Деловая игра «В путь в экономику с математикой». 7–9-е классы

Разделы: Внеклассная работа


В период предпрофильной подготовки очень важно выявление и развитие математических способностей ребят, их кругозора, воспитание устойчивого интереса к предмету. Предлагаемая игра – профориентационная.

Цель игры: знакомство с экономическими терминами, азами экономического мышления.

Эпиграф: Кто поедет от столба прямо, тот будет голоден и холоден, поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв, а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с предметом, с которым тесно связан наш курс.

1. Прочтите название курса.

Зачеркни буквы, которые встречаются в таблице 3 раза. Выпиши оставшиеся буквы, и ты прочтешь название этого предмета.

Приложение 1

2. Рассказ учителя.

Что такое экономика? Термин “экономика” появился еще в Древней Греции. Это сочетание двух греческих слов: “ойкос” - дом, хозяйство и “номос” - закон. Буквально этот термин можно перевести как “домоводство”. Понятно, что такой перевод нам мало что дает для понимания сути понятия “экономика”.

“А что тут понимать, - скажете вы. – Экономика – это заводы и фабрики, магазины и парикмахерские, театры и кино”. И вы будете правы, но лишь в той степени, в которой на вопрос: “Что такое человек?”, можно ответить: “Это то, что состоит из головы, рук и ног”. Все вроде бы правильно, но явно недостаточно для ответа на поставленный вопрос по существу.

Весь мир, который нас окружает, можно разбить на две большие части: то, что создано исключительно природой, и то, что создано человеком из материалов природы (материальные блага) или без оных (нематериальные блага). И чем больше развивается человеческое общество, тем больше становится вторая часть. Человечеству для своего существования и развития жизненно необходимо непрерывно повторять и возобновлять производственные процессы.

Отсюда, экономика – это нечто, связанное с производством материальных и нематериальных благ.

Представим себе две ситуации.

Ситуация 1.

Робинзон попал на необитаемый остров и вынужден вести жизнь первобытного человека. Взяв лиану, палку и большой камень, он соорудил топор, пошел с ним на охоту за попугаями. Долго ли, коротко ли, но ему удалось поймать один экземплярчик, который был на месте съеден.

Ситуация 2.

Группа первобытных охотников, вооруженных наисовременнейшей по тем временам техникой – каменными топорами, луками и стрелами, забила мамонта. Едоков в племени было много, мяса – мало. Пришлось мясо поделить поровну между всеми: если бы одни получили больше, то и другие не могли бы выжить.

Следующие охоты складывались для племени неудачно, поэтому старейшины приняли решение усовершенствовать стрелы: снабдить их железными наконечниками. Несколько охотников успешно переквалифицировались в изготовителей наконечников для стрел. Они перестали ходить на охоту, а обменивали свой продукт (наконечники для стрел) на часть мяса забитого мамонта.

Во втором случае представлена примитивная, но уже ЭКОНОМИКА, так как речь идет не только об отношениях людей к вещам – луку, топору, мясу, но и об отношениях между собой в обществе, связанных с производством.

Отсюда, экономика возникает из производства, по поводу которого люди вступают в общение друг с другом.

Вспомним известную сказку “Колобок”. Чтобы испечь главного героя сказки, во-первых, пришлось найти того, кто бы это сделал, кто бы приложил свой труд. И такой человек нашелся – бабка. Во-вторых, для осуществления производства надо было иметь муку, печь, дом. В-третьих, понадобился участок земли для дома, в котором происходило сие замечательное действо.

В-четвертых, ничего бы не было, если бы дедке не пришла в голову идея испечь колобок, и он не использовал все свои предпринимательские возможности. Дедка позаботился о работнике (нанял на работу бабку), подумал о сырье (предложил поскрести по сусекам), о средствах производства (заранее вложил средства в строительство дома с русской печкой), подумал о сбыте (путем съедения колобка) и взял на себя риск от всей операции.

Начиная процесс производства, мы должны сначала произвести такие денежные затраты, как: оплата регистрации предприятия, аренды производственных помещений, складов и других объектов.

А потом будем выбирать, что производить на наших производственных площадках: кожаные куртки, мороженое или автомобили.

Предпринимательская способность – это способность принятия решения и способность рисковать. Какие же качества необходимы для предпринимателя?

