Мастер-класс «Формирование УУД средствами РКБ (расчетно-конструкторского бюро)»

Разделы: Математика, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на занятиях РКБ, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на занятиях по РКБ, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, цветные карандаши, «Журнал исследования» «Лист эксперта». (Приложение 1)

Ход проведения мастер-класса

I. Организационный момент

Добрый день! Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. У человека всё предназначено для самого себя: глаза  – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть эта встреча принесет вам радость общения.

II. Самоопределение к деятельности. Слайд 1

– А сейчас отправляемся в гости к трем буквам – УУД. Как вы думаете, о чём пойдёт речь? 
– Предположите цель нашей встречи с этими буквами. Слайд 2
– Мы будем говорить о том, как формировать универсальные учебные действия. Слайд 3

Нам много говорили об УУДах, но что такое? С чем его едят? Не знал никто.
Известно было только, что УУДы нужны для наших маленьких ребят.
Теперь нам надо мыслить креативно. Поставить знак «Равно» учитель – ученик
Учить нам надо так, чтоб было видно: добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!
В конечном счете, получить должны мы людей, способных сразу ко всему:
Петь, танцевать, решать глобальные проблемы не обращаясь ни к кому.

III. Актуализация знаний.Слайд 4

22 декабря 2014 года исполняется 5 лет как вступил в силу Приказом № 373 Минюста России Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Согласно которому, наиболее значимым в обучении младших школьников является формирование у них УУД, обеспечивающих школьникам желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Именно поэтому, сегодня учитель переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы:

  • Как обучать детей?
  • Как формировать умение учиться?
  • Как развивать УУД учащихся?  

Обратимся к  «Характеристикам УУД» (Приложение 1)

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью. Мы должны  научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки. Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найти нужно  способ научить ребенка применять свои знания. Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала .

Ответить на эти вопросы постараемся на заседании «Расчетно-конструкторское бюро», автором программы которого является О.А. Захарова. Данный курс разработан в рамках УМК «Перспективная начальная школа» и входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное развитие личности. Слайд 5

Основная цель программы – изучение окружающего мира математическими средствами.

Задачи:

  • Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  • Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  • Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  • Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Слайд 6

Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования. В процессе обучения школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность. Это главный способ осмысления мира. Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные ЗНАНИЯ в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов.

Особенности организации учебного процесса

  • Основное время занимает самостоятельное реше­ние детьми практических задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.
  • На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
  • На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью.
  • Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
  • Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
  • В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
  • Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр.

В результате работы данного курса мы заметили, что полученные знания и первичные умения, учащиеся переносят на предметные уроки. Мы видим, что общеучебные умения обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой.
Таким образом, сегодня, на наш взгляд, использование в начальной школе курса «Расчетно – конструкторское бюро», включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию УУД у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

IV. Практическая работа. Слайд 7

– Посмотрите на рабочий материал,  представленный на ваших столах. Это «Лист эксперта» и «Журнал исследователя».
Для облегчения работы УУД распределены по цветам: личностные – красный цвет, регулятивные – жёлтый, познавательные – синий и коммуникативные – зелёный цвет.
– Разберём, какие УУД формируются  на каждом этапе занятия и соответствующим цветом закрасим пирамидку. Возьмём несколько этапов.

Организационный момент. Слайд 8

Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
–У меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.
Определите деятельность учащихся. Какое УУД формировали? Закрасте соответствующее кольцо пирамидки.   

Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (К и Л УУД).

Постановка проблемы и её решение Слайд 9 – предлагаю учащимся следующую ситуацию:

– В 3-м классе отвечая на вопрос: «Много ли на Земле пресной воды?» мы вывели соотношение количества пресной и солёной воды. На данной диаграмме мы видим, что соленой воды на Земле во много раз больше. А сколько же соли в солёной воде? Кто может ответить?
– Чтобы ответить на этот вопрос необходимо изучить научную статью в «Журнале исследования». (Приложение 1)

Определите деятельность учащихся. Какое УУД формировали? Закрасте соответствующее кольцо пирамидки. Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме,  самостоятельное выделение познавательной цели, самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”) (П УУД).

Первичное закрепление. Задание №1. Слайд 10

Определите деятельность учащихся. Какое УУД формировали? Закрасте соответствующее кольцо пирамидки. Учащиеся  учатся принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; (П и Р УУД).

Групповая работа. №2, №3, №4. Слайд 11

Определите деятельность учащихся. Какое УУД формировали? Закрасте соответствующее кольцо пирамидки. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому, учащиеся  учатся принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; (П, К, Р и Л УУД).

Афиширование групповой работы. Задание №5 – работа с таблицей. Слайд 12

Определите деятельность учащихся. Какое УУД формировали? Закрасте соответствующее кольцо пирамидки. С целью формирования регулятивного универсального учебного действия –  действия контроля, также проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. (Р УУД).

Практическая работа. Задание №6.Слайд 13

Определите деятельность учащихся. Какое УУД формировали? Закрасте соответствующее кольцо пирамидки. (Р, К, П, Л УУД).

Домашнее задание. №7. Слайд 14

Определите деятельность учащихся. Какое УУД формировали? Закрасте соответствующее кольцо пирамидки. (Р, К, П, Л УУД).

Рефлексия. Слайд 15

Наш с вами урок подошёл к концу. Что вы расскажите интересного об уроке своим родителям? Теперь, наверное, вы уже поняли, почему необходимо беречь пресную воду. Хочется верить, что из каждого вырастет достойный человек, ведь уже сегодня вы были внимательны друг другу, дружны между собой, вам было присуще стремление к познанию, вам нравится учиться.

Определите деятельность учащихся. Какое УУД формировали? Закрасте соответствующее кольцо пирамидки. Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение и позицию, используют устную и письменную речь для регуляции своего действия. (Р, П, Л УУД).

V. Итог мастер-класса. Слайд 16

– Итак, подведём итог нашего занятия. Какова же роль внеурочных курсов в формировании УУД?  
Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов. Следовательно, меняется роль учителя – теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных   и личностных учебных действий.
Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
– Хочется закончить наш мастер-класс словами неизвестного автора:

Не уставай искать ответа
На то, на что ответа нет.
В неотвечаемости этой
Уже содержится ответ… Слайд 17

– Всем большое спасибо за работу.

Используемая литература:

  1. Васильев В. П. Конструирование универсальных учебных действий в начальной школе в рамках реализации основной образовательной программы [Текст] / В. П. Васильев // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 106-109.
  2. Шегаев И. С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) [Текст] / И. С. Шегаев, А. В. Шегаева // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 550-552
  3. Аксенова Н. И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий [Текст] / Н. И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 94-100.
  4. Александрова Н. В. Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий [Текст] / Н. В. Александрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 1-4.