Проектная деятельность учащихся

Разделы: Иностранные языки


Главные цели проектной методики

Главными целями использования проектной методики при организации самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку являются:

  • показать умение отдельного ученика или целой группы использовать приобретенный в процессе обучения исследовательский опыт;
  • реализовать свой интерес к предмету исследования;
  • приумножить знания о выбранном предмете исследования и донести все это о других обучающихся своей группы или других групп;
  • продемонстрировать уровень владения иностранным языком;
  • создать прочную языковую базу у обучаемых;
  • научить обучающихся принимать личную ответственность за продвижение в обучении;
  • создавать условия для развития личности обучающегося, так как проект развивает активное самостоятельное мышление и учит студента не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему учебное заведение, а уметь применять их на практике;
  • дать возможность при защите проектов почувствовать студенту, что он выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какието необходимые изменения для улучшения владения иностранным языком;
  • совершенствовать умение участвовать в коллективных формах работы, т.е. умение работать в сотрудничестве.
  • научить самостоятельно добывать знания.

Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, четко ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого студентаа, участвовавшего в разработке проекта, а также целостную разработку проблемы с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.

Виды проектов

Е.С. Полат предлагает следующую типологию проектов:

1. Исследовательские проекты, которые характеризуются хорошо продуманной структурой, обозначением целей, обоснованной актуальностью предмета исследования для всех участников. Они имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним. Подобные проекты, естественно, должны соответствовать уровню языковой подготовки студентов определенного этапа обучения.

2. Творческие проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов. Оформление результатов требует четко продуманной структуры, например: в виде видеофильма, репортажа, дизайна определенной рубрики, альбома и т.п.

3. Ролевоигровые проекты, в которых структура намечается, но остается открытой до окончания проекта. Участники такого проекта принимают на себя определенные роли, которые обусловлены характером и содержанием проекта. Роли могут быть самые разнообразные: от литературных и сказочных персонажей до деловых людей нашего времени. Степень творчества в подобных проектах достаточно высокая, но основным видом деятельности всетаки является ролевая игровая.

4. Информационные проекты, которые направлены на сбор информации о какомто событии или явлении. Участники проекта собирают эту информацию с целью ознакомления с ней широкой аудитории. Выполнение такого проекта можно сравнить с выполнением исследовательского: требуется хорошо продуманная структура, постоянная корректировка по ходу работы. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их определенной частью, модулем.

5. Практикоориентировочные проекты имеют четко обозначенный результат деятельности участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы всех участников проекта. Например, это может быть какойто законопроект, конвенция по правам тинейджеров, свод законов о поощрениях и наказаниях в данном учебном заведении, проект здания колледжа с зимним садом и т.п.

Такой проект требует определенного сценария с четко распределенными обязанностями всех членов группы. Работы должна выполняться поэтапно по заранее разработанному плану. После каждого этапа необходимо проводить обсуждение, целью которого является оценка проделанной работы. Если в работе появляются сбои, их необходимо устранять общими усилиями.

По признаку предметносодержательной области проекта Е.С. Полат выделяет:

1. Монопроекты. Обычно они проводятся в рамках одного предмета, и темы выбираются наиболее сложные для усвоения. Например, при изучении иностранного языка наиболее сложными являются темы страноведческого, социального или исторического характера. Конечно, работа над проектом на подобную тематику будет предусматривать привлечение знаний и из других областей. Преподаватель должен знать, какие знания, умения и навыки приобретут обучающиеся в результате выполнения этого проекта, наметить поурочный план работы над проектом: логика выполнения проекта, роли в группе, форма презентации. Хотя стоит оговориться, что форму презентации обучающиеся могут выбрать и сами. Часто времени на уроке не достаточно для работы над проектом, поэтому его выполнение можно перенести частично на внеурочное время.

2. Межпредметные проекты. Эти проекты сложно выполнять во время урока, они, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие дватри предмета, но могут быть и объемные, продолжительные, входящие в учебный план. Например, проекты на тему «Борьба с подростковой преступностью в нашем обществе» или «История и современность нашей страны» и т.п. Такие проекты являются достаточно объемными, над ними работают несколько творческих групп, чья работа должна быть достаточно слаженной, хорошо продуманной. При выполнении таких проектов необходим промежуточный контроль результатов.

По характеру координации могут быть проекты с открытой, явной координацией (здесь координатор направляет работу участников проекта, помогая и организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта) и со скрытой координацией (здесь координатор выступает как полноправный участник проекта). Примером последних могут служить известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные в Кэмбриджском университете в Великобритании. В такие проекты внедряется профессионал, который направляет работу по нужному руслу. Например, в группе разработчиков какогото проекта по правовым вопросам, над которым работают обучающиеся профильных правоведческих классов, может в роли скрытого координатора выступать молодой юрист, который под видом одного из деловых партнеров подскажет наиболее эффективные решения конкретных уголовных или гражданских дел.

Общедидактическая типология проектов

Как правило, в реальной практике приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов или практикоориентированных и информационных. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому преподавателю при разработке проекта следует внимательно изучить типологию проектов и иметь в виду признаки и характерные особенности каждого их них.

Метод проектов позволяет создать исследовательскую творческую атмосферу, где каждый участник вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

Группы обучающихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждую группу включаются студенты с разной степенью владения иностранным языком. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый студент получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта обучающиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, иначе это можно назвать «добыванием знаний». А это большой стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, студент приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, студент учится работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего задания, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Он также выступает и как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, побуждающее предложить новые решения отдельных жизненных проблем.

