Открытое занятие по теме «Спорт»

Разделы: Иностранные языки


Аннотация: применение активных и интерактивных форм и методов обучения позволяет приблизить и погрузить студентов в процесс самообразования, а также закрепить полученные знания по дисциплине. Такой подход к проведению уроков усиливает познавательный интерес и позволяет применить имеющие знания, умения и навыки, необходимых не только в рамках урока, но в повседневной жизни. Описанный подход способствует отработке коммуникативных навыков через анализ и оценку текста, а также обеспечить формирование общих компетенций.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Задачи:

  • Дидактическая: изучение и закрепление лексического материала по теме «Sport» с использованием различного вида лексико-грамматических упражнений, направленных на развитие навыков поискового чтения, аудирования, монологической речи.
  • Развивающая: развитие критического мышления, познавательной и творческой активности, самостоятельности, сферы общих знаний о различных видах спорта через развитие межкультурной компетенции.
  • Воспитательная: поддержание интереса к изучаемому языку и стране изучаемого языка, интереса к спорту на примере как Германии, так и России, и, в частности, своего учебного заведения

Формируемые ОК и отрабатываемые коммуникативные умения и навыки

Уметь: Знать:
– составлять монологические высказывания по заданной теме по опорным вопросам – лексический минимум по теме «Спорт»
– алгоритм построения монологических высказываний
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами, социальными партнерами (учитель начальных классов), потребителями (техник).

Междисциплинарные связи:

  • Обеспечивающие: русский язык.
  • Обеспечиваемые: физическая культура, тема «История олимпийского движения», история, география.

Обеспечение занятия:

  • Наглядные пособия: слайдовая презентация.
  • Раздаточный материал: изображения видов спорта, рабочие листы, набор карточек.
  • Интернет-ресурсы: dw.de (сайт «Немецкая волна»).
  • Технические средства: компьютерное оборудование.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный

Преподаватель приветствует студентов, проверяет посещаемость и их уровень готовности к занятию, задает традиционные вопросы о дате и погоде. Студенты отвечают на вопросы и переключают внимание на тему занятия

2. Погружение в тематическую среду

Шаг 1. Организационный момент

Преподаватель организует процесс погружения студентов в образовательный процесс, мотивирует степень участия каждого через вовлечение в беседу, задает вопросы о роли спорта в их жизни, с целью построения диалога: Wer treibt Sport? Was ist ihr Lieblingssport? Welche bekannten Tomsker Sportler kennt ihr? В заключительной части беседы предлагает вспомнить имена томских спортсменов и демонстрирует Приложение 1, слайд 1 с именами томских спортсменов:

Die besten Tomsker Sportler aller Zeiten

  • Margarita Alijtschuk – kunstlerische Gymnastik, 2008
  • Sergej Belov – Basketball, 1970-1980
  • Anton Golozuzkov–Gymnastik, 2008
  • Alexander Djagilev– Kraftsport, 2007-2008
  • Alexander Kaun – Basketball, 2008 - 2010
  • Natalja Baranova – Schisport, 2006
  • Ljubov Egorova – Schisport, 1980-1990
  • Anastasija Zolotareva – Kraftsport, 2009
  • Ekaterina Stoljarova – Freestyle, 2013-2014

Педагогом создаются условия для совместной формулировки темы занятия, осмысления целей и характера содержания, затем педагогом озвучивается тема занятия «Sport» (слайд 2)

Шаг 2. Работа с пословицами

Педагог предлагает студентам придумать по 1-2 пословицы о пользе спорта, начинающиеся со слова «Sport» (напр., Sport macht gesund или Sport ist Leben); организует работу в парах или микрогруппах; используя словари, студенты записывают свои идеи ярким маркером на больших листах бумаги. Педагог организует сборку полученных результатов и фиксирует их на доске, после чего студенты читают получившиеся пословицы, переводя их в случае необходимости.

