«Морфемика. Словообразование. Практическая работа». 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цели урока:

  • проверить знания, умения, навыки по теме;
  • продолжить работу по орфографической зоркости,
  • работу над умением определять способы образования слов;
  • систематизировать знания по теме в рамках подготовки к ЕГЭ;
  • использованные знания использовать для успешной сдачи ЕГЭ
  • воспитывать бережное отношение к родному языку

Оборудование: раздаточный материал (карточки)

1. Здравствуйте, ребята. Мы с вами повторили основные способы словообразования и сегодня проведём практическую работу по теме “Морфемика. Словообразование”.

2. Орфографическая работа. ( Диктант – самопроверка)

Растение, росточек, выращенный, растительность, отрасль, ростовщик, расстилать, отрастили, расстегнуть.

3. Фронтальный опрос.

  1. Почему приставка, корень, суффикс и окончание называются значимыми частями слова?
  2. В чём различие корня от других морфем?
  3. В какой части слова заключено лексическое значение?
  4. Какие части слова выражают грамматическое значение?
  5. Какие части речи не имеют окончания?
  6. Какие морфологические способы образования вам известны? Неморфологические способы образования слов?

4. Проведите словообразовательный анализ слов:

Переход, теплоходный, тихоход, проходчик, проходить, проходная (сущ).

5. Работа в группах. Пособие С.В. Драбкиной, Д.И. Субботина “ЕГЭ. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Русский язык” стр. 190. Найти слова, образованные приставочным (1), суффиксальным (2 ), приставочно-суффиксальным (3), бессуффиксным (4), сложением (5).

6. Самостоятельная работа (по карточкам). Найти и выписать слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:

Утром участники похода снова идут в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.

Найти и выписать слова, образованные. приставочно-суффиксальным способом:

Тропинка вьется между беспорядочных нагромождений камней, осложняющих путь.

Найти и выписать слова, образованные суффиксальным способом:

Мешают заросли дикой малины, усеянные еще неспелыми ягодами.

Найти и выписать слова, образованные суффиксальным способом:

Вот и вершина, здесь туристы располагаются на отдых.

Найти и выписать слова, образованные приставочным способом:

Извилистая тропинка вьется по берегу неширокой горной речонки.

Найти и выписать слова, образованные приставочным способом:

Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио, а современным дикторам нравится американская интонация.

Найти и выписать слова, образованные бессуффиксальным способом:

Утром участники похода снова идут в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.

Найти и выписать слова, образованные бессуффиксальным способом:

Вот и вершина, здесь туристы располагаются на отдых.

Найти и выписать слова, образованные способом сложения + суффикс:

В течение тысячелетий зарастали берега озер густой растительностью.

Найти и выписать слова, образованные путем сложения:

Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая темно-зеленым леском.

Найти и выписать слова, образованные неморфологическим способом:

В течение тысячелетий зарастали берега озер густой растительностью.

Найти и выписать слова, образованные неморфологическим способом:

Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга волнует его, потому что отвечает его запросам.

7. По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для называния лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Заполните таблицу, разместив по группам приведенные ниже слова.

Лица  
Помещения  
Документы  
Блюда и напитки  
Абстрактные понятия  

Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, прохожий, сладкое, душевая, достойный, белый, горновой, звеньевой.

8. Проанализируйте данные ниже примеры. Что ими подтверждается?

Блестящий ответ – ответ блестящ, блестящая речь – речь блестяща.

Блестящий ответ – самый блестящий ответ.

Угрожающее положение – опасное положение.

Любимые цветы – самые любимые цветы.

Выступить блестяще.

(Из данных примеров видно, что перешедшие в прилагательные причастия приобретают свойственные прилагательным грамматические признаки: способность иметь степени сравнения, краткую форму, от них образуются наречия, они могут иметь синонимы и антонимы из числа обычных прилагательных.)

9. Вспомните как можно больше причастий, перешедших в существительные.

