И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Разделы: Начальная школа


Цели: Приобщить детей к чтению басен, развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения; развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи, познакомить с басней адыгейского автора.

Оборудование: Портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням Крылова, насекомых.

Ход урока

1. Организация на урок.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с баснями А.И. Крылова, познакомимся с новой басней, проведём викторину и узнаем много нового и интересного.

2. Проверка д/з.

Сообщения учащихся.

1. Родился Ваня Крылов в 1769 году в семье небогатого армейского офицера. Ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образование было велико, что он самостоятельно овладел грамотой, научился читать.

2. Когда мальчику исполнилось 9 лет его отец умер. В наследство от отца Ване достался сундучок, набитый книгами. Среди них была книга “Басни Эзопа”. Эта книга стала его любимой. Он читал и перечитывал басни.

3. Мальчик рано стал работать. А в 12 ет был отправлен в Петербург, где начал служить в канцелярии. Любознательный и упорный, он самостоятельно изучил математику, итальянский и французский языки и стал образованным человеком. Но его настоящим призванием стали басни.

- Иван Андреевич Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей, раскрывал плохое в людях так, что всем понятно, что это плохо. Крылов учил людей хорошему так, как только может учить человек, глубоко понимающий человеческую душу.

Фронтальная работа.

- Откройте учебник на стр. 104.

-Прочитайте, про какой случай написал Крылов.

(“Однажды лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись...”)

- Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ героя. Какой он?

(“Лебедь рвётся в облака”. Он стремительный, упрямый.)

“Рак пятится назад”. Он неповоротливый, видит только свою дорогу, нерасторопный.

“А щука тянет в воду”. Она упрямо делает своё дело.

- Прочитайте мораль басни.

- это выражение стало крылатым. Когда так говорят? (Когда люди делают общее дело, но между ними разлад. В итоге ничего не получается.)

- Чему учит басня?

Выразительное чтение басни.

Итог по д/з.

3. Изучение нового материала.

1) Вводная беседа.

- Прочитайте первую загадку. Выберите отгадку. Докажите верность выбора.

(На доске – тексты загадок и рисунки насекомых: муха, пчела, бабочка, жук, муравей, стрекоза)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.

Д. Это стрекоза.

У. Почему стрекозу сравнивают с аэропланчиком?

Д. Крылышки стрекозы по форме напоминают крылья самолётика. Они прозрачны. Пропуская свет неба, крылья кажутся голубыми.

У. Расскажите всё, что вы знаете о стрекозе.

- В ясный солнечный день у водоёмов мы можем увидеть, как вспыхивают и гаснут голубые и тёмно-синие огоньки. Это стрекозы-стрелки, красотки. Они живут у воды постоянно.

Есть стрекозы, которых у воды можно встретить редко. Обычно они летают над опушками, дорогами и полянами. Но всем стрекозам, где бы они не жили, нужна вода. Потому что в воду или на водные растения они откладывают яйца. Личинки стрекозы могут жить только в воде.

Личинки не похожи на стрекоз. Только глаза у них одинаковые. Ими стрекозы могут смотреть во все стороны одновременно и сразу видеть всё, что делается слева, справа, вверху, внизу, спереди и сзади. Это очень удобно во время охоты. Стрекозы – хищники. Их личинки – тоже. Стрекозы охотятся в воздухе, а личинки – вводе. Через год ( а у некоторых – через три) личинки превращаются в стрекоз.

Прочитайте вторую загадку.

Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.

Д. Это муравей.

У. Муравьи живут большими семьями – артелью, совместно строят муравейник. Для этого они приносят травинки-хвойники, которые по размеру больше их самих. Расскажи всё, что вы знаете о муравьях.

( Дети отвечают)

- По-разному живут насекомые: одни – в одиночку, как стрекозы, другие – большой семьёй, в общем гнезде, которое строят сами. Их называют общественными насекомыми. Такими являются муравьи.

В хорошем муравейнике жильцов столько, сколько людей в большом городе, а сам муравейник – большой дом с множеством комнат. В нём муравьи ночуют, переживают непогоду, зимуют, в нём выводятся молодые муравьи. Где-нибудь в середине дома есть помещение для “царицы” - большой муравьихи, которая откладывает яйца. Муравьи их уносят, а когда вылупляются личинки, кормят их, чистят, защищают.