3. Умеете ли вы сосредоточиться?

Попробуйте найти все ошибки в этих примерах. Если вы управитесь с этой работой за 3 минуты, это значит, что вы хорошо умеете сосредоточиться.

Приложение 2

4. Определи свои способности (скорость мышления), которая так необходима любому предпринимателю.

Поиск закономерностей. Определите закономерность расположения чисел каждого ряда и впишите в соответствии с ней еще 2 числа. Если вы успели вписать все числа за 3 минуты, можно считать, что вы быстро схватываете математические закономерности.

Приложение 3

5. Прочти зашифрованные слова (экономические термины).

1. ЛГ

Ответ: долг.

2. а) предлог

б) ЛОГ

Ответ: налог.

3.

ФИ  
НСЫ

Ответ: финансы.

4.

Ответ: доход.

5.

а) Чувство, подобное ужасу. /Страх/

б) ов;

в) слог из двух букв, который прибавляют к уменьшительному имени человека, чтобы сделать имя некрасивым и обратиться к человеку невежливо. /Ка/

Ответ: страховка.

6.

а) Шар из снега, большой снежок /ком/

б) в Польше так обращаются к мужчине /пан/

в) звуки, издаваемые ослом /ия /

Ответ: компания

7.

а) предлог перед словом, начинающимся с гласной буквы /об/

в) ассоциация, как собрание единомышленников /лига/

г) первая буква в названии птицы, которая живет в болоте и любит стоять на одной ноге /ц/

д) соединительный союз в грамматике /и/

е) местоимение /я/

Ответ: облигация

8. а) Э

б) период игры /кон/

в) соединительная гласная /о/

г) /ми/

д) К

е) первая буква алфавита /а/

Ответ: экономика

6. Найди ответы на вопросы в таблице.

а) Что ты покупаешь?

б) Учреждение, где хранятся деньги предприятий, учреждений и граждан.

в) Денежная единица.

г) Потребность людей в чем-либо.

д) Ценная бумага.

Ответы: 1. Товар.2. Банк. 3. Рубль. 4. Спрос. 5. Акция.

Приложение 4

7. Ребята разбиваются на 4 группы:

Работает рекламное агентство:

“Будущие предприниматели – на благо города”.

Задание 1.

Составь рекламу по сферам деятельности. (Работают 9 ребят – три группы).

Сферу деятельности учащиеся выбирают исходя из потребностей своего региона (домашнее задание).

Например,

1. Поскольку в Горной Шории растут ценные породы деревьев (кедр…), то можно организовать деревообрабатывающую промышленность – производить мебель, выгодную для народа.

2. Зеленая гора (п. Шерегеш) – менее опасная для подготовки Олимпийского резерва, продумать туры на лето, а также досуг и сервис (питание, проживание).

3. В 50-60 годы старые технологии не позволили перевести большое содержание железа в концентрат. В отходы идут ценные металлы, которые при обогащении не намагничиваются.

Отвалы отходов в Горной Шории содержат много полезных компонентов. Возможно, использование новых технологий позволит переработать отходы производства, что принесет дополнительную прибыль.

Задание 2.

Для аналитиков. Расчет темпов динамики. (Краткие данные статистики – из беседы с экономистами рассматриваемого профиля). Расчет темпов роста производства: 1991/1990; …

… ,2012/2013, 2013/2014. Как изменились объемы?

Задание 3.

Для скептиков. На фактах попытаться показать, что мнение о важной роли математики в деятельности экономиста преувеличено.

Аналитики выступают в качестве экспертов, отстаивают свою точку зрения, предварительно поработав над вопросом: роль математики в работе современных экономистов. Школьники ищут ответы на поставленные вопросы в литературе, через опрос знакомых экономистов. /Использование графиков в работе, таблиц, диаграмм…/

8. Подведение итогов.

Литература.

1. Болховитинов В.И., Колтовой Б.Н., Лаговский И.К. Твое свободное время. Занимательные задачи, опыты, игры. М., “Дет. Лит., 1975, с. 463.

2. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе /Т.Г.Власова. -Изд.2. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 176 с.

3. Олимпийский марафон. / сост. Н.И. Некляева. – Волгоград: Учитель, 2007. -137 с.