Настоящее, прошедшее, будущее, трудящиеся, учащиеся, ведущие, борющиеся, нуждающиеся, убитый, отстающий, выступающий, идущий, секущая, провожающие, провожаемые, прибывшие, обучающие, обучаемые.

10. В данных предложениях определите часть речи выделенных слов, укажите, каким членом предложения они являются.

11. Найдите вводные слова и определите, какой частью речи они являются.

1) Они ехали по переулкам, и, видимо, дорога была хорошо известна водителю. (Н.Н. Матвеева) 2) Тебе, Евгений, я, разумеется, предоставлю мой кабинет. (И.С. Тургенев) 3) Я не раз с вами спорил об этом, Сергей Васильевич, и, кажется, ни мне вас, ни вам меня не убедить. (В.М. Гаршин) 4) Врач закончил прием, но, конечно, тяжелого больного посмотрит. 5) За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. (А.П. Чехов) 6) Вам до меня, конечно, нет никакого дела. (А.Н. Толстой) 7) Вы, верно, переведены сюда из России. (М.Ю. Лермонтов) 8) Квартира, правда, небольшая, но удобная. 9) Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск. (Л.Н. Толстой)10. Ребенок, испугавшийся, по-видимому, лошади, подбежал к матери. 11) Дела у него, видно, не ладятся. 12) Это был разговор, бесспорно выходящий за рамки обыкновенной беседы.

1) Краткое причастие. 2) Глагол. 3) Глагол. 4) Наречие. 5) Краткое прилагательное. 6) Наречие. 7) Наречие. 8) Существительное. 9) Краткое прилагательное. 10) Наречие. 11) Краткое прилагательное. 12) Наречие.

12. Вспомните как можно больше имен существительных, которые могут употребляться в функции междометий. Подтвердите примерами. (Беда, матушки, боже, ужас, страсть, господи, черт, караул, марш.)

Выставить караул (сущ.), почетный караул (сущ.) – Хоть караул (межд.) кричи. Помогите, караул (межд.)!(Междометие караул выражает призыв о помощи при опасности.) Марш (сущ.) мира, военный марш (сущ.) – Кругом марш (межд.)! Сейчас же марш (межд.) домой! Гринев, узнав от него об опасности... скомандовал: марш, марш... (А.С. Пушкин) (При помощи междометия марш выражается команда, приказ двигаться, идти.) Театр – его страсть (сущ.). – Дождь льет вторую неделю. Страсть (межд.)! (Междометие страсть выражает страх, ужас.) Боже (сущ.), дай мне силы. – Боже (межд.), как здесь красиво!(Междометие боже выражает восторг.)

Произведите сравнительный анализ следующих примеров и сделайте выводы о частях речи выделенных слов.

Горько (сл. сост.) в этом сознаться. Во рту горько (сл. сост.). – “Горько! Горько!” (межд.) – кричали молодым.(Междометие горько – возглас гостей на свадьбе, призывающий молодых поцеловаться.) Дорога идет прямо (нареч.). Попасть прямо (нареч.) в цель. – Он просто герой! – Прямо (межд.)! (Междометие прямо выражает противодействие, возражение.) Извините (глагол) за ошибку. – Гулять под дождем? Нет уж, извините (межд.)! (Междометие извините выражает протест, несогласие.) Подумаешь (глагол) хорошенько, и пример у тебя получится. – Отец рассердится. Подумаешь (Междометие подумаешь выражает иронию, пренебрежение, насмешку.)

13. О чем свидетельствуют следующие примеры? Какую синтаксическую роль выполняют выделенные слова?

Далече грянуло “ура”. (А.С. Пушкин) Марш домой! Ребята, теплынь-то какая, айда купаться! Громкое “цыц” повисло в воздухе. 

– (В данных примерах междометия употреблены в роли имени существительного и глагола. Междометия утратили свою семантику, сочетаются с другими словами и выполняют функцию члена предложения.)

14. Подведение итогов урока.

15. Выполнить задание В1 из пособия В.В. Львова, Г. Т. Егораевой “Типовые тестовые задания. Русский язык. ЕГЭ”.