3. Формирование практических навыков и умений

Шаг 1. Введение новой лексики

Педагог предлагает познакомиться с лексикой по данной теме, которая представлена на слайде 3

  • der Einzelsport = ein Mensch
  • das Pokal = der Preis
  • der Wettbewerb = der Wettkampf = die Olympiade = die Meisterschaft
  • die Sportart = Schi (Ski), Boxen, Hockey
  • das Sportgerat = das Sportatribut, das Sportinventar
  • brauchen = benutzen
  • der Weltmeister = der Champion
  • spielen – der Spiel = der Spieler
  • die Starke = die Muskel
  • das Turnen = der Sport

Выполняя данное упражнение, студенты читают слова вслух и сами догадываются о значении новых слов с помощью указанных так же на немецком языке синонимов

Шаг 2. Введение в тематику видеофильма (Приложение 2)

Педагог акцентирует внимание на слове Turnen, просит назвать подобное слово в русском языке (турник), обращает внимание на перевод названия видеосюжета «Turnen tut gut».

Шаг 3. Первый просмотр

Педагог предлагает посмотреть видеосюжет «Turnen tut gut» первый раз, студенты внимательно смотрят сюжет.

Шаг 4. Послепросмотровое упражнение

Студентам предлагается прочитать текст на рабочем листке (Arbeitsblatt) и выполнить совместно с педагогом упражнение 1, которое также связано с содержанием сюжета (слайд 4)

Arbeitsblatt

Turnen ist einer der beliebtesten Sportarten Deutschlands. Und nicht nur bei den Kleinen kommt der Sport gut an, auch viele altere Menschen halten sich mit regelma?igen Turnubungen fit und gesund.

Ubung 1. Вставьте подходящие по смыслу слова:

1) Die Sportart _________ ist in Deutschland sehr beliebt.
2) Mehr als funf Millionen Deutsche turnen in ____________.
3) Turnen macht nicht nur Spa?, es ist auch fur die Gesundheit.
4) Verschiedene Turnubungen trainieren die Muskeln und machen den Korper _________.
5) In Deutschland hat das Turnen bekannt gemacht.

a) fit
b) Friedrich Ludwig Jahn
c) Turnen
d) Sportorganisationen
e) gut

Шаг 5. Второй просмотр

Студентам предлагается повторно просмотреть видеосюжет и выполнить в ходе просмотра на рабочем листке (Arbeitsblatt) упражнение №2 самостоятельно (слайд 5)

Ubung 2. В ходе просмотра видеосюжета соедините линиями вопросы с подходящими ответами:

1) Was ist Turnen?
2) Wie heist «der Turnvater»?
3) In welchem Jahr grundete er die Turnbewegung?
4) Wie ist Motto des Turnsports?
5) Was grundete er als erster?
6) Was machen die Kleinen in der Sporthalle?
7) Wie alt ist eines der altesten Turner Deutschland?
8) Gibt es Wettkampfe im Turnen?
a) Frisch, fromm, frohlich, frei!
b) Weltmeisterschaften
c) den Sportplatz
d) 1811
e) 82
f) Gymnastik
g) hopfen, klettern, balansieren
h) Friedrich Ludwig Jahn

Шаг 6. Обсуждение выполненной работы

Педагог предлагает обсудить ответы, студенты по цепочке задают друг другу вопросы этого упражнения и отвечают на них.

Шаг 7. Работа на сопоставление

Каждый студент индивидуально выполняет работу по сопоставлению названий видов спорта с изображениями (пиктограммами) олимпийских зимних вида спорта.

Biatlon Bobsport Bergschi Curling Schirennen Schizweikampf
Schispringen Schlittensport Skeleton Eislaufen Snowboard-cross Snowboard-Parallelarten
Snowboard-Slopestyle Snowboard-Halfpipe Eiskunstlaufen Free-style-Akrobatik Free-style-Mogul Free-style-Ski-cross
Freestyle-Slopestyle Freestyle-Halfpipe Hockey Shrt-treck    

Результатом этой работы становится пополнение словарного запаса студентов в сфере названий видов спорта и получение наглядной таблицы олимпийских видов спорта зимней олимпиады в Сочи.
Целью педагога этом упражнении является изучение уровня общих знаний студентов; проверка правильности и точности перевода; анализ полученного результата; коррекция перевода и произношения (по необходимости).
По истечение необходимого времени педагог дает возможность студентам равнить свои результаты с изображением слайда 6, который демонстрирует реальную таблицу олимпийских видов спорта.

