«Галогены в нашей жизни. Польза или вред?» 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Место и роль урока в изучаемой теме: урок систематизации и обобщения знаний.

Форма урока: урок-дискуссия.

Цель урока: рассмотреть свойства и применения галогенов и их важнейших соединений,  их роль в жизни человека; изучить качественные реакции на галогенид-ионы.

Задачи:

  • Образовательные:
    • изучить способы применения галогенов и их соединений, выяснить какую роль играют галогены в жизни человека и каково их значение;
    • продолжить формировать умения учащихся работать с дополнительными источниками информации, с химическим оборудованием и реактивами, составлять уравнения химических реакций.
  • Развивающие:
    • развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
    • развивать познавательный интерес учащихся, используя данные о применении изучаемых веществ и явлений.
  • Воспитательные:
    • воспитывать экологически грамотное обращение с веществами, показать связь изучаемой темы с жизнью, умение работать в группе, содействовать формированию химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами)

Механизм создания мотивационного поля: демонстрация кадров из художественного фильма «На Западном фронте без перемен» и фотографии с места трагедии в 2012 г. в  г. Березняки на заводе «Сода-хлорат». Как вы можете прокомментировать  сюжет фильма и события с места трагедии?  Стоит ли применять хлор и другие галогены, если их применение влечет серьезные экологические последствия и гибель людей?

Формы организации работы:

  1. Работа в группах.
  2. Работа с информационными листами
  3. Исследовательская деятельность в группах.
  4. Индивидуальные творческие задания.

Образовательные методы и технологии: проблемно-поисковый, исследовательский,  технология критического мышления

Оборудование. На столах учеников: листы ватмана, раствор нитрата серебра, растворы хлорида натрия, бромида натрия, йодида натрия, гидроксида натрия, пробирки, печатная основа. Медицинские препараты: спиртовый раствор йода, «Йодактив»,  «Бромгексин  Берлин-Хеми», физраствор хлорида натрия, «Адонис-бром», «Каметон»; предметы бытовой химии: «Comet», «Доместос», «Белизна» фторсодержащие зубные пасты.

Средства обучения: Печатная основа, химическое оборудование, реактивы, таблицы, медиапроектор.

Характеристика этапов урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты
предметные УУД
Организационный. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку    
Постановка проблемы и цели урока  Демонстрация кадров из художеств. Фильма «На Западном фронте без перемен» и фотографии с места трагедии в 2012 г. в г.Березняки на заводе «Сода-хлорат»
Диалог с учениками. Как вы можете прокомментировать данный сюжет фильма и события с места трагедии? О каких свойствах хлора идет речь в данном фильме?  К какому  семейству химических элементов относится хлор?
Стоит ли применять хлор, если его применение влечет серьезные экологические последствия и гибель людей?  Попробуйте сформулировать тему и цель урока.
Просмотр кадров фильма  и фотографий с места трагедии выброса хлора (3-5мин)
Высказывают свое мнение Хлор впервые был использован германской армией во время Первой мировой войны в качестве химического оружия в 1915 году. В настоящее время хлор и его соединения также широко применяется  человечеством в промышленных масштабах. Хлор относится к семейству Галогены, он является сильным окислителем. Применение хлора опасно для здоровья людей и губительно для окружающей природной среды
Формулируют тему урока: Галогены в нашей жизни. Польза или вред? 
Цель – выяснить, какую роль выполняют галогены в жизни человека и где их применяют.
Изучить способы применения галогенов и их соединений. Выяснить
роль галогенов в жизни человека. Польза или вред?
Личностные
умение высказывать свою точку зрения.

 

 

 

Регулятивные
постановка цели урока и разработка способов решения проблемы. Прогнозирование результатов и оценивание уровня достижения результата

Осмысление содержания. Первичное применение знаний Учитель организует работу
учащихся в группах: «Химики», «Медики», «Эксперты» у каждой группы на столах информационные листы по каждому изучаемому галогену, а у экспертов также наборы лабораторной посуды и реактивов.
 Каждая группа работает с информационными листами (15мин) Обмениваются мнениями, коллективно обсуждают проблему, делают  выводы и умозаключения, приводят аргументы «за» и «против». Результаты исследования заносят в таблицу аргументов Проанализировать и оценить последствия применения галогенов и их соединений для окружающей природной среды и здоровья человека. Коммуникатив
Умение организовывать. учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами по группе.
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Почему «за», почему «против». Уважать мнение собеседника.
Лабораторное исследование проводят эксперты Учитель проверяет готовность учащихся, организует постановку проблемного эксперимента. Выяснить, какой реактив является универсальным для галогенид – ионов? Группа экспертов проводят лаб.исследование
(10мин)
Заполняют таблицу. Составляют уравнения хим. реакций. Обсуждают полученные результаты, обмениваются мнениями по правильности составления химических реакций,
анализируют, корректируют по необходимости. Делают вывод, что универсальным реактивов на все галогенид-ионы  является ион серебра, т.к. во всех пробирках выпадают осадки разного цвета.
Провести химический эксперимент, соблюдая правила ТБ. Провести наблюдение. Выделить один из реактивов, который является универсальным для всех галогенид-ионов,  записать его формулу. Результат исслед. занести в табл. Составить  хим. уравнения

Сравнить полученные результаты с партнерами. Cделать выводы

Познавательн 
Поиск и обработка информации о галогенах.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение
преобразовыв текстовую информацию и результаты лабораторных исследований в таблицу.
Рефлексия Учитель просит каждую группу обобщить результаты своей деятельности. Представители от каждой группы с заполненными таблицами выходит к доске и аргументирует свою точку зрения.  Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение.
Участвуют в дискуссии (10-15мин)
Обобщить результаты. Cделать выводы. Обобщают результаты своей деят-ти по достижен. цели.  Выражают собственное мнение о работе  и полученном результате.
Дают оценку своей работы.

