Общение со взрослыми и сверстниками как сквозной механизм развития дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие взрослые, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в общении и помочь ребенку преодолеть их важнейшая задача педагогов, психологов, родителей.

Сфера общения в целом в последние два десятилетия привлекала пристальное внимание исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон), психолингвистов (А.А. Леонтьев), специалистов в области социальной (Г.М. Андреева, Б.Ф. Поршнев), детской и возрастной психологии (Я.Л. Коломинский, В.С. Мухина). Так, в книге выдающегося американского детского врача Б. Спока затрагивается множество вопросов, связанных с практикой воспитания детей. На страницах своей книги Б. Спок неоднократно советует родителям способствовать контактам детей: “Систематически приучать детей обмениваться игрушками, и делится лакомыми кусочками, всегда, когда это, возможно, помещать ребенка в общество других детей (хотя бы 1-2 раза в неделю на 2-3 часа); и даже годовалого ребенка, считает автор, следует водить туда, где есть дети”. Разъяснение автора сводятся к указанию, что общество детей необходимо ребенку, чтобы научиться жить в коллективе, и это – главная задача его жизни. Автор поясняет, что, регулярно общаясь с другими детьми, ребенок научается сердиться и отстаивать свои права. М.И. Лисина сформулировала положение: общение – сквозной механизм смены деятельности ребенка. Для ребёнка взрослый не только носитель информации и образ действий, но и живая, уникальная личность, воплощающая свои индивидуальные мотивы и смыслы. Он олицетворяет ценностные и мотивационные уровни, которые ребенку ещё не доступны, но может их постичь через совместную деятельность, общение и общие переживания с взрослым. Общение с взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Нет оснований говорить о том, что с возрастом ребенка роль общения усиливается или уменьшается. Правильнее сказать, что его значение становится все глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и проявляются все новые его способности. Основное и, быть может, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Влияние общения обнаруживается не только в ускорении обычного темпа развития ребенка, но и в том, сто оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию, а также способствует исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании.

В соответствии с ФГОС ДО социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область “Социально-коммуникативное развитие”. Подобное объединение направлений не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения всех людей.

Речь ребёнка является в данном случае компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребёнок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

- вступает в общение, поддерживает и завершает общение;

- умеет общаться в паре, в группе, в коллективе;

- проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.

Задача педагога - таким образом организовать взаимодействие с ребёнком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.

В п.2.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сказано, что общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность - сквозные механизмы развития ребёнка.

Игра - главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы; игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.

Игры на развитие основных умений общаться. Целью таких игр является преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу. Это такая игра, как “Путаница”, в которой дети, взявшись за руки с закрытыми глазами, открыв их, пытаются распутаться, игра “Насос и мяч”, упражнение “Походки”, в котором дети изображают животных, а остальные угадывают кто это. Всем известная игра “Испорченный телефон”, а также “Добрые очки”. В этой игре, надев очки, ребёнок видит только хорошее в людях и называет достоинства своих товарищей. В коллективном рисунке “Страна Х” есть возможность каждому ребенку участвовать в общей деятельности. Такой стране потом можно вместе придумать название. Игра “Слепой и поводырь” способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям. Упражнение “Кто я?” дает детям возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширить представления о себе.

Как известно, дети отражают в своих играх то, что они видят в своем окружении, поэтому, наблюдая за этой игрой, можно увидеть со стороны те образцы поведения, которые демонстрируются ребенку. Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку почувствовать себя в роли родителей, осознать, как иногда бывает маме и папе трудно со своими детьми, в роли людей разных профессий и т.д. В этих играх можно разыграть различные жизненные ситуации. Игры и упражнения направленные на формирование сплоченности и сотрудничества. Цель: развивать готовность внести свою лепту в общее дело, развивать готовность идти друг другу навстречу, учить проявлять терпение к недостаткам других, учить умению считаться с интересами других. Это такие игры, как “Доброе животное”, “Дракон кусает свой хвост”. Детям очень нравится игра “Аплодисменты по кругу”. Она помогает формированию групповой сплоченности. Очень добрая игра “Объятия” поможет научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым, способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее “разогрева”. Следующий вид игр, игры на обучение эффективным способам общения. Игра “Ты мне нравишься”, в которой дети плетут так называемую паутину, перекидывая друг другу клубок ниток и говоря приятные слова и комплименты. А также творческое задание “Хороший друг”, в котором лучшего друга надо нарисовать. Последний вид: игры на формирование умений, направленных на снятие конфликтности. Их целью является снятие напряжения у детей; нравственное воспитание; регулировка поведения в коллективе; отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях; обучение приемам релаксации. Игра “В магазине зеркал” нацелена на развитие наблюдательности, внимания, памяти; создание положительного эмоционального фона; развитие уверенности, а также умения подчиняться требованиям других. В игре “3 характера” дети учатся понимать своих сверстников без слов, а по жестам и мимике.

Используя такие игры в течение дня, можно наблюдать, что дети в группе становятся дружнее и доброжелательнее. Они готовы прийти друг другу на помощь и проявить терпение к недостаткам других. Такие игры способствуют сплочённости группы, а значит, пребывание детей в ней будет комфортным и приятным. В игровой деятельности важно также предметное окружение, где в свою очередь можно включить такие моменты как “корзина добрых дел” которая помогает детям оценивать не только себя, но и друг друга, “мирилки” с помощью которых дети решают спорные вопросы. Организовать для детей место для индивидуальных коллекций игрушек, фантиков, календарей, открыток, которыми дети могут меняться, рассказывать друг другу о своих любимых вещах.

Таким образом, влияние общения прослеживается в различных сферах развития ребенка: в области любознательности детей; в сфере их эмоциональных переживаний; при формировании любви к взрослому и дружеских привязанностей к ровесникам; в сфере овладения речью; в сфере личности и самосознания детей. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении.

Литература.

  1. Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослым на общение детей со сверстниками. Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии // - М.: Просвещение, 1980. - 167с
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”
  3. Чистякова М.И. Психогимнастика /под ред. М.И.Буянова. - 2 изд. - М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160с