Урок литературного чтения «Признаки и особенности волшебной сказки». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: cтимулировать интерес:

- к содержанию и героям волшебной сказки;

- к определению признаков и особенностей волшебной сказке;

Актуализировать знания:

- о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”.

Актуализировать умение:

- работать с текстом сказки.

Научить:

- раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;

- соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки;

- определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

- проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;

- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Планируемые результаты.

Умение:

• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• находить признаки и особенности волшебной сказки и оформлять результаты в рабочем листе;

• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога при работе в группах;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Наименование оборудования и материалов Количество
Компьютер 1
Проектор 1
Интерактивная доска или аудиторная магнитная 1
Мультимедийная презентация 1
Рабочие листы 5
Ватман 1

Ход занятия

1 этап. Организационный момент

Приветствие гостей, мотивация детей на активное участие в уроке.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня!

- С какими произведениями устного народного творчества вы знакомы? (Прибаутка, сказка, пословица…..)

В руках учителя “сундучок знаний”, из которого достаются названия-карточки. (…….)

На доске вывешиваются таблица “произведений устного народного творчества” и заполняется по мере их названия. (Приложение 1. Приложения)

- Прослушайте из словаря Ожегова эпиграф к нашему уроку.

- “Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил”.

- Определите, о каком произведении устного народного творчества пойдет речь на уроке? (О сказке)

- Верно. Мы поговорим сегодня о сказке. Слайд 1. Презентация

- Какие виды сказок вы знаете? На доску вывешивается таблица “Виды сказок”. Заполняется по мере их названия.

(Приложение 2)

- Послушайте отрывок из сказки (“Теремок”). (Приложение 3)

- Как называется эта сказка?

- Определите, к какому виду сказок можно отнести сказку теремок? (О животных)

- Докажите свой ответ. (Животные – действующие лица, цепевидность - повторение эпизода, стихотворные песенки, воспроизведение одного и того же действия).

- Послушайте еще один отрывок. (“Каша из топора”). (Приложение 4)

- Как называется эта сказка?

- К какому виду сказок она относится? (Бытовые).

- Докажите. (Реальный мир людей, необычайная находчивость, диалог, два мира-богатый и бедный,,работник и барин, солдат и генерал).

- Послушайте еще один отрывок.

- Как называется эта сказка? (“Царевна-лягушка”). (Приложение 5)

- А эту сказку к какому виду сказок можно отнести? (Дети высказывают свои гипотезы, которые записываются на листы-тучки и вывешиваются на доску).

- Почему получились разные гипотезы? (Не хватает фактов)

- Что мы не знаем? (Признаки и особенности волшебной сказки).

- На какой вопрос урока будем искать ответ? (Учащиеся опираются на “ключи-помощники”, формулируют вопрос урока.) (Приложение 6)

- Какими признаками и особенностями обладает волшебная сказка? Вопрос записывается учителем на листе бумаги и вешается на доску.

- Что нужно сделать, чтоб ответить на вопрос урока?

- Я предлагаю вам поработать в группах с известной русской народной сказкой “Царевна-лягушка”.

2 этап. Основная часть

- Предлагаю поработать в группах и найти ответ на поставленный вопрос урока. Каждая группа получает задание.

(Приложение 7)

- Вспоминают правила работы в группе. Учащиеся читают отрывок из сказки и заполняют рабочие листы, записывают вывод своей работы.

- На работу в группах отводится 10-15 минут. По мере выполнения работы, группа вывешивает свой номер на доску, определяя очередность защиты своей работы.

Физкультминутка. Слайд 3

3 этап. Защита работ

- Каждая группа выходит к доске по очереди и защищает свою работу. Остальные учащиеся заполняют итоговую таблицу по теме “Волшебные сказки”. (Приложение 8)

1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа

4 этап. Обобщение

- Наведем порядок. Факты, полученные детьми ,вывешиваются и озвучиваются под понятием “Волшебные сказки”.

- Возвращаемся к вопросу урока. Зачитываем его. “Какими признаками и особенностями обладает волшебная сказка?”.

- Вывешивается лист бумаги, на котором записывается учителем обобщение, сформулированное детьми.

“Волшебная сказка - это сказка, в которой присутствуют следующие особенности и признаки: зачин, прием троекратного повтора, завязка, развитие действия, кульминация, концовка, сказочные герои, волшебные предметы, волшебные превращения”.

- Возвращаемся к вашим гипотезам. Кто верно предположил признаки и особенности волшебной сказки. Эти гипотезы вывешиваются к обобщению. Какие особенности и признаки волшебной сказки вам удалось открыть сегодня на уроке?

5 этап. Подведение итогов

- Предлагаю составить синквейн. Объясните значение этого слова. Тема “Сказка”.

- Синквейн записывается учителем на листе бумаги со слов учеников. Зачитывается учащимися.

(Сказка,

Волшебная, загадочная,

Рассказывает, завораживает, поучает,

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

- Игра завершит сегодняшний урок. “Я рад(а),что я волшебна сказка ,потому что…”. Учащиеся перечисляют признаки и особенности волшебной сказки, подводя итог урока.

6 этап. Рефлексия “Волшебство настроения”

Учитель раздаёт заранее изготовленные из бумаги волшебные предметы “стрелы” трех цветов: красные - ничего не усвоил, зеленые - понял, не до конца, желтые - все понятно, все усвоил. Каждый школьник выбирает тот предмет, какое настроение – отношение он получил от урока, вывешивает “стреляет” на лист кувшинки. Желающие могут озвучить своё мнение. (Приложение 9).

7 этап. (Домашнее задание)

Учитель предлагает детям найти волшебные сказки. Прочитать их и заполнить рабочий лист “Анализ волшебной сказки”. (Приложение 10).