4. Закрепление и корректировка учебного материала

Шаг 1. Объяснение предстоящего задания

Каждому студенту (допускается и работа в парах в зависимости от количественного состава группы) раздается текст (всего шесть текстов о различных видах спорта). После прочтения и осмысления текста предлагается самостоятельно составить сообщение об определенном виде спорта на основе ответов на вопросы, одинаковых для каждого текста:
1) Ist es seine Winter– oder eine Sommersportart?
2) Was ist die Heimat dieser Sportart?
3) Wann erschien sie?
4) Ist es ein olympischer Sport?
5) Wo ist diese Sportart besonders popular?
6) Ist sie in Russland entwickelt? Und in Tomsk?
7) Ist es ein Einzelsport oder ein Mannschaftssport?
8) Wer spielt gew?hnlich?
9) Was brauchen die Sportler?
10)Welche Information von dieser Sportart war besonders inreressant oder neu fur dich?

Перед началом выполнения задания педагог формулирует одно из основных условий – не называть вид спорта во время устного высказывания.
По окончании времени, отведенного на подготовку сообщения, педагог определяет очередность представления своих сообщений. Во время сообщения одного (пары) студента остальные должны догадаться, о каком виде спорта идет речь. Педагог во время (или после) представления результатов работы обращает внимание на языковую грамотность, в случае необходимости задает уточняющие вопросы, организует обсуждение, корректирует ответы

Шаг 2. Подготовка сообщений

Шаг 3. Презентация сообщений

В целях опоры для говорения и понимания открыта информация слайда 7

1. KERLING

Das ist ein Mannschaftsspiel auf dem Eis. Es entstand im 16 Jahrhundert in Schotland. Das kalte Klima, viel Eis und einfache Regeln machten dieses Spiel in der ganzen Welt popular. Seit 1998 ist es die olympische Sportart. Sie began die olympische Geschichte in der japanischen Stadt Nagano. Die ersten Weltmeister wurden die Sportler aus der Schweiz unter den Mannern und aus Kanada unter den Frauen.
In Russland ist es nicht besonders popular, aber in den europaischen Wettkampfen hat unsere Frauenmannschaft 2006 und 2012 die goldenen Medaillen gewonnen. In Tomsk ist diese Sportart nicht entwickelt.
Die Sportler spielen auf dem Eisplatz mit den Seiten etwa 45 Meter und 5 Meter. Der Target hat den Diameter 3,6 Meter. Das Spiel besteht aus 10 Perioden, insgesamt etwa 2 Stunden. Da spielen 2 Mannschaften, Jede Mannschaft hat vier Menschen. Die Sportler spielen auf diesem Feld mit einem Stein aus dem Granit und mit einer speziellen Burste. Die Temperatur des Eis ist etwa – 5 Grad.

2. KRAFTSPORT

Diese Sportart geh?rt zur Leichatletik. Der Sportler soll einen Metallkugel m?glichst weit werfen. Es fordert von den Sportlern eine gute Koordination und Starke. Es erschien dank den Volksspielen im 19 Jahrhundert. Die Heimat ist England. Seit dem Jahre 1896 ist es eine olympische Sportart fur die Manner und seit 1948 fur die Frauen.
Die ersten Rekorde wurden 1866 gemacht. In verschiedenen Zeiten waren hier die besten Sportler aus den USA, Frankreich, Deutschland, Russland, der Ukraine. In Tomsk ist es nicht besonders entwickelt.
Die Sportler haben eine spezielle Technik und sehr strenge Regeln wahrend des Stossens. Diese Regeln sind etwas unterschiedlich in verschiedenen Landern. Die Sportler handeln mit einer Hand. Ihr Platz ist ein Zirkel mit dem Diameter 2.1 Meter. Das Sportgerat (der Kugel) ist rund, glatt und wiegt 4 kg fur die Frauen und 7,2 kg fur die Manner. In den Wettbewerben machen die Sportler 6 Versuche.

