Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС

Разделы: Музыка


Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

Среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модель образования в школе, в основу которой входит формирование у обучающихся системы универсальных учебных действий (УУД).

Личностно-ориентированная модель образования обладает наибольшим развивающим потенциалом и ориентирована на создание гуманного социума. Гуманный социум способен обеспечить гармонию отношений личности и общества, преодолеть кризисные и конфликтные явления, обеспечить развитие способностей человека, осуществить приобщение к истинно человеческим видам деятельности, важнейшим из которых является коммуникация. В качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса рассматривать формирование индивидуальности учащихся, талантливых, способных, усердных, с развитыми коммуникативными универсальными учебными действиями, участников открытого педагогического процесса, подготовленных к жизни в открытом обществе, начиная с первых лет обучения в школе.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Особенность предмета “Музыка” состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере специальные, культурологические, исторические знания и дает ученику материал социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Специфика урока музыки и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном плане. Ученики способны совершать наглядно видимые преобразования в индивидуальной продуктивной деятельности, а также приобретать навыки работы в группе.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. Выделяются следующие этапы усвоения учебного материала: первичное ознакомление, осмысление материала, закрепление материала и овладение материалом. Овладение материалом – это возможность оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. На этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие, практические, цели. Это жизненный контекст, в котором знания и умения обретают иные качества. Владение универсальными учебными действиями позволяет обучающимся успешно осваивать информацию на всех этапах.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Система универсальных учебных действий позволяет использовать в образовательном процессе принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации - к деятельности в жизненной ситуации.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные учебные действия на уроках музыки:

  • формируют способность встать на позицию другого человека (героя, отраженного в художественном образе);
  • вести диалог;
  • участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Уроки музыки могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

В рамках предмета “Музыка” для формирования коммуникативных универсальных учебных действий требуются специальные методы: работа в парах и малых группах, метод сотрудничества, беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование результатов, поиск информации, а также приемы: “командно-игровая деятельность”, “учимся вместе”.

Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.

Совместная деятельность школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей. Групповые формы организации учебного общения включают в себя: групповую работу над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); взаимопроверку заданий; игровые технологии; коллективные рисунки, аппликации; соревнования команд и др.

Работа в группе помогает ученику осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.

Групповая работа предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п. Кроме того, нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.

Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например, проектные задания. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Одни из них основаны на широком применении игровых методов и предназначены для проведения во внеурочное время. Другие входят в курс предмета “Музыка”.

Содержание курса 5-го класса (тема года – “Музыка и другие виды искусства”) раскрывается в двух крупных разделах – “Музыка и литература”, “Музыка и живопись”. Тематическое построение этого учебного года, соответственно, предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи: песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел “Музыка и литература”). Специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел “Музыка и изобразительное искусство”). Данное содержание предусматривает изучение музыки в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим другим. Кроме того, оно призвано научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и, тем самым, подтверждать их глубинную взаимосвязь.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания “композиций”;
  • метод междисциплинарных взаимодействий;
  • метод проблемного обучения.

(Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М.: Просвещение, 2010)

Названные методы способствуют решению поставленной задачи – формированию коммуникативных УУД (вот несколько примеров).

Изучаемая тема Элементы содержания Коммуникативные УУД
Мелодия и слово (раздел “Музыка и литература”) Установление внутренних связей музыки с литературой. Зачем нужен поэтический текст? участие в коллективном обсуждении проблемы;

способность вести диалог;

умение грамотно и точно выражать свои мысли;

петь слаженно в хоре, группе

Музыка и кино (раздел “Музыка и литература”) Определение роли музыки в кинофильмах: музыка воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональный отклик. способность встать на позицию другого человека (героя фильма);

использование речи для регуляции своего действия;

участие в коллективном обсуждении

Музыкальный портрет (раздел “Музыка и изобразительное искусство”) Сопоставление произведений музыки и живописи. внимательное, вдумчивое слушание музыки, анализ и обсуждение услышанного;

участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;

слушать и понимать речь других

Картины природы в музыке (раздел “Музыка и изобразительное искусство”) Усвоение понятия “музыкальный пейзаж”. Сопоставление общих понятий в музыке и живописи. слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного;

умение работать в группе;

Таким образом, учебный предмет “Музыка” создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений гуманного социума:

  • умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание;
  • контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения;
  • извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи.

А также формирует коммуникативные умения специального и культурологического характера:

  • совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
  • знакомства с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
  • самооценки и интерпретации собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизации музыкальных образов.