(По мере отгадывания выбираются и вывешиваются иллюстрации).

2) Сообщение темы урока.

- Назовите насекомых, о которых вы отгадали загадки.

Д. Стрекоза и муравей.

- Это название басни, которую мы сегодня прочитаем. Её написал Иван Андреевич Крылов.

(Учитель вывешивает портрет Крылова).

- И сейчас я вас познакомлю с басней “Стрекоза и Муравей”.

3) Первичное чтение басни учителем.

- На чьей стороне ваши симпатии?

4) Проверка восприятия.

- Кому понравилась басня? Чем?

- Кому не понравилась? Чем?

- В чём мораль басни?

5) Повторное чтение басни с анализом и словарной работой.

1 часть.

- Как вы понимаете выражение: зима катит в глаза? Как она катит?

(Надвигается неожиданно)

- Что Стрекоза делала целое лето? Запасают ли они корм на зиму? Почему?

2 часть.

- Что значит: помертвело чисто поле. ( Урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина.

- Почему стрекоза осталась без жилья? Может быть, с ней случилась беда? ( Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор.)

- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

3 часть

- Найдите толкование слова: удручена.

- Почему у Стрекозы тоска, да ещё злая?

- С какой просьбой обращается Стрекоза? Какой тон у Стрекозы?

- Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

4 часть.

- Пустил ли её Муравей? Почему?

- Как вы оцениваете поведение Муравья?

- Почему он отказал Стрекозе в помощи?

- Можно ли его назвать жадным?

- Он поступил не по-дружески. Прав ли он был?

6) Выборочное чтение.

- Прочитайте, какой показана Стрекоза вначале, после.

- Прочитайте, где жила Стрекоза.

- Прочитайте строки, в которых содержится основная мысль. – Как вы их понимаете?

7) Выразительное чтение.

- Почему автор несправедливо обидел стрекозу, ведь в природе они уничтожают личинки комаров?

(Под насекомыми автор подразумевает людей. Муравей – труженик, работяга. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём)

- Что автор высмеивает в людях?

(В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время).

8) Работа с пословицей.

- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

- Почему эту пословицу подобрали к басне?

9) Театрализация произведения.

- Сколько действующих лиц в произведении?

(Три человека инсценируют басню)

10) Знакомство с адыгейской басней.

- А сейчас прочтём басню адыгейского автора.

Ш.Яхутль. Комар и Муравей.

С утра до темноты хлопочет муравей –
То катит зёрнышко, то тащит соломинку.
В работе друга встретится заминка, -
Спешит скорей на выручку скорей.
Весь день снуёт, привычным делом занят,
И никому на ухо не трещит,
Не вертится волчком перед глазами,
Чтоб похвалу начальства заслужить.
Комар-свистун иного нрава:
Весь день сидит в болотных травах,
В прохладе нежится, пока
Не вспыхнет розовый закат.
Спадёт палящий зной и вот
Комар тонюсенько поёт,
Летит кружась, и жалит встречных,
Мол, я тружусь, я не беспечный,
И льётся комариный звон –
Изысканная тонкая вибрация.
Начальство восхищает он:
“Не, муравью с ним не сравниться”.
Собрание... Достойных отмечали;
Комар в отличники влетел.
А муравей? – его не представляли.
Он... не зудел.

- Кто герои этой басни? Чем похожи? Чем отличаются? В чём мораль этой басни?

11) Викторина.

- У кого к зиме под листом “был готов и стол и дом”? (Муравей)

- Кто без драки “хотел попасть в большие забияки”? (Моська)

- Кого по улицам водили, как будто на показ? (Слон).

- Герои, которые “везти с поклажей воз взялись”? (Лебедь, Рак да Щука)

- Кто так говорил:

“Да толь, голубчик было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час.
Так, что голову вскружило”? (Стрекоза).

- К какой басне подходят иллюстрации?

Д/з. Стр.106-107, выраз, по ролям.

Итог урока.

- Что такое басня?. Чему учат басни Крылова?

- Представь себе, что Муравей пустил Стрекозу перезимовать. Как Она жила бы?

- Дома попробуйте придумать окончание этой басни.