3. RAGBY

Diese Sportart tragt den Namen einer Stadt in England. Das ist ein Mannschaftsspiel mit starkem Ringen und einer guten physikalischen Vorbereitung. Es erschien in Schottland in 19 Jh.
In vielen Landern ist es in den Militarstrukturen popular. Heute ist diese Sportart in mehr als 100 Landern aktuell – in Europa, Afrika, Sudamerika. In Russland ist es ziemlich gut entwickelt, die russische Mannschaft hat aber nicht besonders gute Resultate, sie hat die 15-16 te Position im Weltwriting. In Tomsk ist diese Sportart uberhaupt nicht popular.1900-1924 war es eine olympische Sportart. In den nachsten Jahren war es aus dieser Liste ausgeschlossen, und im Jahre 2016 wird diese Sportart wieder zum Teil des Olympiadenprogrammes in Rio-de-Janeiro.
Fur das Spiel braucht man zwei Mannschaften. In jeder Mannschaft spielen 15 Sportler. Das Spiel besteht aus zwei Perioden, jede dauert 40 Minuten. Es gibt Frauen- und Mannermannschaften.
Die Spieler spielen auf dem Grassfeld 100 meter pro 70 Meter mit einem ovalen Lederball. Seine Lange ist etwa 300 Millimeter.

4. TENNIS

Diese Sportart ist heute sehr popular in der ganzen Welt, besonders in den USA, Grossbritanien, Frankreich, Australien. In Russland ist es auch popular, es gibt viele grosse Sportler und Sportlerinnen hier. In Tomsk spielen die Menschen auch diese Sportart, aber es gibt keine guten proffesionellen Spieler.
Zur Heimat dieser Sportart zahlt man Frankreich. Man spielte dieses Spiel schon im 12. Jahrhundert, aber zum Sport wurde es zum 17. Jahrhundert. Im Jahre 1877 war der erste professionelle Wettbewerb. Der erste Wettbewerb in Russland war 1903. Seit dem Jahre 1988 wurde diese Sportart zum Teil des Olympiadenprogrammes.
Dieses Spiel kann Paar- und Mannschaftsspiel sein. Die Sportler spielen mit einem Schlager und einem kleinen Ball auf einem Platz 23 Meter pro 8 Meter. Zwei Sportler spielen miteinander drei oder funf Spiele, jedes Spiel dauert von 1 bis 3 Stunden.

5. BOBSPORT

Die Heimat dieser Sportart ist die Schweiz. Im Jahre 1888 erschien sie dank der Erfindung eines englischen Touristen. Es wurde sehr popular in vielen Landern Europas. Seit 1904 wurde es schon zum olympischen Sportart. Zuerst spielten nur die Manner, aber seit 1990 auch die Frauen.
Das ist eine Mannschaftssportart. Da handeln 2 - 4 Sportler, dabei hat jeder eine besondere Rolle. Die Sportler brauchen ein Sportgerat – Schlitten oder Bob. Zuerst waren sie aus Holz, heute macht man sie aus Metall. Ihr Preis ist gleich dem Preis eines Autos.
Die starksten Lander sind die USA, Deutschland, Italien, Austria, die Schweiz. Jetzt ist es auch in Russland sehr popular. In der Olympiade 2014 hatte unsere Mannschaft die goldene Medaille. In Tomsk ist es sehr wenig entwickelt. Heute nennt man diese Sportart Winterformula 1. Die Geschwindigkeit der Bewegung kann 140 km/st erreichen, die Lange der Eisbahn ist 2000 m