Следует помнить, что для того, чтобы выполнить все задания проекта, обучающиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации), анализировать информацию, делать обобщения и выводы, работать с различными справочными материалами. К творческим умениям можно отнести умение генерировать идеи (для этого требуются знания в различных областях).

Задачей обучения различным видам речевой деятельности и является формирование многих из вышеназванных умений.

Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в учебном заведении (подразумевается, что не только в обучении иностранному языку), причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу обучающихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.

Если преподаватель решил при изучении какогото раздела или вопроса использовать метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать: четко определить учебные задачи, продумать, какую помощь можно оказать студентам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Следует внимательно наблюдать за тем, чем занимаются студенты. Если они не поняли свое задание, не следует отменять его. Необходимо выяснить, в чем состоят проблемы, и детально разобраться в каждой из них. Но не следует забывать, что проект – это возможность выразить свои собственные идеи, поэтому желательно, чтобы не было слишком строгого контроля.

Этапы работы над проектом

Успех реализации учебного проекта во многом зависит от правильной организации совместных усилий участников проекта на каждом этапе работы:

1. Планирование.

а) определение проблемы, темы проекта, формулировка цели и задач, определение методов (информационный, исследовательский, творческий).
Выявление проблемы проекта важное условие, так как проблемный подход является первым и основным условием для развития критического и творческого мышления обучающихся;
б) определение продолжительность проекта, числа участников;
в) определение вида оформления результатов проекта. Формы реализации проекта могут быть различные: печатная работа, доклад, стенгазета, плакат, мультимедиапрезентация, творческий отчет и другие;
г) разработка критериев оценки успешности проекта. Сначала оценка за проектную работу выставляется группе в целом, а затем на нее основе выставляется индивидуальная оценка каждому члену группы в соответствии со степенью его реального участия в общей работе;
д) выдача заданий. При необходимости оказание помощи обучающимся в планировании, распределении заданий, обсуждении общих результатов.

2. Подготовка и исполнение проекта (carrying out the project).

Сначала формируются группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Предлагается тема проекта, идея определяется проблема и обсуждается студентами.
Далее распределяются обязанности, при этом учитываются склонности обучающихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.
Работая над проектом, студенты составляют план работы над проектом, собирают информацию из различных источников, интернет ресурсов, делают фото. Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Но прежде чем приступить к реализации проекта обучающийся должен овладеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.
Важно с первого курса приступать к реализации проектов. Так как работа над ними требует личного участия, стимулирует студента к самостоятельному изучению и просмотру материалов, вырабатывает умение выбирать наиболее ценную информацию, составлять план и письменно раскрывать тему по пунктам, составлять устную презентацию проекта. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

3. Презентация (presentation) проекта.

Презентация проекта проводится в устной форме. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одногруппникам и защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом.

4. Обсуждение и оценка проекта (reviewing)

Участники проекта отвечают на вопросы обучающихся.

Оценка проектной работы – очень непростое дело. Способы ее оценки вступают в противоречие с официальной процедурой выставления отметки за работу на уроке. Не стоит при защите исправлять языковые ошибки, если они не мешают пониманию (ошибки в речи обучающихся всегда присутствуют), так как оценивать проект только на основе лингвистической правильности будет не совсем точно. Лучше всего эти ошибки пометить на отдельном листочке и затем проанализировать их отдельно. Все же отметку следует выставлять за проект в целом, за уровень проявленного творчества, за четкость презентации.

Организуя работу над проектом, я соблюдаю несколько условий:

  • провокационные вопросы, предлагаемые обучающимся, формулируются так, чтобы ориентировать их на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных источников информации;
  • в процесс работы над проектом (проектами) привлекаются все обучающиеся группы, задания каждому предлагаются с учетом уровня его языковой подготовки.
  • более целесообразными и плодотворными с моей точки зрения являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество обучающихся, что является оптимальным условием формирования навыков устной коммуникации и социального взаимодействия. Коллективные проекты на английском языке требуют больших усилий не только от обучающихся, но и от преподавателя английского языка, а также предполагают привлечение в качестве консультантов преподавателей других предметов.

Формируемые умения и навыки в ходе выполнения проектов

В ходе работы над проектами у обучающихся вырабатываются следующие умения и навыки:

  • умение извлекать информацию из большого числа альтернативных источников;
  • навык самостоятельного поиска и обработки информации;
  • умение пользоваться компьютерной сетью Интернет;
  • умение систематизировать и адаптировать полученные данные;
  • умение извлекать необходимую информацию из иноязычных источников;
  • умение обрабатывать информацию и создавать на её основе компьютерную презентацию;
  • умение работать в команде.
  • практические навыки во всех видах речевой деятельности чтении, аудировании, говорении;
  • умение анализировать полученные данные и делать выводы.

Основные требования, предъявляемые к организации учебного проекта

Перечислю основные требования, предъявляемые к организации учебного проекта:

  • проект создается по инициативе обучающихся и должен быть значимым для них;
  • решаемая с его помощью проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно и теоретическое) значение;
  • работа обучающихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер;
  • проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, при этом допускает изменения в процессе своего осуществления;
  • каждый проект соотносится с определенной темой устной речи;
  • на подготовительном этапе студенты отрабатывают лексикограмматический материал в рамках темы (они должны свободно владеть необходимой лексикой перед выполнением творческого проекта и их обсуждением);
  • основная часть работы над проектом проводится студентами самостоятельно, внеаудиторно (в классе при участии преподавателя проходят начальная и заключительная стадии).

В целом, роль преподавателя состоит в том, чтобы создать условия максимально благоприятные для раскрытия и проявления творческого потенциала обучающихся, координировать работу, помочь преодолевать непредвиденные трудности, которые могут возникнуть.