Развитие устной связной речи – одна из основных задач на уроках и вне уроков в начальных классах специальной коррекционной школы

Разделы: Коррекционная педагогика


Развитие устной связной речи  – одна из основных задач на уроках и вне уроков в начальных классах специальной коррекционной школы.
Наблюдая за детьми, пришедшими в первый класс коррекционной школы, я обратила внимание на то, что у них нет таких резких речевых расстройств, которые делают невозможным понимание чужой речи или препятствуют пониманию речи самого ребенка. Но их речь весьма своеобразна. Ученики первого класса говорят невыразительно, монотонно, у них часто бывают нарушены темп и ритм речи. У многих из них имеются недостатки произношения. Запас слов умственно отсталых школьников очень беден.  В течение первых недель я подробно обследую всех вновь поступивших в школу детей с целью выявить уровень общего и речевого развития и подготовленности к обучению в данном классе:
Степень ориентировки в ближайшем окружении, объем сведений о семье, школе, городе;

  • Умение называть обобщающим словом группу родственных предметов (овощи, фрукты, обувь, одежду, домашних животных, посуду, мебель);
  • Умение передавать свою мысль словами: составлять предложения, рассказ по картинкам.

Всю эту работу провожу в непринужденной обстановке с использованием дидактических игр. Необходимо отметить, что работа, начатая учителем на уроке, обязательно продолжается воспитателями во внеурочное время.
После выявления степени подготовленности детей,, начинается кропотливая работа нашего миниколлектива над выполнением программного материала.
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора метода обучения. При этом  я учитываю возрастные способности  детей и те отклонения, которые характерны для умственно отсталых детей.
Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками.
Для того, чтобы создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности   на уроках в первом классе,  я использую дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра развивает у детей самостоятельность в организации всех видов деятельности и выполнении правил и норм поведения, развивает инициативу, организаторские и творческие способности, воспитывает чувство коллективизма, пробуждает у детей желание широко и творчески использовать знания об окружающей жизни, способствует выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей, воспитывает положительные чувства и привычки.
В нашем классе оборудованы три сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница». Уникальность сюжетно-ролевой игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение. В игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью, реализуется их мечта,  и ярко выражаются интересы ребенка.
Стараюсь создавать условия для длительных игр, помогаю в нужный момент (беру на себя роль, например парикмахера, врача) обязательно связываю с темой урока.
– как называются одним словом ножницы, фен, щипцы, бигуди? /инструменты/
или
– сколько буханок хлеба на полке?
– одну продали. Сколько осталось?
или
– сколько слогов в слове укол?
– как заменить слово укол на угол?
Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти  цели дополняли друг  друга и обеспечивали усвоение программного материала.
При отборе дидактических игр я, прежде всего, преследую. Коррекционные цели и учитываю развитие детей.  Использую книгу А.А. Катаева и Е.А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников».
Таким образом, в добукварный период  мы знакомимся с классом, что находится в классной комнате, школой, режимом дня. Учимся составлять простые предложения их двух-трех слов, изображаем предложения схематически.
∟ __  __. При этом обязательно подчеркиваем, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка. Делим слова на слоги, слоги на звуки. Знакомимся с гласными и согласными звуками. К концу добукварного периода дети хорошо на слух могут отличить гласный звук от согласного (гласный звук мы поем, а согласный звук произносим благодаря смыканию обеих губ, прикосновению передней части языка к верхним  зубам).
Я произношу гласный звук – дети показывают красный кружок, произношу согласный – показывают синий.
Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребенка учит учитель начальной школы. Как сделать так, чтобы это учение не превратилось в горькую пытку?
Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Эти вопросы всегда волнуют меня при подготовке к урокам обучения грамоте в первом классе, к урокам чтения и русского языка в II-IV классах.
Уроки обучения грамоте провожу комплексно: чтение и элементы письма.
Чтобы дети лучше запомнили буквы, я предлагаю им пофантазировать,  на что она похожа, слепить ее из пластилина, напечатать в тетрадях для печатания.
Дети очень любят слушать сказки и приключения букв. Им нравится, когда персонажи приходят в класс и приносят им задания.
Знакомя детей с тем или иным звуком, даю полную характеристику звука. Главный – это звук или согласный. Дети знакомятся с гласными и, е, я, ю, ё, которые обозначают мягкость согласных. Объясняю, что согласные звуки бывают мягкие, твердые, звонкие, глухие. При изучении нового звука стараюсь, чтобы дети сами охарактеризовали вновь изученный звук. Так для того, чтобы определить звонкий звук или глухой, дети закрывают уши руками и произносят звук. Таким образом, они слышат как он произносится – звонко или глухо.
Подбирая материал к урокам обучения грамоте, я исхожу из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо. При этом подбираю дидактические игры, соответственно разделенные на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь (Волина ВВ. «Занимательное азбуковедение»).
На уроках обучения грамоте мы знакомимся со звуком, буквой, составляем слоги, слова и предложения, печатаем в тетрадях для печатания, а затем записываем в тетрадях для письма. На каждую изученную букву учим стихотворение.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.

И так далее.

