Комбинированные стереометрические задачи на применение свойств цилиндра и скрещивающихся прямых

Разделы: Математика


Цели и задачи урока:

  • Знакомство учащихся  со стереометрическими  задачами на применение свойств цилиндра и скрещивающихся прямых.
  • Способствовать формированию и развитию у учащихся пространственных представлений; повторить  определения, свойства цилиндра и скрещивающихся прямых  при решении комбинированных задач на  нахождение расстояния, угла между двумя скрещивающихся прямыми в прямом круговом цилиндре.
  • Формировать умения анализировать, устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала, способность к самоанализу, рефлексии.
  • Содействовать развитию интереса к оперированию геометрическими понятиями и образами, личностной активности учащихся; создать условия для творческой самореализации личности.  

Оборудование: 16 персональных компьютеров для учащихся, персональный компьютер учителя, проектор, раздаточный материал в виде готовых чертежей с задачами, листы для отчета о проделанной работе, модели   цилиндра и призмы. Презентации учителя к уроку .

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (2 мин.)

После проверки готовности класса к уроку, учитель сообщает тему, цели и задачи практикума и отмечает, что урок проходит  с использованием компьютерной презентации, выполненной в Power Point. Учитель проводит инструктирование учащихся по технике безопасности при работе в компьютерном классе.

2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (10 мин.)

Тестирование с самопроверкой

Для диагностики и коррекции основных понятий и формул, необходимых на уроке учитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. С условиями заданий теста учащиеся знакомятся с помощью слайдов презентации. Оценивает ответы учащихся компьютер. Максимальная оценка 3 балла – за три правильных ответа. На каждом слайде необходимо нажать кнопку с номером ответа. Неверно выбранный ответ откроет слайд решение задачи или напомнит теоретический материал.

1. Дан куб. Угол между прямыми A1D1 и    BC1 равен ...

1) 90°; 2)  45°; 3) 60°.   

2. Дан куб . Угол между прямыми A D1 и  BD равен ...

1) 90°; 2) 45°; 3) 60°.   

3.   На основании цилиндра взяты две непараллельные друг другу хорды AN и BM, не проходящие через центры оснований. Тогда расстояние между хордами...

1) равно образующей цилиндра  ;  2) больше высоты цилиндра  3)   меньше образующей цилиндра

4. Концы отрезка AB лежат на окружностях оснований цилиндра   AB  и OQ не параллельные друг другу отрезки.  Тогда расстояние между прямой AB и осью цилиндра OQ неравно длине отрезка …

1) MN;  2) QK ;  3) OA.

5  Высота цилиндра 8 см, радиус основания 5 см. Цилиндр пересечен плоскостью параллельно оси так, что в сечении получился квадрат. Тогда расстояние от этого сечения до оси цилиндра равно...   

  1. см ; 2) 4 см  ;  3)  3 см  

3. Решение задачи №1 (8 мин.)

Учитель предлагает вниманию учащихся задачу:
Концы отрезка AB лежат на окружностях оснований цилиндра. Высота цилиндра равна 16, радиус основания равен 10, а угол между прямой AB и плоскостью основания цилиндра равен 45°. Найдите расстояние между осью цилиндра и параллельной ей плоскостью, проходящей через точки A и B.

Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите угол между прямой AB и плоскостью основания цилиндра. Ответ обоснуйте.
  2. Каким четырехугольником является  сечение цилиндра AA1BB1? 
  3. Какое взаимное расположение прямых AB и OO1  в пространстве?
  4. Как найти расстояние между осью цилиндра и параллельной ей плоскостью, проходящей через точки A и B?

Далее в ходе обсуждения условия задачи, приходим к решению задачи.

Отмечаем какой теоретический материал использовался при решении задачи:

  1. Прямой круговой цилиндр
  2. Определение скрещивающихся прямых
  3. Расстояние между двумя скрещивающихся прямыми
  4. Угол между наклонной и плоскостью
  5. Терема Пифагора
  6. Тригонометрические функции острых углов
  7. Решение прямоугольных треугольников
  8. Свойства равнобедренного треугольника

4. Решение задачи №2 (8 мин.)

Учитель предлагает вниманию учащихся задачу:

Радиус основания цилиндра равен 6, высота равна 10. Отрезки AB и CD – диаметры одного из оснований цилиндра, AC =

Отрезок AA1 – образующая цилиндра. Найдите тангенс угла между прямыми   BC и A1D

Вопросы для обсуждения:

  1. Какое взаимное расположение прямых   BCи A1D   в пространстве?
  2. Как найти угол между прямыми BC и A1D?
  3. Угол ACB опирается на диаметр окружности. Что   можно сказать о его величине?  

Далее в ходе обсуждения условия задачи, приходим к решению задачи.

Отмечаем какой теоретический материал использовался при решении задачи

  1. Прямой круговой цилиндр
  2.  Определение скрещивающихся прямых
  3.  Угол между двумя скрещивающихся прямыми
  4.  Терема Пифагора
  5.  Вписанный угол, опирающийся на диаметр
  6. Тригонометрические функции острых углов
  7. Решение прямоугольных треугольников  

5. Самостоятельная работа по решению задач с использованием готовых чертежей и последующей проверкой или самопроверкой (10 мин.)

Учащиеся получают тексты задач по вариантам в печатном виде и на слайдах презентации. Учитель контролирует работу  учащихся, определяет степень усвоения изученного материала. Через определенное время краткое решение задач можно проверить, используя слайды презентации.

Вариант №1

  1. Концы отрезка AB лежат на окружностях оснований цилиндра. Радиус  основания цилиндра равен 15, длина отрезка AB равна , а угол между прямой AB и плоскостью основания цилиндра равен 30?. Найдите расстояние между осью цилиндра и параллельной ей плоскостью, проходящей через точки A и B.
  2. Радиус основания цилиндра равен 1, высота равна   Отрезки AB и CD – диаметры одного из оснований цилиндра. Отрезок AA1 –  образующая цилиндра, AD = . Найдите косинус угла между прямыми   BD и A1C 

6. Отчёт о проделанной на уроке работе (5 мин.)

В конце занятия учащимся  заполняют бланк отчета о проделанной на уроке работе.
Тестирование с самопроверкой.

Приложение 1