Обобщение знаний по теме «Литосфера»

Разделы: География


Планируемые результаты:

  • предметные – должны знать внутреннее строение Земли, методы его изучения; различия материковой и океанической земной коры.
  • метапредметные – должны уметь показывать по карте объекты.
  • личностные – ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Образовательные ресурсы: таблица «Внутреннее строение Земли», «Физическая карта полушарий», атласы, раздаточный материал с заданиями, карточки с нужными словами для выполнения заданий.

Тип урока: актуализация знаний и умений.

Технология урока: диалогическое общение в личностно-коммуникативной технологии.

Методы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с картой, составление схемы, анализ рисунков учебника, работа с текстом.

Технологическая  карта урока

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые результаты

Постановка цели Просит учащихся прочитать текст, находящийся  в раздаточных материалах.
Задаёт вопросы:
«Знакомо ли вам содержание текста?
Так о чём же мы будем говорить на уроке? Ну, раз тема знакома, значит,  мы будем не просто говорить, а повторять, обобщать знания по теме «Литосфера».
Читают  текст, обдумывают,   размышляют.

Отвечают, что текст знаком, об этом говорили на уроках.
Формулируют тему занятия.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения.
Актуализация знаний. 1. Организует повторение  изученного ранее материала.
2. Предлагает вспомнить что собой представляет строение Земли.
Затем выполнить задание №1.
Предлагает внести соответствующие названия в схему, показывающую строение Земли.
Задаёт вопросы: «Подумайте, почему изучение состава метеоритов может служить доказательством наличия у Земли металлического ядра?

Гранит можно встретить повсеместно на материках, а в океане можно его встретить?  »

1. Предлагает обратиться к заданию №2.
Попробуем составить сравнительную характеристику  материковой и океанической  земной коры.
Предлагает ответить на вопрос: «Где бы вы стали бурить сверхглубокую скважину с целью достичь мантии? На материке или в океане?
Почему?

 

Дети исключают лишнее слово (рельеф), т.к. оно не относится к строению Земли.
Выходят к доске, размещают обозначения частей Земли.

 

Предполагаемые ответы:  Потому что и Земля, и метеориты – это космические тела, поэтому у них много общего,  значит, и строение может быть схоже.

Нет, т.к. гранитный слой не входит в состав океанической земной коры, значит, и встретить в океане мы его не можем, если только на шельфе.  Выполняют задание в парах.  Делают отчё ты о проведенной работе.

Способность  применять систему знаний,   при решении  учебных   задач.

Способен использовать знаково-символьную систему и  логические операции.

 

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно – исследовательской деятельности.

Выдвижение гипотезы и определение возможности её подтверждения. После рассмотрения гипотез, предлагается обратить внимание на поверхность земной коры.
Ответить на вопросы:
– Земная кора сложена
различными горными породами.  Везде ли породы залегают равномерно?
– Что является главной причиной разнообразия рельефа и его изменения?

1. Организует работу по составлению схемы.
2.  Далее выполнение работы  задания  №3
Составить схему «Процессы формирования рельефа».
Задаёт вопрос:
Так какие же процессы формируют горы, а какие равнины?

 

Предлагают гипотезы.
В океане, но не на суше. Потому что материковая земная кора имеет большую мощность (и другие гипотезы)

Предполагаемые ответы:  (Неровности земной коры – рельеф, горы и равнины формируются за счёт неравномерного залегания горных пород.
Внутренние  и внешние  силы (процессы) способствуют формированию  рельефа  Земли.)
Заполняют схему работая в парах, обсуждая каждый из факторов, и делают выводы.

Способность решать проблемы для осуществления учебной деятельности.
Формулировать гипотезу.
Практическая работа с картой. Учитель предлагает обратиться к  заданию № 4 и выполнить работу с картой. Определить самые высочайшие вершины мира. Внешние факторы способствуют образованию равнин, а внутренние формируют горы.
Учащиеся, работая в парах, находят вершины и по завершении задания отмечают их место нахождения на карте у доски особыми знаками.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль  своей деятельности  в процессе достижения  результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Подведение итогов работы. Рефлексия. 1. Организует работу.
Просит обратиться к предложенному тесту.
2. Организует обсуждение и оценивание работ. 
Работают с тестом, осуществляют взаимопроверку, сверяют ответы  с предложенными ответами на доске.
Оценивают правильность выполнения работы товарищей.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Способность осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Приложение 1