6. GORODKI.

Das ist ein russischer Volksspiel. Sie erschien am Anfang des 18. Jahrhunderts. Davon erzahlen die Bilder aus den Buchern dieser Zeit. Besonders popular wurde sie schon zum Ende des 19. Jahrhunderts. Solche grossen Menschen wie Tolstoj, Gorkij, Schaljapin, Akademiker Pavlov, Stalin, Lenin spielten sie gern.
Seit 1936 gab es Wettbewerbe in dieser Sportart innerhalb der UdSSR. Heute steigt wieder die Interesse dazu. Sogar in Europa gibt es die Meisterschaft fur das Pokal.
In Tomsk spielen nicht viele Menschen dieses Spiel, aber damit kann man gut Zeit verbringen.
Fur das Spiel braucht man einen glatten Platz (Asphalt oder Boden) 20 pro 15 Meter, etwa 15 Holzzylinderstucke und einen Schlager.
Man kann einzeln und fur die Mannschaft spielen. Die Mannschaft soll 5 Spieler haben.
Ein ahnliches Spiel gibt es auch in Finnland, es hei?tKyykka. In Schweden nennt man esPoppi.

5. Проверка усвоенных лексических знаний

Шаг 1. Выполнение теста, в котором содержатся вопросы по всему материалу, который был представлен во время занятия

1) Die Olympischen Ringe sind das Symbol von

a) den Erfindern des Olympischen Spiels
b) funf Erdteilen
c) funf ersten Sportarten

2) Aus wieviel Spielern besteht die Ragbymannschaft?

a) 10
b) 13
c) 15

3) Welche Sportart treibt Anastassija Zolotarjeva?

a) Basketball
b) Kraftsport
c) Schi

4) Was ist Heimat von Kerling?

a) England
b) Schottland
c) Russland

5) Was braucht man fur das grosse Tennis

a) einen Schlager
b) einen Granitenstein
c) einen Metallkugel

6) Schlitten ist notwendig fur

a) Hockey
b) Schwimmen
c) Bobslei

7) Wo finden die Olympischen Sommerspiele 2016 statt?

a) Sotschi (Russland)
b) Rio de Janeiro (Brasilien)
c) Nevada (USA)

8) Was war eines der Lieblingsspiele von Stalin?

a) Gorodki
b) Fussball
c) Schach

9) Gorodki ist ein

a) Mannschafts-und Einzelspiel
b) Einzelspiel
c) Mannschaftsspiel

10) Die Geschwindigkeit von Bob erreicht bis

a) 140 km/st
b) 180 km/st
c) 120 km/st

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
b c b b b c b a a a

Шаг 2. Подведение итогов. Рефлексия

Преподаватель проверяет тесты, в то время как студенты могут познакомиться еще с некоторой информацией, например, о спортивной жизни своего учебного заведения (в качестве примера – слайд № 8, информация взята со страниц официального сайта колледжа с переводом на немецкий язык отдельных элементов) или успехах России в области спорта и т.д.
В заключении опрашивает студентов о новизне и актуальности изученного материала и подводит итог работы студентов на всех этапах занятия

Примечания

– Тексты о различных видах спорта, которые являются основой для подготовки сообщения, разработаны и составлены автором данного сценария с учетом специфики языковых знаний конкретной группы обучающихся. При планировании занятия следует обратить внимание на степень их трудности в зависимости от уровня языковых знаний предполагаемой аудитории и в случае необходимости адаптировать их под определенную группу.

– При количестве обучающихся более 6-8 человек можно использовать работу над сообщением в паре с учетом степени подготовленности отдельных студентов.

– За основу первых двух упражнений Ubung 1 и Ubung 2 взяты элементы упражнений с сайта Немецкая волна http://www.dw.de/turnen-tut-gut/a-4302506. Видеосюжет «Turnen tut gut» взят также со страниц этого сайта.
В данном случае упражнения адаптированы под уровень обучающихся. Слайд №7 с вопросами во второй части занятия (во время подготовки сообщения и самого сообщения) должен быть открыт и служить опорой во время презентации текста

– При подведении итогов занятия следует учесть работу каждого отдельного студента на всех этапах занятия