Детям очень нравится быть волшебниками, они берут волшебные палочки (ручки) и превращают одно слово в другое:
КИТ – КОТ                                                      СЫН – СОН
СЫН – СЫР                                                    УКОЛ – УГОЛ
КОРКА – ГОРКА                                   и так далее.
На уроках обучения грамоте начинаю учить ребят разгадывать ребусы, кроссворды, загадки. Загадки, вводимые в урок, помогают, в свою очередь, активизировать мышление и речь ребенка. Загадки обладают большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, тренируют внимание и память, развивают любознательность.
В конце первого класса дети плавно читают по слогам короткие тексты, отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Умеют писать предложения. Знают, что имена людей, клички животных, первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка. Списывают с печатного и прописного текста.
Со второго класса начинаю работать над техникой чтения.
Постепенно переходим от плавного чтения по слогам к чтению целыми словами без искажения звукового состава слов. Работаю над интонацией при чтении: обращаю внимание на повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Учу детей читать одно и то же предложение, изменяя интонацию голосом.
Наступила зима.
Наступила зима?
Наступила зима!
После прочтения небольшого текста, веду работу по содержанию при помощи выборочного чтения и рассмотрения картин и иллюстраций к тексту, ответов на вопросы, пробуем пересказать своими словами то, о чем прочитали дети.
При подготовке к урокам чтения я заранее анализирую изученный текст с точки зрения его лексических особенностей, выписываю слова, понимание которых может затруднить учащихся, то есть отбираю слова для словарной работы (пишу на доске, выделяю орфограммы). Работа над словарными словами развивает речь и повышает орфографическую грамотность учащихся. Большое внимание уделяю случаям расхождения между написанием и произношением.
Больное место на уроках чтения – это невыразительное монотонное «бубнение» вместо выразительного чтения. И, конечно, каждый учитель стремится научить детей читать выразительно. Стремлюсь к этому и я.
На каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. При необходимости делаю в учебнике пометки карандашом, отмечая паузы, слова, требующие логического ударения.
Большую помощь в обучении детей выразительному чтению оказывают небольшие по объему произведения, написанные в форме диалога.
Разные виды работ над текстом способствуют развитию навыков выразительного чтения. Это и инсценирование текста или отрывка и чтение «в лицах», и выборочное чтение.
На уроках чтения стараюсь учить детей не только читать, но и пересказывать. Пытаюсь научить их проанализировать произведение, уметь найти его главную мысль, дать характеристику герою, оценить его поступки.
На протяжении обучения в начальных классах на всех уроках знакомлю детей с пословицами и поговорками.
Грамоте учиться – вперед пригодится.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Всякой вещи – свое место.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки.
Учу детей осмысленному восприятию пословиц. Затем на уроке русского языка записываем пословицу с последующими заданиями:
– найти слова, где два слога, три слога, выписать их, поставить ударение;
– выписать слова с мягким знаком в конце (в середине) слова, разделить их для переноса;
– найти слова, где все согласные звонкие (или глухие);
– найти слова с сочетанием  жи-ши, ча-ща, («жить – Родине служить»);
– выписать слова, в которых букв больше, чем звуков («скучен день до вечера, когда делать нечего»).
Пословицы и задания усложняются по мере изменения программного материала и возрастных особенностей учеников.
В четвертом классе знакомлю детей с баснями Крылова, с его биографией. Много басен прочитали на уроках внеклассного чтения, работала над правильным и выразительным чтением басен. К каждой басне подбирала пословицы.
Терпенье и труд все перетрут.
Без уменья и сила ни при чем.
Дети знают, что это речь идет о басне «Трудолюбивый медведь».
Дружно негрузно, а врозь – хоть брось»    («Лебедь, Щука и Рак»).
Делу – время, а потехе час.   Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову         («Стрекоза и муравей»).
На уроках обобщения по басням И.А. Крылова дала следующие задания:
– закончить название басни «Чиж и …»    (голубь)
– из какой басни? «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»                                  («Зеркало и обезьяна»).
– инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
Стараюсь как можно раньше вводить в речь литературные термины. Конечно, не сразу и не все дети запоминают, но постоянное их заучивание  постепенно становится для детей привычным и они сами начинают их употреблять в ответах.
Работа учителя в любом направлении, на всех уроках начальной коррекционной школы должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать какой-то результат.
Я в течение всех четырех лет начальной школы стараюсь привить детям интерес к знаниям, всеми силами пытаюсь им показать, что эти знания они смогут получить из книг.
Конечно, я, как и любой учитель начальной школы, слежу за успехами своих учеников в 5-9 классах, беседую с учителями-предметниками. Учителя литературы, естествознания, географии отмечают их активность на уроках, интерес к знаниям, пытаются высказывать свое мнение и давать оценку литературным героям, дают полный ответ на поставленный вопрос. Стараются применять изученные орфограммы при письме. Используют в речи различные категории слов: слов, обозначающих предметы; слов, обозначающих действия предметов, признаки предметов; слов, противоположных по смыслу, одинаковых по смыслу.
И это меня радует.
Всю работу в классе строю в союзе с воспитателями. Воспитатели – мои лучшие помощники. С самого начала работы мы обсуждаем то, какие качества должны быть воспитаны у наших учеников и какими методами мы будем этого добиваться. Наш миниколлектив  дружный, а это имеет большое значение для создания дружного коллектива детей.
Начатая работа учителем в классе на уроке продолжается воспитателем во внеурочное время. Если на уроке я начинаю сюжетно-ролевую игру и преследую обучающие цели, то воспитатели продолжают игру, обращая внимание на быт.
Мы стараемся воспитывать наших  учащихся честными, правдивыми, трудолюбивыми, общительными.
Наши дети принимают активное участие в общественной жизни школы, к чему мы их приучаем с первого класса.