Урок русского языка «Подготовка к сжатому изложению»

Разделы: Русский язык


Тип: развитие речи.

Цель: знакомство с приемами сжатия текста, умение на практике применять способы сжатия текста.

Задачи:

  • Образовательные: освоить приемы сжатия текста, отработать на конкретном тексте приемы сжатия, умение выделять главную информацию;
  • Развивающие: развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;
  • Воспитывающие: воспитывать любовь к родному русскому языку.

Оборудование: раздаточный материал с текстом изложения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ребята, наш урок посвящен подготовке к предстоящему экзамену по русскому языку в форме ОГЭ (ГИА). Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Мы познакомимся с приемами сжатия текста и научимся применять их.
Прежде чем мы приступим к работе, давайте посмотрим, как сформулировано задание С1 в КИМах (контрольно-измерительных материалах).
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Текст будет прочитан дважды.

II. Беседа по вопросам

– Что значит сжатое изложение? (Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)
– Как вы думаете, почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению? (Подробный пересказ требует механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение – запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.)
– Что такое микротема? (Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)
Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами.

III. Введение в тему

Алгоритм работы:

При первом прослушивании текста важно понять тему (о чем он?), уловить главную мысль (идею: что хотел сказать автор).
1) Постарайтесь определить стиль и тип речи (описание, повествование, рассуждение).
2) Запомните последовательность событий, рассуждений.
3) Определите количество абзацев. Между абзацами пауза продолжительней, чем между предложениями. Зафиксируйте в черновике первые слова (предложения) каждого абзаца, делая между ними большие отступы, чтобы при втором чтении внести уточнения в получившиеся микротемы. Выделите ключевые слова каждой микротемы. Это будет своеобразным планом, который поможет вам правильно распределить текст на микротемы.

Учтите, что план не надо переносить в чистовик, он нужен только для предварительной работы над изложением для восстановления в памяти содержания текста, его последовательности.
Во время второго прослушивания работайте с планом, который составили во время первого прослушивания: вносите уточнения, добавляйте пропущенные детали.
После второго прослушивания приступайте непосредственно к изложению (на черновике).

Имейте в виду, что для сжатого изложения, кроме внимательности, необходимо умение отбирать главное, существенное, обобщать услышанное, упрощать сложные синтаксические конструкции. Для этого необходимо знать приемы сжатия текста, с которыми мы сейчас познакомимся.

IV. Изучение нового материала

3 способа сжатия текста:

1) исключение
2) упрощение
3) обобщение

Подробнее о каждом из приемов.

При исключении мы сначала выделяем главное с точки зрения основной мысли текста, затем убираем детали, второстепенную информацию.

Исключать можно:

– повторы
– синонимы
– уточняющие конструкции
– фрагменты предложения, содержащие второстепенную информацию

Упрощение:

– слияние нескольких предложений в одно
– замена сложноподчиненного предложения простым
– замена прямой речи косвенной
– замена части предложения указательным местоимением

Обобщение:

– замена однородных членов предложения обобщающим словом.

V. Отработка материала

– Ребята, давайте рассмотрим на примерах, какие приемы сжатия текста используются?

1) Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)
Сказки любят все. (3 слова)
(Мы заменили однородные члены обобщающим словом. Прием: обобщение)
2) Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми. (С.Т.Аксаков) 23 слова
Буран свирепел, бушевал так, что глубокие овраги сделались высокими буграми. (12 слов)
(Мы образовали одно предложение путем слияния нескольких. Прием: упрощение).
3) Мне вспоминаются ее добрые глаза и тихая, светлая, приветливая улыбка. (10 слов)
Мне вспоминаются ее добрые глаза и приветливая улыбка. (8 слов)
(Мы исключили синонимы. Прием: исключение)

VI. Закрепление

Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья. Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему. В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя — ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» — вот тогда и получится настоящий человек.
По В.В.Шахиджаняну (136 слов)

Анализ текста
– Ребята, давайте закрепим полученные знания. Перед вами текст.
– Какова тема данного текста? (Призвание человека)
– Какова основная мысль текста? (По-настоящему счастлив тот человек, который нашел свое призвание в жизни.)
– Какие проблемы поднимаются в тексте? (Проблема выбора пути, своего дела)
– Назовите тип текста и стиль речи. (Публицистический стиль. Рассуждение)
– Какой вывод завершает текст? (Важно найти свое призвание в жизни)
– Предложите заголовок для текста. (Призвание человека)

Работа с текстом (ученики работают самостоятельно с последующей коллективной проверкой)
Разделите текст на абзацы. Сколько абзацев у вас получилось? (3 абзаца)
– Подчеркните в каждом абзаце ключевые слова и сформулируйте микротемы.
–Заключите в скобки те части, которые можно сжать. Какие приемы вы использовали?

Призвание — это маленький росточек таланта, (превратившийся в крепкое, могучее дерево). Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья.
Я знаю много плохих специалистов. (Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают), а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. (Ошибка) при выборе профессии. Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему.
В чём высшее наслаждение жизни? (По-моему,) в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, (он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое). Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя — ничего не вышло бы из меня. (Получился бы человек), зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» — вот тогда и получится настоящий человек.

1-я микротема: Призвание – это талант, подкрепленный трудолюбием, и найти свое призвание – значит обрести счастье.
2-я микротема: Чтобы стать хорошим специалистом, нужно любить, знать свое дело и увлекаться им.
3-я микротема: Если в человеке разгорится его «искра», он станет настоящим мастером своего дела.

Ученики определили приемы сжатия текста.

В 1-ой микротеме используется 2 приема сжатия текста:
– исключение второстепенной информации;
– упрощение (слияние нескольких предложений в одно).

2-я микротема:
– исключение второстепенной информации, повтора;
– упрощение (слияние нескольких предложений в одно).

3-я микротема:
– исключение второстепенной информации, вводного слова;
– обобщение;
– упрощение (слияние нескольких предложений в одно).

– Ребята, теперь скорректируем текст и запишем получившееся изложение.

Образец изложения

Призвание – это росток таланта, который не вырастет без трудолюбия и самовоспитания. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья.
Я знаю много плохих специалистов, которые ненавидят свою профессию. Это значит, что в молодости была сделана ошибка при выборе профессии. Главное – любить и знать свое дело.
Высшее наслаждение жизни – в творческом труде, мастерстве. Если бы я выбрал другую профессию – ничего не вышло бы из меня. Когда человек влюблён в свой труд, в нём разгорается «искра». Вот тогда и получается настоящий человек, а не просто зарабатывающий на хлеб насущный.
(88 слов)

Домашнее задание: выучить приемы сжатия текста, упр.3 написать сжатое изложение.

Приложение 1