Домашнее задание

Учитель раздает индивидуальное творческое задание каждому ученику. Воспринимают информацию,  фиксируют информацию  в дневник. Cоставьте план решения данной задачи.  

Домашнее задание: Журнал "Химия и жизнь" неоднократно знакомил читателей со способами получения кристаллического йода, в том числе из йодной настойки. Один из них, предложенный учеником 9 класса школы №177 города Киева, оказался особенно интересен для юных химиков, так как не требовал для своего исполнения дорогих реактивов. Для получения йода достаточно было иметь спиртовую настойку йода и воду. Подумайте, на чем основан этот простой, на первый взгляд, способ получения йода. Опробуйте его экспериментально.

Таблица аргументов  (примерные ответы учащихся)

Аргумент

Почему «польза»

Почему «вред»

Химики
Одной из важнейших отраслей химической промышленности является хлорная промышленность.
Вода, предназначенная для питья и бытовых нужд хлорируется путём растворения в ней перед пуском в водопроводную сеть незначительного количества хлора.
В быту используют чистящие средства, содержащие хлор «Cоmet», «Доместос» и др.
Хлор важнейший биоэлемент, без которого немыслимо существование живых организмов. Основная форма его поступления в организм – поваренная соль.
 
Используется для отбеливания тканей, бумаги, промышленного получения  соляной кислоты. Соляная кислота широко применяется при паянии, для получения солей, лекарств, красок, пластмасс.
Обеззараживание питьевой воды от болезнетворных микробов.

Хорошо удаляют известковый налет и дезинфицируют загрязненную поверхность.

Хлор участвует  в образовании желудочного сока, формировании плазмы крови, в переваривании белков, поддержании осмотического давления.

Загрязнение отходами производства окружающей природной среды.
Утечка хлора губительна для всего живого.

При кипячении хлорированной воды образуются вредные для здоровья вещества – диоксины.
Соединения хлора – одна из причин разрушения озонового слоя Земли

Избыточное потребление поваренной соли наносит вред организму, развитие гипертонической болезни.

Аргумент

Почему «польза»

Почему «вред»

Медики
Бромид натрия применяют в медицине.
Йод и его соединения используют в медицине.
Иод необходимый для животных и человека микроэлемент. Недостаток йода в организме вызывает заболевание эндемический зоб.
Соединения фтора входят в состав зубных паст «Колгейт», «Новый жемчуг» и др.
Тефлоновая посуда применяется в быту
Фторид натрия и др. соединения используют в качестве инсектофунгицидов
 
Адонис-бром – средство, оказывающее успокоительное действие на центральную нервную систему.  Бромгексин Берлин-Хеми  – лекарство от кашля.
5-10%-ый спиртовый раствор йода применяется для обработки ран. Раствор Люголя, содержащий йод применяют для смазывания миндалин при ангине.
Прием препаратов, содержащих  йод, приводит к выздоровлению.

Укрепляет ткани  зубов, предохраняет эмаль от воздействия кислот.
Удобна, практична в применении

Уничтожает вредителей и болезни сельскохозяйственных растений.


Пары брома очень ядовиты.
Отходы производства загрязняют природную среду.

Фтор – очень ядовитый газ.

Отходы производства загрязняют природную среду.
Систематическое применение ядохимикатов влечёт серьёзные нарушения экологической системы в целом

«Эксперты»

Исследование растворов галогенидов

Реактив Исследуемые вещества
NaCl NaBr NaF NaI
AgNO3 Белый осадок Светло-желтый Светло-серый, разлагается водой Ярко-желтый
NaCl
NaBr
NaI
NaOH Черно-бурый

Уравнения химических реакций:

  1. AgNO3 + NaCl =
  2. AgNO3 +  NaBr =
  3. AgNO3  +  NaI =
  4. AgNO3 +  NaOH =

Вывод: универсальным реагентом для галогенид-ионов является раствор нитрата серебра

Используемая литература:

1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П.,  Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс – М.: Дрофа, 2002. – 4-16с.
2. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии – М: Глобус, 2007. 6-42с.
3. Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. – М: Вентана-Граф, 2006. – 123-127с.
4. Научно-методический журнал. Химия в школе. № 6, 2011, 43-46с.
5. Научно-методический журнал. Химия в школе. № 7, 2012, 12-15с.
6. Примерные программы по учебным предметам. Химия.8-9 классы: проект.– 2-е изд., дораб. – М. – :Прсвещение, 2011.– 44с. (Стандарты второго поколения)
7. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии  книга для учащихся 8-11 классов.– М., АРКТИ, 1998г.

Интернет-ресурсы:

Приложение 1

Приложение 2