благодарность есть радость и любовь и в дальнейшем – потребность ответить добром на добро. (20)Эта радость вспыхивает сама, свободно и ведёт за собою любовь – свободную, искреннюю. (21)Дар есть зов, взывающий к доброму ответу. 22) Дар есть луч, требующий ответного излучения. (23)Он обращается сразу и к сердцу, и к воле. (24) Воля принимает решения; она желает ответить и начинает действовать; и это действие обновляет жизнь любовью и добротою.

25)Так благодарность очищает душу от зависти и ненависти. 26)И будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам.

(По И. Ильину)

Иван Александрович Ильин (1882 – 1954) – известный русский философ, литературный критик, публицист.

20. Какие утверждения НЕ соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Современное человечество ценит не власть, а творческую силу.

2) Умение благодарить нельзя считать критерием духовности.

3) Иногда необходимо проявлять благодарность без словесных изъявлений.

4) Будущее человечества принадлежит тем, кто не умеет быть благодарным.

5) Настоящая благодарность – это радость и любовь.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3 - 7 представлено повествование.

2) В 12 предложении текста содержится описательный момент.

3) Предложение 24 – доказательства суждения, высказанного в предложении 17.

4) В предложениях 14-15 содержится определение понятия.

5) Предложения 25 – 26 содержат в себе повествование с элементами описания. 22. Из предложений 1 - 4 выпишите антонимы.

23. Среди предложений 14 - 20 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

“Серьёзное и вдумчивое отношение автора к поставленной проблеме выражено с помощью таких приёмов, как ------------ (предложения 4, 5) и --------------- (например, в предложениях 14 – 15). Такое синтаксическое средство как ------------ (предложения1, 20), а также троп ------------ (“духовное око”) в предложении 10 придают особую образность размышлениям И.А.Ильина”.

Список терминов:

1) риторический вопрос

2) ряд однородных членов

3) эмоционально-оценочные слова

4) гипербола

5) вопросно-ответная форма изложения

6) метафора

7) противопоставление

8) сравнительный оборот

9) эпитеты

КЛЮЧИ К ВАРИАНТУ 12

1. - 2 4 5

2. - благодаря

3. - 4

4. - начатый

5. - гуманные

6. - лучше

7. - 6 7 1 5 3

8. - различать

9. - сопровождение подойти

10. - обидевший

11. - разворачивать

12. - невысокий

13. - не раз как бы

14. - 2 3

15. - 1 3 4 5

16. - 1 2 4

17. - 1 2 3 4

18. - 2

19. - 1 3 4

20. - 1 2 4

21. - 1 3 5

22. - внутреннюю внешнюю

23. - 20

24. - 7 5 2 6